Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Настоящая Тайна чёрных дроздов / A Pocket Full of Rye - Russian film, 1984

30 years ago, April 8 1984, a Soviet film The Secret of Blackbirds (based on Agatha Christie's story "A Pocket Full of Rye") was released in the USSR distribution.
Here is a beginning of the film (with English subtitles) -
http://www.youtube.com/watch?v=yEM2gSifLpY
 .
Ровно тридцать лет назад Свердловский областной кинопрокат сообщил о начале показа кинодетектива "Тайна чёрных дроздов", - вот то самое объявление, напечатанное накануне в газете "На смену!":

SAM_4252_08

Настоящая Тайна чёрных дроздов

Зияющие высоты Выдуманной кино-Англии

Александр СЕДОВ (с) эссе / апрель 2014 г.

.

АНГЛИЯ. 1984 год. Утро. Замок Байден-холл. Неизвестный подбросил в кабинет главы семейства Фортескью связку дохлых птиц. Никто не догадывается, что эта «глупая выходка» грозит скорым несчастьем. За завтраком старик Фортескью несносен, раздражителен и груб сильнее обычного. Его сын Персиваль вынужден просить прощения за отца перед домочадцами. Но старик ещё довольно крепкий человек – владеет и управляет крупной промышленной корпорацией. Он садится в «Мерседес» и мчится в Лондон, в Сити у него офис. Под стрекот пишущих машинок и ксерокса, за чашкой кофе и чтением «The Financial Thimes» Фортескью-старший скоропостижно умирает. Полицейский судмедэксперт профессор Беленсдорф приходит к заключению: отравление.

.

Так начинается фильм «Тайна чёрных дроздов». In media rest, то есть сразу с динамично исполненной завязки, без долгого пролога. На широком экране мелькают старинный замок, улицы современного Лондона, вежливые полисмены в традиционных фетровых шлемах (которые, кстати сказать, в Англии отменили как раз в этот год), представители высшего сословия и их слуги – и все со странностями. Традиции и современность вперемешку, почти как в британском сериале «Инспектор Морс», который явится на английское телевидение года через два (у нас его начнут показывать в 1990 году), и расследования в котором будут вестись в старинном Оксфорде. Словом, почти настоящая Англия.



В выдуманной советскими кинематографистами Англии фильм «Тайна чёрных дроздов» занимает не самое центральное место, хотя и аутсайдером его не назвать. После премьеры прошло тридцать лет, но эту экранизацию романа Агаты Кристи до сих пор помнят и до сих пор пересматривают – притом, что за минувшие годы на нашем телеэкране успели перебывать десятки английских сыщиков, включая Пуаро и Марпл, из самых настоящих английских сериалов. И не по разу. А общее количество показанных серий просто не поддаётся учёту. И всё же эта киноверсия живёт и здравствует в нашем коллективном мифе об Англии.

.

Что же в этом фильме такого особенного? Этот вопрос когда-то застал врасплох советских кинокритиков. Неприятным сюрпризом для них стал большой зрительский успех этого детектива. И не просто успех, а триумф! Среди всех доморощенных «английских» кинолент – эта по кассовым сборам поднялась выше всех, взяв призовую «бронзу» за 1984 год. До третьего места не дотянулся ни «Гамлет» Козинцева (14 место в 1964 г.), ни «Стрелы Робин Гуда» (4 место в 1976 г.), ни позже «Чёрная стрела» (4 место в 1985 г.), ни даже сенсационные «Десять негритят» (5 место в 1988 г.), на которых пришёл посмотреть каждый восьмой житель СССР. Но и это оказалось на два миллиона меньше, чем у «Тайны чёрных дроздов». 35 миллионов человек купили билеты в кинотеатр, чтобы увидеть как в далёком английском королевстве с левосторонним движением предприимчивый капиталист убийствами и угрозами прокладывает себе путь к наследству. Настоящее торжество капитализма и детективного жанра.

Перед премьерой режиссёр Вадим Дербенёв дал признательные показания журналу «Советский экран» (№1, 1984 г.):

.

«Забегая вперёд, скажу, что со своей «детективной задачей» - «не выдавать преступника» - нам, кажется, удалось справиться. На «Мосфильме» прошло несколько консультативных просмотров картины, на которых искушённые зрители, в том числе профессиональные сыщики, до самого финала развязку предвидеть не могли.

.

Фильм снят по мотивам романа Агаты Кристи «Карман, полный ржи», который у нас в стране не издавался. Действие в нём происходит в пятидесятые годы, но сюжет так сконструирован, что героев Агаты Кристи мы смогли перенести в дни сегодняшние… Так что перед зрителем предстанет Англия-84, с её социальным укладом жизни, современными костюмами, причёсками и многими общественными проблемами. А разве возможно нынешнее время без политики? Так что нашу картину по жанру можно отнести к детективу политическому.

.

Будущий зритель увидит на экране убийц и убитых, специалистов по промышленному шпионажу, безвинных жертв гангстеров от политики…»

.

Надо заметить, что этой картиной киностудия «Мосфильм» и режиссёр Дербенёв опередили самих англичан. В компании ББС взялись за экранизацию романа «Карман, полный ржи» лишь годом позже: сериал про старушку Марпл ещё только запускался, и очередь до убийств в богатом семействе Фортескью дошла не сразу. Но как это нередко случается у нас – успех бывает наказуем. Месть кинокритиков была ужасна. Самые передовые из них настолько ополчились на всё жанровое кино, на детективы про заграницу и Англию в частности (особенно политические), что без тени сомнения заложили под всем этим фугасный снаряд большой разрушительной силы. И пятилетку спустя: «последний негритёнок посмотрел устало» – и Выдуманной Англии не стало. Но об этом позже…

.

.

…продолжение следует


Tags: adaptation, fictional england, movie, Выдуманная англия, выдуманная англия, журнал_Советский_экран, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal