Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Они тоже хотели видеть настоящего английского Холмса

Предыдущая часть "Мастер против Короля: Холмс против Холмса" -
http://alek-morse.livejournal.com/88697.html
gamesafoot_002

Они тоже хотели видеть настоящего английского Холмса

И настал «1984»

Александр СЕДОВ (с) эссе, сентябрь 2014 г.

.

Долгое время главным английским Холмсом на острове считался актёр Питер Кушинг – с него, как потом уверял Джереми Бретт, он брал пример «безукоризненных джентльменских манер». Высокий, сухопарый, узколицый и длинноносый сыщик-педант казался более строгим прочтением литературного образа сыщика с Бейкер-стрит, чем застрявший в сознании большинства западных зрителей «голливудский красавчик» Бэзил Ретбоун. Но сериал ББС с участием Кушинга вышел в 1968 году, и спустя годы актёр был вынужден признать, что фильм смотрится уже не так хорошо как прежде. Шагнули вперёд телевизионные технологии, телевизионная драматургия тоже не стояла на месте. И на фоне новой продукции сериал с Кушингом-Холмсом выглядел уже несколько допотопно.

.

Кроме того, впечатление от сериала Кушинга, относительно близкой к оригинальным рассказам экранизации, постоянно перебивалось новыми довольно фантасмагоричными похождениями Шерлока Холмса на экране. Сыщик то гонялся за Потрошителем, то лечился у Зигмунда Фрейда от наркозависимости.

.

/ Питер Кушинг в сериале ББС, 1968 г./
ssherlockholmesstill04
.
hound8
.
PeterCushing_SherlockHolmesTV1968
.
tumblr_mr8my7Pzh81r6n9njo1_r3_500
.
Двоякое чувство оставили у британской аудитории два фильма с Яном Ричардсоном, вышедшие в аккурат перед премьерой сериала студии «Гранада». С одной стороны, Ричардсон соответствовал каноническому облику, обладал чувством самоиронии и настоящими джентльменскими манерами, но американские продюсеры сбили с образа всякий «серьёз», когда в погоне за коротышкой дикарём-каннибалом усадили Холмса на карусельного пони (фильм «Знак четырёх», 1983 г.).
.
/ Ян Ричардсон в фильме "Знак четырёх", 1983 г./

Ричардсон_Холмс_Знак_002_02
.
Ричардсон_Холмс_Знак_010_02

.

К середине 1980-х британские зрители порядком устали от мелькания на экране клишированных и одномерных образов сыщика с Бейкер-стрит. Из фильма в фильм эти Холмсы расхаживали в клетчатом пальто-крылатке и двухкозырке – сущий моветон для джентльмена в столичном Лондоне. Этим Холмсам подозрительно легко давались подвиги, на чём паразитировали расплодившиеся комедии. Новое время требовало нового героя – точнее, дух времени требовал иного отношения к примелькавшемуся персонажу.

.

На дворе была середина восьмидесятых – пик консервативного правления Маргарэт Тэтчер. Железная Леди, как прозвали её журналисты, сочетала в своём курсе жёсткость экономических реформ и риторику «истинных британских ценностей». В набор этих ценностей входили, помимо прочего, мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон – герои приключенческой литературы эпохи королевы Виктории, то есть Золотого Века для англичан, времени, когда над Британской империей не заходило солнце.

.

«Есть в этих героях что-то такое, что совершенно определённо свидетельствует об англичанстве, британскости, - признавался в интервью Эдвард Хардвик, исполнитель роли доктора Ватсона в гранадовском сериале, - вот почему, на мой взгляд, они находят у людей такой глубокий отклик. Изображаемая эпоха была временем, когда мы как нация были могущественной силой, именно этот образ мы и старались донести…» («Шерлок Холмс Газетт», весна 1992 г.).

.

Однако мистер Шерлок Холмс был не только частью ностальгии и элементом британской идентичности. Был он ещё и экспортным товаром, популярной трейд-маркой. Поднаторевшая на сериалах национальная телеиндустрия была готова к созданию «нового старого» Холмса. Явить на экран не плоское отражение стереотипного образа, а сложный и противоречивый внутренний мир гениального сыщика. Под стать сложной и противоречивой современности.


.
продолжение следует
.
следующая часть -

http://alek-morse.livejournal.com/91393.html

Tags: adaptation, essay, fictional england, granada series, movie, ricardson, sherlock holmes, television, Выдуманная англия, выдуманная англия, кино, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments