Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Необъяснимый мир русской анимации / An inexplicaple world of Russian animation

Пока на Украине бушует революция, бессмысленная и беспощадная (кажется этой ночью должны были штурмовать телеканал «Интер»), пожирающая время и внимание, трудно отвлечься на что-нибудь созидающее. Но попытаемся. Тем более что 22 и 23 марта (т.е. в выходные) в екатеринбургском Доме кино пройдут показы российской мультипликации. Своего рода «Эхо» суздальского фестиваля. Рекомендую заглянуть, я тоже постараюсь быть. Начало в 12.00 – и целый день. И даже целых два дня. И всего за 100 рублей (!).

По этому случаю я вспомнил, что в прошлом году набрёл на любопытную дискуссию на одном американском сайте, перевод которой (с небольшими сокращениями) я и предлагаю. Речь снова о загадочном феномене российской / советской мультипликации.

2

Необъяснимый мир русской анимации

Дискуссия на американском сайте

Авторы: Патрик Карланд, Роберт Адам Гилмор / август 2013 г.

English text:

http://www.hoodedutilitarian.com/2013/08/russian-animation/

перевод - alek-morse
.

В разговорах об анимации довольно часто присутствует дихотомия – почти абсолютное разделение на «американскую» и «японскую», будто на земле только и остались две эти страны. Притом, что анимация это форма искусства с более чем вековой историей и некоторые из самых удивительных произведений – экспериментаторские и преступно недооценённые – были созданы в России уже в первые годы существования этого искусства. Фильмы Владислава Старевича пленяли и вводили в транс зрителей всего мира своими ожившими мёртвыми насекомыми, затем русские и советские аниматоры обратились к визуальным и художественным экспериментам (мало знакомым), используя в своей работе всё, что только можно – от кукол и рисованной техники а-ля Дисней до живописи по стеклу, превращая всё это в смешные, абстрактные, трагические и жизнеутверждающие истории. В то же время русская и советская мультипликация, имеющая чрезвычайно сложную и богатую историю (о которой можно узнать из замечательного документального фильма «Magia Russica», выпущенного компанией Yonathan & Masha Films в 2004 году), остаётся почти неизвестна зрителям за пределами своей страны, если не считать таких фанатов как ваш покорный слуга.


Поэтому вместо того, чтобы обратиться к анализу той или иной традиции или эстетического направления, я хотел бы для примера рекомендовать несколько работ, созданных в рамках русской школы, - эти произведения искусства заслуживают того, чтобы им порадовались и чтобы их оценили по достоинству, и, возможно, покритиковали как, разумеется, заслуживают этого все произведения искусства. Мир русской анимации искрится бесчисленными гранями идеологии, истории, памяти и эмоций, и было бы замечательно, если мне удастся убедить моих читателей включиться в обсуждение.

.

(Далее Патрик Карланд коротко – по абзацу на мультфильм – рассказывает о «Чебурашке», «Ну погоди!», «Старике и море», «Сказке сказок», «Ёжике в тумане». Эти минирецензии я опускаю, но дальше привожу небольшую дискуссию между автором рецензий Патриком Карландом и другим любителем российской мультипликации Робертом Гилмором.)

.

Роберт Адам Гилмор:

.

Хорошо сказано, спасибо. Меня всегда удивляло, как в менее чем идеальных условиях в России на протяжении довольно большого времени создавали такие замечательные произведения искусства, в результате мы можем насладиться лучшей в мире мультипликацией. Я не верю в то, что чем сильнее давление среды, тем лучше искусству (бесчисленные коммунистические режимы, которые заправляли по всему миру, не давали культуре цвести), но там, несмотря на огромное количество препонов, по всей видимости, сложилось положительное отношение к искусству.

.

За последние несколько десятилетий подход к анимации был, как правило, излишне механистичным – в ней видели средство рассказать историю или анекдот, собственно художественная выразительность обычно игнорировалась. Если говорить откровенно, в фильмах ужасов и фэнтези, на мой взгляд, должна доминировать анимация.

.

В 1990-х годах на ТВ мне попался анимационный сериал на библейскую тему, кажется, в названии фигурировал «Завет», некоторые истории в нём были сделаны довольно необычно.

.

В отношении русской мультипликации у меня напрашиваются следующие вопросы:

.

- Что всё-таки произошло? Я знаю, что несколько российских аниматоров продолжают работать, но у меня складывается впечатление, что они просто вымерли как класс.

- Скольким аниматорам старшего поколения удалось выжить? Я слышал, что они работали над этим проектом, но в интернетовских базах данных указаны всего несколько фамилий. Остальное потерялось?

- С видео-сайтов из-за проблем с авторским правом удалена львиная доля российской мультипликации, - полагаю, это всё из-за компании «Фунтик». Я не слышал, чтобы у этой компании были планы издать эти мультфильмы, у них просто какая-то дурацкая претензия к энтузиастам, которым теперь запрещено выкладывать ролики, а сами никакой альтернативы не предложили, нам остаётся только незаконный обмен файлами. Серия DVD «Мастера отечественной анимации» в настоящее время весьма редкое издание.

А вот Юрия Норштейна относительно легко найти на DVD.

.

Я посмотрел «Макбета» Николая Серебрякова, сделанного по заказу ББС в рамках образовательного шекспировского проекта для средней школы – я в восторге. Это легко найти на youtube – вещь того достойна. Его «Отелло» уже не так хорош. DVD box с этой коллекцией – вещь стоящая, в документальном фильме о работе над шекспировским проектом упомянуты все русские аниматоры.

Несколько лет назад вам, возможно, попадался на глаза его философский анимационный фильм, сделанный в стиле сюрреализма / кубизма. Это было замечательно, хотелось бы однажды снова его увидеть.

Помимо шекспировских вещей, у него есть ещё мультфильм о старушке и мотке пряжи, который тоже легко найти, - кукольный, а не рисованный как обычно.

.

Идея Гаранина – также потрясающа. «Бедная Лиза» - великолепная романтическая сказка, напоминающая сентиментальные, подёрнутые пеленой творения братьев Квай (Quay). Я запостил в блоге ссылку на youtube и вскоре на меня поступила жалоба, после чего видео было удалено. «Кошка, которая гуляла сама по себе» пока ещё на youtube, но полностью посмотреть пока не успел – мультфильм полнометражный.

.

Патрик Карланд:

.

Я не знаю ответов на все эти вопросы, но обвал российской анимационной индустрии это результат коллапса СССР. Студии типа «Союзмультфильм» финансировались непосредственно государством, а в условиях экономического спада и массовой приватизации, которая была проведена в самом начале новой России, многие аниматоры потеряли свои рабочие места, и большая часть их работ была утеряна. Права на большинство фильмов были проданы без согласия аниматоров, и ситуация серьёзно осложнилась для анимационного сообщества в целом. Ряд проектов до сих пор остаются в работе, включая «Шинель» Норштейна и «Гофманиаду», но без стабильного финансирования производство лихорадит.


Tags: animation, discussion, ekaterinburg, movie, russian movie on western eye, Союзмультфильм, анимация, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments