Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Ворахоббит: смотрим Толкиена и ужасаемся

Как известно, из своей уютной норы хоббита Бильбо Бэггинса вытащил волшебник Гэндальф. Меня на просмотр первой серии "Хоббита" сманили Георгий Цеплаков  ceplakov и Алексей Вдовин pavlinoff , за что им отдельное киноманское спасибо. Отдельное блогерское спасибо им за приглашение поучаствовать в интернет-телепроекте  http://uralblog.pro/  - прямую ссылку на видео не даю, так как не вполне доволен собой. Бегло обсудили разные экранизации Толкиена (разговор проходил в екатеринбургском Доме Кино / Кинодоме перед ночной премьерой). Особо настырные блогеры могут найти это видео на портале  http://uralblog.pro/ 

the-hobbit-an-unexpected-journey 

К вам пришёл Ворахоббит

Смотрим Толкиена и ужасаемся

Александр СЕДОВ (с) рецензия, декабрь 2012 г.

 

В детстве с моими школьными товарищами произошёл один курьёзный случай. Однажды, сильно увлекшись игрой в индейцев (спасибо Фенимору Куперу), они разожгли дома на ковре настоящий индейский костёр. Ковёр был хороший, ворсистый, мягкий, как трава. К счастью, домой вовремя вернулся папа.

 

Похожий конфуз случился с режиссёром Питером Джексоном. Десять лет спустя после экранизации «Властелина колец» он так увлёкся миром Толкиена, что взявшись за сказку «Хоббит», выражаясь фигурально, прожёг в ковре дыру. Обычно так бывает с фанатами, с головой ушедшими в придуманные миры и желающими оставаться там как можно дольше, - скажем, с толкиенистами-ролевиками. Им уже не так важен изначальный сюжет. Книга для них – лишь источник бесконечных возможностей продолжать игру. Питер Джексон стал толкиенистом профессиональным. Он заигрался – и его фильм уже не экранизация, а фантазия с длительным погружением. Поэтому перед сеансом запасайтесь кислородом – фильм не даст вам продохнуть до финала первой серии.

 




Сражения в его «Хоббите» длятся неимоверно долго, обрастая «мясом» подробностей, словно бьются не отдельные отряды, а неисчислимые армии (страшно подумать, что нас ждёт в эпизоде Битвы Пяти Армий в третьей серии, года через два). Кроме того, там, где у Толкиена лишь забавные полу-юмористические словесные перебранки между врагами, - в фильме вставлены боевые эпизоды, полные жертвенно-героического пафоса.

 

При всех добавлениях и привнесениях в фильм, исчезло главное – толкиеновская интонация. Её остатки ещё встречаются в целом неплохих эпизодах - «в гостях у Бильбо», и «игры в загадки с Голуммом». Но история про хоббита теперь не сказка. Если бы Толкиен посмотрел это кино и решил переписать «Хоббита» заново – в полном соответствии с модой на издание «кинороманов», – в его новой редакции не нашлось бы места для рассказчика, который умел вовремя оторвать читателя от происходящего и дать взглянуть на события под остранённо-философским углом. Граница условного, которую в авторских ремарках и отступлениях, давал почувствовать читателю Толкиен, теперь прожжена бесконечным «рубиловым» и «убегаловым». Некоторые из таких эпизодов можно копировать из «Хоббита» и смело вставлять в любой другой киноблокбастер на тему фэнтэзи – подмены никто не заметит.

 

Среди всей этой кутерьмы как-то потерялась линия взросления и возмужания главного героя. Актёр Мартин Фримен, не побоюсь сказать, идеально подходит на роль хоббита Бильбо Бэггинса, холостяка средних лет, владельца комфортабельной норы-усадьбы, в меру авантюрного и в меру разумного. Здравый смысл и юмор сочетаются в сыгранном им Бильбо в правильной пропорции, чего не скажешь про фильм в целом. Созревание характера негероического героя в книге происходило поэтапно – от эпизода к эпизоду, гномы долго ещё посмеивались над незадачливым хоббитом, регулярно таская его на закорках. В фильме перемены в поведении Бильбо происходят как бы вдруг. К концу первой серии он уже былинный богатырь, разящий орков направо и налево.

 

Не только у троллей есть основания опасаться такого «ворахоббита» (как рекомендуется им Бильбо). Тонким ценителям книги Джона Толкиена придётся напрячь свою волю при просмотре фильма – уметь отключать сознание на бесконечных «экшенах» и вовремя включать обратно на важных сценах. Этот «Хоббит» украдёт у вас толкиеновскую неторопливость рассказа и стилистическую игру, а взамен подарит почти три часа масштабного кинополотна, в чём-то даже более блокбастерного, чем фильм «Властелин колец».



Tags: adaptation, movie, review, tolkien, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal