Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Деликатный детектив в эпоху революции

В тот год состоялась телепремьера ленфильмовской "Собаки Баскервилей" - детектив детективов. А через три месяца - детектив времён Октябрьской революции.
Чёрный_треугольник_030

Деликатный детектив в эпоху революции

О фильме «Чёрный треугольник»

Александр СЕДОВ (с) эссе / август 2014 г.

.

Во вторник 13 октября 1981 года на Центральном телевидении вышел трёхсерийный приключенческий телефильм «Чёрный треугольник» о судьбе похищенных из Патриаршей ризницы Кремля сокровищ – россыпи жемчугов, сапфиров, бриллиантов, которые волею революционных вихрей угодили в категорию «грабь награбленного».

.

Телефильм про 1918 год открывался тем же формальным приёмом, что и ленфильмовский «Холмс» - вступительными титрами, в данном случае напоминавшими надписи в немой кинохронике:

.

«Шли первые месяцы после победы Октября.

Партия большевиков активно строила первое в мире Социалистическое государство. Создавались органы защиты завоеваний трудящихся от контрреволюционных заговоров и мятежей, анархо-бандитствующих элементов, преступников всех мастей…»

.

Доблестные сыскари заново учреждённого московского угрозыска – в исполнении замечательных актёров Константина Григорьева и Анатолия Ромашина – ищут, находят и изящно возвращают исчезнувшие ценности молодой советской республике. Фильм не выдающийся, но сработан на «Мосфильме» крепко – лаконичные диалоги, выразительная операторская работа, запоминающиеся характеры. Если бы это кино снимали сегодня, оно превратилось бы в длинный сериал о революционном безвременье с подробным мордобоем и регулярными перестрелками. Не обошлось бы без самосуда и перегибов в ВЧК.

.

Чёрный_треугольник_038
.
Чёрный_треугольник_070
.
Чёрный_треугольник_086
.
Чёрный_треугольник_018

Между тем, по неторопливости действия и вдумчивости героев этот «революционный боевик» напоминает шахматную партию. Нет в нём ни драматического накала сериала «Рождённая революцией» (1974), ни психологического надрыва телеспектакля «Ярость» (1979). Градус насилия в нём не больше, чем в ленфильмовских «Холмсе» и «Флоризеле». Перестрелки есть, но немного и, главным образом, в непроглядной тьме. Арестованные бандиты и анархисты без всякого рукоприкладства охотно дают признательные показания, а единственный фингал украсил лицо одного с риском задержанного рецидивиста, который на допросе не сказал ни слова, а только криво ухмыльнулся. Как там было «на самом деле» и как могло быть в начале 1918 года из этого фильма ясно не вполне. Понятно только, что криминальный сюжет разворачивается на фоне большого исторического сдвига, обязательными атрибутами которого выступают революционные матросы с наганами и бывшие царские офицеры без погон и какард.
Чёрный_треугольник_034
.
Чёрный_треугольник_042

.

Перед зрителем – точно соблюдённое жанровое кино о буднях советского уголовного розыска, вернее – о его становлении. Идейный большевик и большой умница зампред Московского совета рабоче-крестьянской милиции товарищ Косачевский работает в паре с честным и проницательным «спецом» из царской уголовки Бориным. Идеальный тандем, который могли ставить в пример советской милиции в начале 1980-х. Между ними нет панибратства Знатоков, нет и морального конфликта Жеглова и Шарапова. Отношения ровные, слаженные, деловые, будто фильм рассказывает о коллегах-врачах из терапевтического отделения, а не о сыщиках разного классового происхождения в годы гражданской войны. И при этом характеры смотрятся живыми, убедительными, людьми своего времени.

.
/ Константин Григорьев в фильме "Чёрный треугольник" /

Чёрный_треугольник_044
.
/ Константин Григорьев в фильме "Зелёный фургон" /


Константин Григорьев к моменту съёмок «Чёрного треугольника» не раз успел послужить в советском кино как делу революции, так и контрреволюции (и послужит после), поэтому в фактуру времени вписался идеально: отрывистые фразы, ироничный взгляд, кожаный пиджак, хромовые сапоги, гимнастёрка, - почти таким же он предстанет года через два в фильме «Зелёный фургон» в роли начоперота Одесской милиции. Его коллега и классовый антипод в исполнении Анатолия Ромашина обитал внутри эпохи не менее органично: интеллигентные манеры, профессионализм, строгое, без рукоприкладства, обращение с преступниками, костюм-тройка, жёсткий воротничок, аккуратная чеховская бородка и непременная трубка, которую его герой раскуривал со спокойным достоинством Шерлока Холмса. Фильм как бы помимо прочего говорил о том, что безумства эпохи не обязательно передаются людям, которые в ней живут. Оба героя обладали той же мерой рассудительности, какая была присуща викторианским Холмсу и Ватсону из ленфильмовской экранизации.
Чёрный_треугольник_142
.
Чёрный_треугольник_028
.
Чёрный_треугольник_138
.
/ Борис Хмельницкий в фильме "Чёрный треугольник" /

Чёрный_треугольник_062

.
/ Борис Хмельницкий в фильме "Свидетельство о бедности" /


.

Также на своих местах и в привычных амплуа оказались их антагонисты. Борис Хмельницкий играл измельчавшего Робин Гуда – бунтаря-анархиста, решившего в мутной волне «чёрной революции» половить народных сокровищ: товарищ Ритус легко переметнулся из революционеров-романтиков в криминальные авантюристы – привет другой роли Хмельницкого, убийце по кличке Крест из детектива «Свидетельство о бедности» (1977). Импозантный Леонид Кулагин играл белую офицерскую кость – некоего барона Мессмера – не первый в его фильмографии русский дворянин, который через два года обернётся сэром Дэниэлом Брэкли в «Чёрной стреле» (1985) по Стивенсону.
Чёрный_треугольник_144
.
Чёрный_треугольник_040

.

Борис Химичев предстал в образе хранителя ограбленной ризницы – архимандрита Дмитрия, человека с неспокойной совестью и главного идеологического оппонента сыщика. Их спор о том, что же главнее – вера в Бога или в человеческий разум смотрится не только данью исторической специфике революционного момента, но и отголоском жарких диссидентских споров на советских кухнях эпохи «застоя». Надо ли загонять человечество к счастью железной рукою? Или такой подход изначально есть преступление против божеского закона, ибо «нет ничего и не будет нового под солнцем, всё суета сует»?

.
Чёрный_треугольник_054
.
Чёрный_треугольник_048
.
Чёрный_треугольник_052

Спор остаётся неоконченным и выигрыш исторического оптимиста и просто хорошего человека товарища Косачевского выглядит тактической уловкой. В отличие от задушевных бесед советского разведчика Штирлица с немецким пастором Шлагом о том, правильно ли держаться всепрощенчества или надо активно бороться против зла, целью этой дискуссии не ставилась вербовка оппонента. Диспут следователя Косачевского и архимандрита Дмитрия почти академический: оппонентам не угрожает преследование за инакомыслие (во всяком случае, пока – в начале 1918 года), оба – на высоких постах в своих служебных иерархиях, но, несмотря на формальную сдержанность, их спор по-товарищески откровенный: Косачевский когда-то учился у своего оппонента в православной семинарии.

.

Как видите, этот кинодетектив воистину «наш», в самом прямом смысле. Детективная интрига разворачивается на фоне крутого поворота в отечественной истории, затрагивается извечный русский вопрос – насилием насаждать прогресс или смириться с неизменностью земного порядка? И всё же фильм режиссёра Сергея Тарасова, снявшего до этого «Стрелы Робин Гуда» (а после – «Айвенго» и «Чёрную стрелу»), не мог обойтись без английского следа.

.
Чёрный_треугольник_108

Неожиданно в сюжете возникает колоритная фигура уголовного авторитета Никиты Африкановича Махова. Некоронованный король Хитровки соглашается на тайную встречу с товарищем Косачевским, он хочет поделиться с угрозыском важными сведениями. Аудиенция назначена в трактире на Солянке, известном своими потайными дверями и подземными ходами. Визит товарища Косачевского в логово московского «короля барыг» смотрится как парафраз встречи Шерлока Холмса с профессором Мориарти из ленфильмовской экранизации. Невозможно не улыбнуться этой обыгранной в фильме киноцитате:

.
Чёрный_треугольник_096

« - А револьвер-то к чему, Леонид Борисович? – медленно спрашивает Махов, зыркая с противоположной стороны стола на оттопыренный пиджак гостя.

- Привычка.

- У нас это ни к чему».

.

« - Опасная эта привычка, мистер Холмс, держать заряженный револьвер в кармане пиджака, - медленно произносит Наполеон лондонского преступного мира, кладя на стол перед Холмсом изъятый у него револьвер».

.

Что ж, не только заглавная литера «М» совпадает в фамилии двух королей преступности, но и методы, любовь к риску и страсть к театральным эффектам. Повертев взятый у Косачевского револьвер, Махов (его играет Леонид Марков) ещё до начала разговора кладёт оружие на стол перед сыщиком – в точности как профессор Мориарти.

.

Напрашивается мысль, что режиссёр Сергей Тарасов в этом эпизоде «позаимствовал» историю с револьвером у ленфильмовского «Холмса», учитывая, что в литературном первоисточнике – романе Юрия Кларова «Чёрный треугольник» - никаких манипуляций с револьвером Никита Африканович не производит.

.

Но случай сложней и интересней. Пропустим для краткости период наблюдений, подозрений и озарений и сразу перейдём к выводам (считайте это просто моей гипотезой). Цитаты, заимствования и аллюзии сплелись в этом эпизоде в тугой замысловатый узел, и распутать его можно, вспомнив такую историческую последовательность:

.

1. публикация рассказа Конан Дойла «Последнее дело Холмса» (1892 г.);

2. публикация романа Юрия Карлова «Чёрный треугольник» (не позднее 1978 г.);

3. премьера серии «Смертельная схватка» (экранизация рассказа Дойла «Последнее дело Холмса») из телецикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» режиссёра Игоря Масленникова (1980 г.);

4. премьера фильма «Чёрный треугольник» режиссёра Сергея Тарасова по одноимённой повести Юрия Кларова (1981 г.);

.

На каждом этапе: от 1 к 2, от 2 к 3, от 3 к 4, - следующее произведение как бы передаёт «привет» предыдущему:

.

1 – 2 В романе Юрия Кларова появляется Никита Африканович Махов – «привет» профессору Мориарти. И говорит про револьвер – это второй «привет» тексту рассказа Дойла.
.

ШХ_смертельная_схватка_004
.
Чёрный_треугольник_102

2 – 3 Экранизируя «Последнее дело Холмса», сценарист Владимир Валуцкий и режиссёр Игорь Масленников «правят» рассказ Конан Дойла так, что не Мориарти идёт к Холмсу, а, наоборот, Холмса приводят к Мориарти. Ситуация в общих чертах повторяет аналогичную в романе «Чёрный треугольник». Холмса приводит «страшный» помощник профессора Мориарти – клыкастый маркёр. В рассказе Дойла такого нет. Очень может быть, что придуман он по аналогии со «страшным» помощником Махова – татарином Ахметом, который приводит Косачевского.
Чёрный_треугольник_110

.
Чёрный_треугольник_114
.
ШХ_смертельная_схватка_006
3 – 4 Экранизируя повесть «Чёрный треугольник», сценарист Юрий Кларов и режиссёр Сергей Тарасов, строят мизансцену встречи Косачевского и Махова так, что она уже больше похожа на фильм про Холмса и Мориарти, а не на рассказ про Холмса и Мориарти.
.

ШХ_смертельная_схватка_008
.
Чёрный_треугольник_122

.
ШХ_смертельная_схватка_016
.
ШХ_смертельная_схватка_018
Не слишком ли хитроумна эта логическая цепочка? – спросит скептик. Однако как говорит Шерлок Холмс: давайте отбросим все невозможные предположения и остановимся на том единственном, которое способно всё логично связать и объяснить, и, вот это предположение, скорее всего, и будет истинным, каким бы невероятным оно ни было. Перечитайте источники, пересмотрите фильмы (хотя бы указанную сцену) - и задержите внимание на деталях.
Чёрный_треугольник_032

Tags: adaptation, essay, fictional england, movie, russian holmes, russian sherlock holmes, screen caps, television, tv, Выдуманная англия, выдуманная англия, кино, фильм_Чёрный_треугольник, эссе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Лицо на мишени" - советская экранизация рассказов Честертона

    В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта…

  • В парижском округе одном

    В ПАРИЖСКОМ ОКРУГЕ ОДНОМ . А.С. / июль 2021 г. . В парижском округе одном Жил-был Мсье Чудак, Куда бы он ни приходил, Он оставлял…

  • 12 июня

    12 ИЮНЯ . А.С. . С каждым годом всё более убеждаюсь в странности сегодняшнего праздника. Не спорю, праздник - явление полезное и приятное.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 29 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Лицо на мишени" - советская экранизация рассказов Честертона

    В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта…

  • В парижском округе одном

    В ПАРИЖСКОМ ОКРУГЕ ОДНОМ . А.С. / июль 2021 г. . В парижском округе одном Жил-был Мсье Чудак, Куда бы он ни приходил, Он оставлял…

  • 12 июня

    12 ИЮНЯ . А.С. . С каждым годом всё более убеждаюсь в странности сегодняшнего праздника. Не спорю, праздник - явление полезное и приятное.…