Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Мультфильмы: смотрим и оцениваем - 1


Травма времени, или Девочка и кот
Смотрим и оцениваем мультфильмы
Александр СЕДОВ (с) рецензия / ноябрь 2014 г.
.
Помимо прочих радостей, короткометражная мультипликация дарит нам счастье мгновенного просмотра. И мгновенного обсуждения – причём, совместного. Что если нам время от времени проводить подобный опыт? Недавно Ассоциация анимационного кино открыла на Ютьюбе собственный канал, куда начинает выкладывать современные российские мультфильмы. Давайте обсуждать и оценивать их по следующей схеме:
.

  1. Что понравилось;

  2. Что не понравилось;

  3. Соображения, которые сложно отнести к плюсам или минусам (Неопределённое);

  4. Итоговая оценка по десятибалльной шкале (10/10).

.
Необязательно строго держаться схемы, достаточно просто ориентироваться на неё.
.
На первое обсуждение выношу пять мультфильмов. Точнее, 4 суперкоротких выпуска сериала «Девочка и кот» (реж. Сергей Рябов, Студия Сергея Рябова, 2012 г.) и одну десятиминутку под названием «Время травмы» (реж. Александр Гурьев, Студия М.И.Р., 2011 г.). Общее время просмотра около 16 минут.
.
Выбранным мультфильмам уже три-четыре года, но впервые я их увидел только несколько дней назад (это к вопросу о том, насколько современная российская анимация хорошо знакома даже тем зрителям, кто старается отслеживать её достижения). Забегая вперёд, замечу, что увиденным, в целом, я остался доволен. Подробнее поговорим после просмотра.
.
Приятного просмотра.
.

.

.
http://www.youtube.com/watch?v=JzDKdh888rY&list=UUv1JGaqLUXOUI8xkZDU65Dw
.

.
http://www.youtube.com/watch?v=puAtjLOFsxY&list=UUv1JGaqLUXOUI8xkZDU65Dw
.

.
http://www.youtube.com/watch?v=d3odRzRobJo&list=UUv1JGaqLUXOUI8xkZDU65Dw
.

.
http://www.youtube.com/watch?v=sNDfIL0X9_g&list=UUv1JGaqLUXOUI8xkZDU65Dw
.

