Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Стивен Ловелл: "17 мгновений весны" и Семидесятые / Stephen Lovell: 17 Moments and the Seventies

В журнале "Новое литературное обозрение" (№ 5, 2013 г.) неожиданно для себя я обнаружил прелюбопытный разбор фильма "Семнадцать мгновений весны" и феномена советских семидесятых годов - это взгляд западного культуролога Стивена Ловелла. Вот ссылка:
http://www.nlobooks.ru/node/3975

Западные историки и культурологи только сейчас начинают всерьёз интересоваться этой эпохой в жизни СССР, так что неудивительно, что данная публикация сначала была втиснута в коллективный сборник под названием "The Socialist Sixties: Crossing Borders in the Second World" ("Социалистические шестидесятые: Преодолевая границы Второго мира"). Шестидесятые годы пока им понятнее и интереснее. Но тенденция меняется. По ссылке, которую я дал выше, русский перевод статьи Стивена Ловелла. Как говорится, настоятельно рекомендую. В лучших традициях научного исследования автор даёт ссылки, цитаты и делает сноски - задокументировано практически каждое высказывание. Правда, заметна некоторая однобокость в цитировании сделанных ранее исследований. Заметно, что Ловелл, как правило, опирается на исследователей, которые имеют то или иное признание в западной гуманитаристике.

В целом, очень интересное чтиво. Явных ошибок не заметил, но, как всегда, есть спорные или курьёзные моменты. Например, такие:

1. Стивен Ловелл пишет:


"Чем объяснить это незаурядное решение одеть любимых советских актеров и главного положительного героя сериала в эсэсовские мундиры? Можно предположить, что дело было в необходимости поддерживать хорошие отно­шения с ГДР и не очернять Германию. Но хотя Штирлиц и говорит, что лю­бит немецкий народ, мы видим его почти исключительно в компании веду­щих нацистов".

Немного неожиданное предположение...

2.

"Съемки «Семнадцати мгновений весны» неотступно контролировал КГБ, реальный спонсор сериала, но при этом в фильме оставалось место и для интеллигентности, и для иронического про­чтения, что Андропов, несомненно, возненавидел бы, если бы это пришло ему в голову. В сериале сохранялось основополагающее для советской культуры противостояние между «нами» и «ними», но проводилось оно гораздо более гуманным способом, чем позволял официальный советский дискурс (или, если на то пошло, американский дискурс холодной войны)".

Непонятно почему Андропов должен был возненавидеть сериал за интеллигентность и ироническое прочтение. Наверное, из-за отсутствия собственного чувства юмора и дальновидности, раз уж он курировал создание этого фильма с самого начала, на протяжении как минимум трёх лет.
Tags: book, movie, russian movie on western eye, stirlitz, television, tv, кино, книга
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 9 comments