Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Кайдановский - альтернативный Холмс (2) Alexander Kaydanovsky as alternative Sherlock Holmes

Предыдущая (1-ая) часть:

http://alek-morse.livejournal.com/73830.html

Александр Кайдановский на улице Яуниела - рижской Бейкер-стрит

Александр Кайдановский – альтернативный Шерлок Холмс (Часть 2)

Реконструкция образа по отдельным уликам

Александр СЕДОВ (с) эссе, июль 2013 г.

.

Итак, артистизм, пижонство, интеллект, целеустремлённость, двойственность характера, азарт, любовь к риску… Что ещё?



Наверное, ещё эгоизм. Холмс Кайдановского, полагаю, согласился бы на квартирное соседство простоватого Ватсона из обыкновения ставить опыты над профанным сознанием. На сомнительные авантюры он подбивал бы отставного военврача вкрадчивым голосом Степлтона. И с ловкостью чёрта то внезапно появлялся дома, то также загадочно исчезал. Такой Холмс интриговал бы соседа Ватсона и нашего брата зрителя не меньше Холмса-Ливанова (а в чём-то, может, и больше), но как личность оставался бы закрытым, отгороженным от мира, даже в минуту задушевного разговора. Всё это, подчёркиваю, только гипотеза – дальше фотопробы дело не продвинулось.

.
/так могла бы выглядеть сцена встречи Шерлока Холмса и мисс Элен Стоунер (из рассказа "Пёстрая лента") на Бейкер-стрит - кадры из фильма "Рассказ неизвестного человека", 1980 г./

.

Формально такой портрет не противоречит Шерлоку Холмсу. Как замечает режиссёр Масленников, «Кайдановский был бы именно таким «идеальным» Холмсом – холодным и механистичным». (Тут можно вспомнить сыгранного Кайдановским робота из фантастического фильма «Дознание пилота Пиркса»…)

Вряд ли он снискал бы столько же народного признания и любви, как это удалось Холмсу-Ливанову. Вычислительная машина может поразить точностью и скоростью счёта, элегантным дизайном, оригинальностью исполнения, наконец, своей уникальностью – существованием в единичном экземпляре. Может даже глубоко опечалить зрителей фактом своей «гибели» в Рейхенбахском водопаде. В конце концов, может дать нам ощутить ужас от «эмоционального перегрева» - и тогда в характере Холмса проступили бы черты надломленного Сталкера, искажённого грузом пережитого. На миг показалось бы, что психика героя как бы оплавлена, стеснена эмоцией – опасным вирусом для «идеального» Холмса. Всё могло бы выглядеть так… ну или примерно так… Но стать искренним другом Ватсону и телеаудитории, и поддерживать дружбу на протяжении одиннадцати серий – сомневаюсь.

Из фильма

Может, всего-то и нужно это удачно найти Ватсона – такого, кто способен общаться с человеком, очень похожим на «вещь-в-себе»? Ватсон, подходящий только ему – как только ему подходящие трубка, костюм, галстук… Как там у Конан Дойла: «Я был где-то в одном ряду с его скрипкой, крепким табаком, его дочерна обкуренной трубкой, справочниками и другими, быть может, более предосудительными привычками…» Найти такого актёра… Кто бы это мог быть? Виталий Соломин? Олег Басилашвили? Но если бросить взгляд на фильмографию Кайдановского в целом, можно заметить, что темы дружбы артист нигде не вёл, не включал в свой актёрский репертуар. Вряд ли сложилось это по невнимательности режиссёров, помимо воли артиста и вопреки его характеру. Скорее наоборот – галерея образов Кайдановского складывалась в духе того отшельнического обаяния актёра, которое так ярко блеснуло в Сталкере.

.

А вот Шерлок Холмс – в исполнении Василия Ливанова – не просто стал частью дружеского союза «неразлей-вода». Едва ли не в каждом интервью Ливанов подчёркивает это особое качество своего дуэта с Соломиным: «Можно сыграть любовь, не любя, но сыграть дружбу, не дружа, невозможно, так как любовь может быть безответной, а дружба невзаимной не бывает». Это сформулированное актёром кредо подтверждают не только наши зрители, но и английские – самые пристрастные судьи фильмов об англичанине Холмсе. Практически ни одна рецензия – профессионального критика или рядового блогера-зрителя – не обходится без упоминания особой «химии отношений» между Холмсом-Ливановым и Ватсоном-Соломиным. Дружба главных героев – первое и главное качество, которое выделяют западные рецензенты. Разумеется, многое тут совпало: остроумный сценарий, изобретательные художники и оператор, замечательная музыка… Но была и закономерность. Закономерность выбора, коль скоро режиссёр настоял на кандидатуре Ливанова. Тема дружбы – этакого советского мушкетёрства «шестидесятников» обозначилась у актёра Ливанова уже в первых фильмах и затем сопровождала его кинокарьеру символическим пунктиром («Неотправленное письмо» - «Коллеги» и далее). Режиссёр Масленников не мог не отметить эту особость, пускай не выделяя её среди прочих «шерлокхолмсовских» качеств актёра.

Здесь, на мой взгляд, и кроется главное различие между Холмсом, сыгранным Ливановым, и Холмсом, не сыгранным Кайдановским. Я ни в коем случае не хочу сказать, что Александр Кайдановский как человек был не способен на дружбу. Воспоминания его друзей – как из актёрской среды, так и извне – говорят об обратном. Но, очевидно, что этой стороной своего характера Кайдановский не хотел открываться кинематографу.

.

Имел бы фильм с таким Холмсом продолжение, новые серии? Думаю, нет. Сериала бы не получилось, наверное. Подобно главному герою, фильм замкнулся бы на себе, остался бы единичной и очень эстетской попыткой. Но не возвысился бы до уровня социального явления, в отличие от фильма с Ливановым и Соломиным, в котором стержневой темой, как не раз подчёркивал Масленников, проходит дружба двух героев и её испытание.

.

Тут следует сделать одно отступление. Фильм с Холмсом-Ливановым и Ватсоном-Соломиным был не единственной телевизионной премьерой, воспевшей в телесезоне 1979 / 80-го года крепкую мужскую дружбу. Весьма буквально это было сделано перед новым годом в киномюзикле «Д`Артаньян и три мушкетёра». А месяцем раньше сразу после Дня милиции серьёзным испытаниям подверглась крепкая дружба муровских сыщиков Жеглова и Шарапова в сериале «Место встречи изменить нельзя». Стоит напомнить, что главные герои из этих фильмов на долгие годы стали в нашем обществе своего рода эталонными представлениями, «иконами» массового сознания. Говорим: Холмс и Ватсон – подразумеваем Ливанова и Соломина. Если Д`Артаньян – то Боярский, Атос – Смехов и т.д. И даже одинокий поэт Высоцкий стал частью дружеского дуэта. Почему именно эта тема и в такой форме выстрелила в приключенческом кино и именно в тот год – вопрос отдельный.


Tags: essay, fictional england, holmes, livanov, movie, russian holmes, russian sherlock holmes, sherlock holmes, Выдуманная англия, Кайдановский, выдуманная англия, кино, эссе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments

Recent Posts from This Journal