.
http://www.youtube.com/watch?v=3nDOWRlWfUI&list=UUv1JGaqLUXOUI8xkZDU65Dw
.
Итак, мои впечатления:
.
Сериал «Девочка кот» (в технике пластилиновой анимации)
.
На мой взгляд, блестящие скетчи при минимуме слов и действия. Своей лаконичной формой напомнили телевизионные «Шесть кадров» - только «Девочка и кот» это как бы вариант для детей. Впрочем, будь эти выпуски длиннее, удались бы ли они также? Напрашивается вопрос: а не боится ли автор более содержательного и продолжительного сюжета? Выпуски похожи на пробу пера, этюды, хотя ничего «чернового» в них нет.
.
В глаза бросается то, что автор переместил мир девочки и кота в собственное золотое детство начала восьмидесятых годов: катушечный магнитофон, школьная форма той поры, радиотрансляция передачи «Утренняя гимнастика», «Новогодний огонёк» в чёрно-белом телевизоре. Выступление Брежнева сменяется песней Барыкина: автор почему-то смешал две эпохи – «застоя» и «перестройки»; впрочем, поначалу граница между ними, действительно, была размыта. В целом эпоха передана остроумно и «атмосферно», с теплотой, без ностальгического надрыва. Как представитель того поколения (и, вероятно, ровесник той девочки и того кота) я приветствую подобный подход – мне по душе милая стилизация, в некотором роде поэтизация той эпохи, тем более, что речь идёт о мире детства.
.
«Девочка и кот» – далеко не первый пример обращения современной российской анимации к миру детства конца 1970-х – начала 1980-х. Нынешние режиссёры-аниматоры любят совершать ретро-ностальгическое паломничество, заглядывать в воспоминания о своём детстве, обставляя свои грёзы узнаваемыми коллизиями и предметами быта того времени. Иногда сюжеты на материале тех лет полны личных драм, впрочем, переданных с юмором, самоиронией, как, например, в мультфильме «Девочка дура» (реж. Зоя Киреева, «А-фильм», 2006 г.). В других случаях это вроде лирического воспоминания, мягкой зарисовки в духе импрессионизма, - скажем «Домашний романс» (реж. Ирина Литманович, "Аквариус-фильм", 2011 г.). Но, повторюсь, авторы всегда засвечивают в кадре детали, которые прямо указывают на конкретную эпоху, несмотря на то, что с точки зрения сюжета это, в общем, не так уж необходимо. История могла бы произойти и в любое другое время. Но авторы настойчивы. Мягко, но настойчивы. Сюжет переносит именно в ту эпоху, в их детство, в их милые золотые годы детства.
.
Особенно эта тенденция заметна по мультфильмам на школьную тему. За последние годы в российской анимации было создано немало мультфильмов, где школьный сюжет (без строгой необходимости) перенесён в предметный мир 1970-1980-х годов. Например, «Зелёные зубы» (реж. Светлана Андрианова, студия «Пчела», 2012 г.). Как я сказал выше, мне как зрителю приятно и интересно смотреть новый мультфильм про себя, про свои детские воспоминания. Узнавать (или придумывать заново) знакомые реалии. С другой стороны, я понимаю, что так во мне проявляется эгоистическое начало. Быть может, тот же поколенческий эгоизм говорит и в создателях этих мультфильмов? Не обидно ли современным детям, что мультфильмов с сюжетами из их современной жизни не так много? (Из удачных я могу вспомнить разве что сериал «Везуха» студии «Метроном», 2010 г..) Впрочем, дети, наверное, не осознают это, хотя, наверное, что-то чувствуют.
.
В чём причина этой ретро-волны? Здесь, я думаю, нечто большее, чем личные предпочтения или индивидуальные комплексы конкретных режиссёров-мультипликаторов. Вероятно, речь следует вести о культурных и социальных причинах. Выскажу гипотезу: дело в том, что мультипликация как искусство синтетическое предполагает очень высокую степень культурной переработки (наподобие высокой степени химической переработки нефти до высокооктанового бензина или производства из нефти сложных полимеров). Это не означает, что на выходе этой цепочки обязательно получится «шедевр». Просто воображение авторов мультфильма и сама технология его производства, сколь бы коротким не был сам мультфильм, работает с обширным слоем культурных образов, стереотипов. Обычно автор берёт тот или иной социальный типаж или узнаваемый сюжет – хорошо знакомый автору и довольно распространённый в современной культуре, но главное – он опирается на уже готовую интерпретацию, образ времени, стереотип эпохи.
.
Так получилось, что в отношении современной эпохи многие авторы теряются. Она кажется слишком сырой, в ней много всего – гаджетов и социальных сценариев, всё происходит слишком быстро, коммуникации молниеносны и поверхностны – и всё это редко по-настоящему осмысленно. Тем более, не сформирован образ современного детства. Современные режиссёры вынуждены хвататься за образы, которые осмысленны, определённы и знакомы всем, а это образы / стереотипы, с которыми плотно работал ещё советский кинематограф, советская мультипликация, то есть, как минимум, тридцатилетней давности.
.
(Замечу в скобках, что современная российская киноиндустрия иногда производит детские фильмы, которые по большей части никто не видит, но детского кинематографа как такового нет. Нет мощного визуального и смыслового поставщика образов для нашей современной мультипликации. Семисерийный мультфильм «Доктор Айболит» (реж. Давид Черкасский, 1984-1985 гг.) студии Киевнаучфильм был бы невозможен без кинокартины «Айболит-66».)
.
Девочка и кот – это современники Бармалейкина и Зазнайкиной из мультсерии «На задней парте» (реж. Валерий Угаров, Союзмультфильм, 1978-1985 гг.), а, может, даже их друзья и, так сказать, одноклассники. Разумеется, они немножко другие. Они передают привет от нашего времени – тому. В конце концов, в этом нет ничего невозможно, Бармалейкин «катался» на Машине времени и мог случайно прихватить Девочку и кота с собой. И тех и других я с удовольствием не раз пересмотрю. И всё-таки жаль, что современные режиссёры, как правило, избегают настоящего. Это моё сожаление и есть единственный минус. Ставлю 9 из 10.
.
Мультфильм «Время травмы » сначала удивил названием. К чему бы здесь психоанализ? Пробежал холодок недоверия. Но всё удачно разъяснилось. Оказалось, что название найдено подходящее, остроумное и к месту. Затем удивил царь Пётр, точнее, кого назначили ему в антагонисты – его сына царевича Алексея. К Петру Великому на киноэкране мы привыкли давно, в нашем коллективном представлении давно сформировался образ-стереотип высокого громогласного, авторитарного, порой сумасбродного, но отходчивого и, в общем, справедливого, исторически прогрессивного правителя, который способен и изобретение оценить по достоинству, и шутку, но боярских бород и скудоумие не потерпит. Пора императору Петру чаще появляться в мультфильмах. Настоящий фольклорный персонаж. И тут вдруг – бац! В паре с Алексеем! Все мы помним, что добром их отношения не кончились. Словом, мультфильм «Время травмы» замахнулся на шутливую тему как-то слишком всерьёз. Неясно было чего ожидать.
.
В отличие от «Девочки и кота» (уж простите это случайное и глупое сравнение) здесь сюжет казался более сложным, как говорится, с богатым историческим бэкграундом. При этом выполнен в шаржировано-карикатурном рисунке, напоминающем лубок. Несмотря на заранее заданную сложность, фабула укладывается в простой анекдот, а это признак удачно найденной сценарной идеи.

Царевич Алексей как человек ранимый и жалостливый (не в пример папе), попав по болезни в лазарет, мечтает о таком чуде-средстве, которое мгновенно излечивало бы больных. «Эврика! Это должна быть машина времени!» И тут же придворный учёный Фалей предлагает опробовать своё изобретение на одном заболевшем солдате… Как всё просто! В мультфильмах и не такое возможно. Надо всего лишь отправить заболевшего в момент времени, предшествующий заболеванию и там оградить его от травмы (в данном случае от пореза). Сюжет достойный фантастического блокбастера. Или продолжения фильма «Сказ про то, как Царь Пётр Арапа женил…»
.
Всё вышеназванное, – идея, сюжет, стилистика, образы героев, – при всей, как бы сказали знатоки, спорности исторической трактовки, я отношу к плюсам. Однако ряд моментов в реализации меня серьёзно смутил. Шутка, связанная с рыбалкой, которой открывается история, мне показалась несмешной и довольно плоской, как та лужа, в которой царь с царевичем рыбачили. Пётр Первый, наверное, и вправду бывал самодуром, но не дураком. Как, располагая обширными познаниями в естественных науках, он мог принять лужу за озеро я понять не могу. Тут скорее авторы мультфильма дурачат зрителя и не очень убедительно. В мультфильмах возможно всё, но не всё бывает убедительным.
.
Другой момент, который меня смутил, повторялся в мультфильме раза три и в одном и том же виде. В то время, когда Алексей с Фалеем направляются в лабораторию, Пётр в окружении семенящих за ним придворных шагает к крепости. В следующем кадре царь с бешенным остервенением машет тесаком, да так, что я грешным делом вообразил экзекуцию по отсечению голов (нам виден только сам Пётр). Это сцена в силу сюжета повторялась раза три. И только с последнего раза я догадался, что так император прорубал окно в Европу. Наверное, я не очень догадливый зритель. Но, кто знает, может, я такой не один. Поэтому в защиту и поддержку таких как я, снижаю оценку этому мультфильму до 6 с половиной из 10 возможных.
Tags: animation, review, video, Союзмультфильм, Уральская школа анимации, анимация, сравниваем_и_оцениваем
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal