Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Ш. Х. и картотека киногероев

Продолжаем разговор на тему "Выдуманной Англии". Тема эта своеобразна и своеобычна. Рано или поздно пришлось бы поднять вопрос о том, как соотносится ленфильмовский Холмс с другими отечественными киногероями.

kinopoisk_ru-Priklyucheniya-Sherloka-Kholmsa-i-doktora-Vatsona_3A-Dvadtsatyy-vek-nachinaetsya-1726687_02

Как Шерлок Холмс сам на себя завёл дело

Путешествие по картотеке киногероев

Александр СЕДОВ (с), эссе / таблица – апрель 2014 г.

.

Если бы озорства ради (или в силу привычки к систематическому мышлению) мистер Шерлок Холмс надумал завести сам на себя карточку в своей знаменитой картотеке, то чтобы он в ней написал? Пропустим даты рождения и учёбы (о которых мы лишь догадываемся), род занятий, почтовый адрес и графу «семейное положение» (здесь всё ясно), а также «особые приметы» (высокий рост, орлиный профиль, курит трубку и тому подобное), и остановимся на описании характера и связанном с ним типе личности. Охарактеризовать индивидуальность человека – значит, в серьёзной мере предвидеть логику его поступков, тот или иной выбор в экстремальных жизненных ситуациях. Сыщик Холмс, конечно, не мог не собирать такого рода сведения о своих «заклятых клиентах» - ворах и убийцах, как коллекционировал оттиски велосипедных шин и каталогизировал виды табачного пепла. Вряд ли мистер Холмс превращал подобное описание в пространные многостраничные эссе – он ведь так любил в изложении ясность. Скорее всего, из-под его карандаша (или перьевой ручки) выходило сухое резюме по форме напоминающее «информацию к размышлению», как из фильма «Семнадцать мгновений весны», но, разумеется, глубже и точнее. Вполне возможно, что из любви к краткости сыщик изобрёл собственную систему символов-значков.


Например, такую. Кстати, покажем её на примере самого сыщика.

.

«ХОЛМС, Шерлок: И (интеллектуал), Э (эстет), Д (человек дела, своего дела), В/С (человек, выходящий за рамки системы)».

.

Нельзя не отметить наличие у Холмса верного оруженосца в лице доктора Ватсона («О»), о котором сам великий сыщик в пылу своих сыщицких дел периодически забывал. Я бы добавил ещё: «Р (романтический тип)», - имея ввиду не романтические воздыхания по адресу Ирен Адлер (Холмс полагал этот эпизод нехарактерным для себя, «сбоем системы»), а статус Шерлока Холмса как персонажа всемирной литературы (в данном случае не столь важно – романтический или неоромантический). Такое добавление, разумеется, Холмс сам вносить бы не стал – у него хватало апломба, чтобы не считать свою персону подотчётной беллетристике. Поэтому в данном пункте временно перейдём на сторону литератора Ватсона и читателей его рассказов. И даже – на сторону кино- и телезрителей. Ведь всё это нам понадобилось затем, чтобы попытаться разобраться с родословной мистера Шерлока Холмса в отечественном кинематографе. Дело, предупреждаю, долгое и запутанное. Не так просто отследить точную генеалогию образа, созданного Василием Ливановым в фильме Игоря Масленникова, тем более прочертить целое генеалогическое древо на основе созданных до и после Холмса-Ливанова киногероев. Шерлоков Холмсов в нашем кино, прямо скажем, создано немного, но много других персонажей, которые при внимательном рассмотрении обнаруживают внезапное типологическое родство с сыщиком из ленфильмовской экранизации.

.

Краткая таблица типологически сходных киногероев в советском / российском кинематографе:

.

«И» - интеллектуал;

«Э» - эстет;

«Д» - человек дела (своего дела);

«В/С» - человек, выходящий за рамки системы;

«Р» - точнее, «А-Р» - авантюрно-романтический тип;

«О» - наличие верного оруженосца или товарища по оружию.
.
.
1934 -- Чапаев - Борис Бабочкин / «Чапаев» - героико-приключенческий / И (?), А-Р, В/С, Д, О
1934 (1935) -- Максим - Борис Чирков / «Трилогия о Максиме» - историко-революционный / А-Р, В/С, Д
1937 -- Ленин - Борис Щукин / «Ленин в Октябре» - историко-революционный / И, В/С, Д, О
1947 -- Федотов - Павел Кадочников / «Подвиг разведчика» - шпионский фильм / И, А-Р, Д
1957 -- Дон Кихот - Николай Черкасов / «Дон Кихот» - приключенческий / И, А-Р, В/С, Д, О
1961 (1962) -- Ихтиандр - Владимир Коренев / «Человек-Амфибия» - фантастика / А-Р, Э, В/С
1964 -- Гамлет - Иннокентий Смоктуновский / «Гамлет» - трагедия / И, Э (?), В/С, Д
1968 -- Ладейщиков - Донатас Банионис / «Мёртвый сезон» - шпионский фильм / И, А-Р, В/С, Д
1968 -- Остап Бендер - Сергей Юрский / «Золотой телёнок» - комедия / И, А-Р, Э, В/С, Д, О (?)
1969 (1970) - Кольцов - Юрий Соломин / «Адъютант Его Превосходительства» - шпионский фильм / И, А-Р, В/С, Д
1972 - Башкирцев - Кирилл Лавров / "Укрощение огня" - легендарно-биографический / И, Д, В/С
1973 -- Штирлиц - Вячеслав Тихонов / «17 мгновений весны» - шпионский фильм / И, А-Р, Э (?), В/С, Д

1973 -- Инженер Гарин - Олег Борисов / «Крах инженера Гарина» - фантастика / И, А-Р, В/С, Д
1975 (1976) -- Капитан Немо - Владислав Дворжецкий / «Капитан Немо» - приключенческий / И, А-Р, Э (?), В/С, Д
1976 (1977) -- Остап Бендер - Андрей Миронов / «12 стульев» - комедия / И, А-Р, Э, В/С, Д, О (?)
1979 -- Глеб Жеглов - Владимир Высоцкий / «Место встречи изменить нельзя» - детектив / И, А-Р, В/С (?), Д, О
1978 (1979) -- Д’Артаньян - Михаил Боярский / «Д’Артаньян и три мушкетёра» - музыкальный фильм / А-Р, Э (?), В/С, Д, О
1979 (1980) -- Барон Мюнхгаузен - Олег Янковский / «Тот самый Мюнхгаузен» - комедия / И, А-Р, Э, В/С (?), Д
1979 (1980) -- Шерлок Холмс - Василий Ливанов / «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» - детектив / И, А-Р, Э, В/С, Д, О
1979 (1980) -- Циолковский - Евгений Евтушенко / «Взлёт» - легендарно-биографический / И, В/С (?), Д
1979 (1981) -- Принц Флоризель - Олег Даль / «Приключения принца Флоризеля» - детектив / И, А-Р, Э, В/С, Д, О
1980 (1981) -- Пётр I - Дмитрий Золотухин / «В начале славных дел» - легендарно-исторический / И (?), Э, В/С, Д, О
1981 -- Эзоп - Александр Калягин / «Эзоп» - драма / И, В/С, Д
1982 (1985) -- Свифт - Олег Янковский / «Дом, который построил Свифт» - комедия / И, А-Р, Э, В/С, Д, О
1984 -- Граф Калиостро - Нодар Мгалоблишвили / «Формула любви» - комедия / И, А-Р, Э (?), В/С, Д, О
1984 -- Профессор Доуэль - Ольгерт Кродерс / «Завещание профессора Доуэля» - фантастика / И, В/С, Д
1986 -- Ломоносов - Виктор Степанов / «Михайло Ломоносов» - легендарно-биографический / И, В/С, Д
1986 (1987) -- Мисс Шерли Холмс - Екатерина Васильева / «Мой нежно любимый детектив» - комедия / И, А-Р, Э, В/С, Д, О
2009 (2010) -- Александр Грибоедов - Михаил Елисеев / «Смерть Вазир Мухтара» - легендарно-биографический / И, А-Р, Э (?), В/С, Д
2013 -- Шерлок Холмс - Игорь Петренко / «Шерлок Холмс» - детектив / И, А-Р, В/С, Д, О
.
.
Несколько слов о том, как я составлял эту таблицу.

.
Когда-то Борхес высмеял (сначала ею восхитившись) вымышленную китайскую энциклопедию, в которой отсутствовало единое логическое основание, а классификация предметов и явлений производилась до смехотворности волюнтаристским образом. Чтобы не прослыть таким вот «вымышленным китайцем», попробую для начала прояснить принципы составления данной таблицы на отдельных и самых вопиющих примерах.
.
Скажем, понятно, почему в «родственники» к Холмсу я записал голову профессора Доуэля. Не раз говорилось, что «Шерлок Холмс это человек, главное занятие которого – мыслить». Бедный профессор Доуэль из экранизации фантастического романа Александра Беляева, не просто гениальный учёный, но и своего рода радикальный случай в истории кино и литературы, - «голова в квадрате» (т.е. символ мыслящего человека). Способный делать далеко идущие логические умозаключения, никуда не выходя. Отчего же тогда рядом с Холмсом соседствует пылкий гасконец Д’Артаньян из знаменитого киномюзикла?
.
Несмотря на то, что в романе Дюма он время от времени демонстрирует умение мыслить дедуктивно, в фильме Юнгвальда-Хилькевича он предстаёт исключительно человеком действия: верной шпагой разит врагов и постоянно скачет на коне. Включил я его в таблицу прежде всего как яркого авантюрно-романтического киногероя, вставшего вровень с Холмсом-Ливановым по степени народного признания. Говорим – Холмс, а чаще представляем Ливанова. Говорим – Д’Артаньян, а вспоминаем, как правило, Михаила Боярского. Эти два кинообраза превратились в своего рода архетипы коллективного сознания.
.
…Но даже на этом фоне совсем уж диковинным (если не диким) случаем может показаться включение в этот клуб Ленина. Как же так – основатель советского государства, большевик номер 1, для кого-то политический кумир, для других – преступник и ниспровергатель основ, и при этом угодил в уютную компанию к сыщикам и мушкетёрам? Тут я должен напомнить, что в этом списке мы имеем дело не с реальными историческими лицами, а с мифологизированными нашим кинематографом персонами. Никуда не деться от того факта, что фильм «Ленин в Октябре», снятый в 1937 году, стал у нас одной из первых художественной картин, в которой удалось создать убедительный образ выдающегося интеллектуала. Таким, во всяком случае, предстаёт персонаж по имени Ленин в исполнении Бориса Щукина. Как ни парадоксально, но именно от этой картины я бы стал вести родословную героев-интеллектуалов отечественного экрана (Ленин в исполнении Никандрова в фильме Эйзенштейна получился больше плакатом и меньше всего человеком).
.
…Таким образом, перед нами «клуб экстраординарных личностей» – и персоной отсчёта в нём выступил ленфильмовский Холмс. Собран этот клуб, разумеется, не без некоторой доли произвола и субъективизма, а также с подсказки такого трудноопределимого чувства как интуиция. Ведь ещё рационалист Шерлок Холмс ценил интуицию и признавал её творческую силу.
.

Продолжение следует


Tags: essay, fictional england, movie, russian holmes, russian sherlock holmes, sherlock holmes, television, tv, Выдуманная англия, выдуманная англия, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 23 comments