Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Какого кина нам надо - Обращение к Д. Быкову

Это воззвание я постарался сочинить в духе текстов Дмитрия Быкова. Просьба ко всем неравнодушным к судьбе отечественного кинематографа не проходить мимо, а ответить репликой. А, может, даже согласиться и поддержать. Заранее спасибо.

кинохлопушка

Какого кина нам надо?

Открытое письмо к Дмитрию Быкову

.

Уважаемый Дмитрий Быков!

.

Обращаюсь к вам потому, что в нашей стране есть только два властителя, к которым имеет смысл обращаться. Властитель Путин вмешивается во всё, если о том его просит народ. Властитель дум Дмитрий Быков комментирует любой информационный чих, когда о том просят СМИ. Не было, пожалуй, в истории дня (с тех пор, как Вы взялись за это дело), который обошёлся бы без Вашего отзыва на какое-либо событие. И при такой самоотдаче у вас высокий КПД – Вас читают, смотрят, комментируют, негодуют или соглашаются с Вами. Вы – крупное явление нашей жизни, которое трудно обойти.

.

В недавнем комментарии ( Как России спасти свое кино ) по поводу заседания президентского совета по кино Вы критически заметили:

.

«Государство не может не вмешиваться в кинодела - хотя бы потому, что кино есть производство; если страна хочет, чтобы в мире ее уважали, она должна участвовать в мировых чемпионатах по кино и вообще формировать свой имидж с помощью новейшего из искусств. Однако это вовсе не значит, что руководство кинематографом должно быть идеологизировано, что отечество должно заказывать мастеру шедевры и что при изготовлении этих шедевров за ним нужен верховный пригляд. Даже советская власть разрешала существовать артхаусу, не лезла с идеологическими претензиями к Шукшину и не вырезала из фильма все, что намекало на разные неблагополучия.


Помимо откровенной халтуры под патриотическим или производственным прикрытием, советская власть производила кино, которое и сегодня считается образцовым в том же Голливуде. Она понимала - это вообще был один из ее лозунгов, спорных, но действенных, - что масштаб важнее вектора. Тарковский или Ромм, снимающие великие спорные картины, больше значат для престижа страны, чем они же, снимающие в безвыходных условиях нечто верноподданное; для международного престижа СССР роммовские «Обыкновенный фашизм» или «Девять дней одного года» сделали больше, чем «Ленин в Октябре», при всех достоинствах последнего.
.
Этого-то и не понимает сегодняшнее руководство страны, и сказывается это отнюдь не только в кинематографе. Для нормального развития и для престижа стране нужны не исторические батальные полотна, не толпы восторженно орущих лоялистов, не поголовное единомыслие - а большое количество значительных и разнообразно мыслящих художников, граждан, детей и вообще кого хотите. Авторитет страны - это количество талантов, расцветающих в ней, а в удушливой атмосфере репрессий, страха и подхалимажа таланты не цветут».

.

http://ru-bykov.livejournal.com/1730732.html

.

Я, в общем, тоже за всё хорошее и решительно против плохого. Но от Вас, как от Мастера сложных объяснений, ждал чего-то большего, чем лозунг в финале. Как Ваши слова приладить к кинематографу? Как их, так сказать, внедрить? Непонятно.

.

В удушливый и унылый брежневский 1979 год, который иногда именуют «пиком застоя» и который был куда удушливее сегодняшнего времени, были сняты: «Гараж», «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Москва слезам не верит», «Несколько дней из жизни Обломова», «Осенний марафон», «Отель «У погибшего альпиниста», «Пираты ХХ века», «Дикая охота короля Стаха», «Приключения Электроника», «Приключения принца Флоризеля», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ах водевиль, водевиль!», «Стакан воды», «С любимыми не расставайтесь», «Тот самый Мюнхгаузен», «Отпуск в сентябре», «Тема» (правда, оба последних вышли на экран уже в Перестройку), «Трое в лодке, не считая собаки», «Фантазии Фарятьева», «Место встречи изменить нельзя» и «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». «Холмс», к слову сказать, самый обсуждаемый русский фильм в англоязычном интернете - после «Сталкера», конечно. Снятого тоже в 1979 году. На Тарковского, как известно, давили нещадно, но в то же время позволили переснять фильм заново в том виде, как он хотел – дали денег и плёнку. Режиссёр Масленников, по его же признанию, ушёл с головой в «англичанство», потому, что снимать фильмы на остросоциальные темы становилось всё труднее. Так поступил не он один, и в результате (но также и по другим причинам) появились десятки талантливых экранизаций зарубежной классики. Экранизируют ли зарубежную литературу сейчас, в нынешнее «удушливое время репрессий, страха и подхалимажа»? Или поток талантливых картин ушёл в какое-нибудь другое русло?

.

Случай с брежневским застоем я привёл как пример относительно близкий нам по времени, который мы с вами застали, правда, в юном возрасте, и в какой-то мере можем судить о нём изнутри.

.

Но были времена и поудушливее.

.

1936-ый и 1937-ый принято вспоминать как годы сталинских чисток, массовых репрессий. И подхалимажа в них было более чем достаточно. При этом неосторожное замечание в адрес властей могло стоить свободы, а то и жизни. Но в те же годы закладывается фундамент детского кино и мультипликации как целой индустрии – с фабрикой-флагманом по имени Союздетфильм, годом позже преобразованного в Союзмультфильм (недавно мы отмечали 75-летний юбилей этой как бы существующей студии-призрака). Сталин, по-видимому, был не самым либеральным правителем, и свободному самовыражению художников предпочёл партийность и народность искусства, поставив их на промышленные рельсы Диснеевской технологии. Через некоторое время последовали шедевры, но в строго регламентированной эстетике. Зато лет через двадцать Союзмультфильм расцвёл множеством стилей и технологий. Отсюда, на мой взгляд, следует сделать вывод, что у каждого времени свои задачи, и свои открываются возможности. Главное – ими правильно воспользоваться.

.

Совсем обратное получилось по итогам Перестройки, когда большинство киностудий загнулось, а вместе с ними и детское кино как жанр. Исчезла студия имени Горького – студия фильмов для детей и юношества, «спалённая» в свящённом огне свободы и рыночных реформ…

.

Вопрос о детском кинематографе я считаю принципиальным. В других видах, жанрах и направлениях кино у нас время от времени случаются удачи (или полу-удачи). Бывают приличные сериалы (иногда – правда, редко – даже талантливые), периодически на радость фестивальных критиков «выстреливают» так называемые арт-хаусные картины, случаются неплохие блокбастеры. Даже одинокие мелодрамы неожиданно для всех становятся Событием. (А вот комедии пока не удаются.) В анимации тоже случаются достижения – правда, чаще спорные. Мультипликационная отрасль начала осознавать себя как силу – но больше на словах – для лоббирования тех или иных правительственных решений. Но детского кино нет – нет как направления, как явления, как события.

.

Мы с Вами, Дмитрий, умрём счастливыми детьми, видевшими современный отечественный детский кинематограф. Мы – поколение динозавров и питекантропов, свидетели допотопного времени, успевшие увидеть на экране своих сверстников-современников, которые, так же как и мы, учились в школе, и с которыми в школьные каникулы случались захватывающие приключения – испытание настоящей дружбой, первой влюблённостью, борьба с космическими пиратами и Кощеем Бессмертным.

.

Я постарался припомнить, какие детские фильмы за последние годы были у нас сняты:

.

2003 г. - «Радости и печали маленького лорда». (По роману «Маленький лорд Фаунтлерой»). Очень достойный фильм, которому уже десять лет.

2007 г. - «Дюймовочка». Последний фильм Леонида Нечаева прошёл почти незамеченным.

То же самое можно сказать о фильме «Потапов, к доске» (2007) режиссёра Александра Орлова (того самого, что снял фильмы «Тайна Эдвина Друда» и «Женщина, которая поёт»).

Елизавета Соломина, дочь Виталия Соломина, несколько лет назад участвовала со своим фильмом в альманахе «Сказка. Есть» (2011). Кто-нибудь видел?

Помню редкие репортажи о том, что Юрий Грымов снимает «Праздник белого слона». Чем всё закончилось?

Несколько лет назад в прокате шла «Книга Мастеров» (2009) - попытка вернуть на широкий экран фильм-сказку. (Фильм создавался при участии российского отделения студии «Дисней».)

Продолжают делать «Ералаш», но событием, к сожалению, он быть перестал.

В позапрошлом году Сергей Безруков предпринял героическое и снял «Реальную сказку» (2011), но то получился не вполне детский фильм.

Кажется, снимают римейк «Острова сокровищ» с девочкой в главной роли. Кто об этом слышал?

.

Итак, режиссёр Леонид Нечаев умер. А режиссёр Юрий Грымов – после неудачной попытки бодаться с кинопрокатом – переквалифицировался в театральные режиссёры. На прощание Грымов успел опубликовать воззвание к общественности о необходимости реформ в киноотрасли. Но интеллектуалы мира сего проигнорировали глас вопиющего.

.

Самое поразительное в этой ситуации поведение кинокритиков, публицистов, обозревателей и прочих. Помните, как в одном из рассказов Конан Дойла:

.

« - Самое удивительное – это поведение собаки.

- А что в нём удивительного?

- В том-то и дело, что ничего. Она не лаяла».

.

О детском кинематографе не говорят. Вообще. Наши критики и публицисты пишут о чём угодно: об очередных достижениях Голливуда, об изысках арт-хауса, о сериалах – если есть повод поскандалить (о сериале «Жизнь и судьба» вышла тьма публикаций, при этом не было ни одной профессиональной кинорецензии, а только идеологические схватки с переходом на личности), о ненавистной михалковщине, о патриотических блокбастерах и даже о свободолюбивом документальном кино. О детском кинематографе – ничего. Его нет, значит – и проблемы нет.

.

Дмитрий Львович, выручайте. Больше некому. Корифеи детского кино покинули этот мир, а критики зачем-то ещё существуют, но пишут о своём, о взрослом: о Бэтманах, зомби и шпионских фильмах. (Только блогеры ещё помнят о детском кино, да единственный кинокритик Евгений Васильев.)

.

Вы не убоялись Путина и обхохмили его миллион раз – в стихах и прозе. Вы миллион раз покусились на святыню – бюрократию и партию «Единая Россия» (а теперь и на «Общероссийский народный фронт»). Вы интересно пишете о русской литературе. Но Ваших публикаций о детском кино я что-то не припомню. Отложите на пару недель раздачу комментариев по текущим событиям дня, копните глубже. Разве детский кинематограф не достоин Вашего внимания?

.

Понимаю, что для одного человека эта тема почти неподъёмная. В идеале на этот вопрос должны обратить свои взоры, по крайне мере, несколько видных интеллектуалов. Вот только наберётся ли столько, сомневаюсь.

.

Для начала разговора я предлагаю такую повестку дня:

.

- Опубликовать манифест о том, что детский кинематограф нам всё-таки нужен.

- Сформулировать задачи, которые должны помочь возрождению детского кино:

.

Например, создание профильной киностудии и особых условий кинопроката.

.

Разговор должен вестись конкретный, деловой, без лишней лозунговости и эмоциональности. Может быть, даже без той доли иронии, которую я позволил себе в этом обращении.

.

С уважением,

Ваш читатель Александр СЕДОВ

Лето 2013 г.

Tags: discussion, movie, opinion, Союзмультфильм, анимация, кино, мнение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 54 comments