Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

"Холмс" в деталях / 5 / Sherlock Holmes in details

Снова изучаем "Холмса" в деталях, к тому же - день сегодня подходящий.
В предыдущей части объёктом исследования были очки Шерлока Холмса:

http://alek-morse.livejournal.com/59965.html

Попробуем обобщить наши выводы. (Заглавная картинка взята с сайта 221b.ru - режиссёр Игорь Масленников инструктирует доктора Ватсона: "А слушаться меня надо так же, как Шерлока Холмса!")

Film director Igor Maslennikov and actor Vitalily Solomin as Doctor Watson 

Рука садовника

«Холмс» в деталях

Александр СЕДОВ (с) эссе, октябрь 2012 г.

 

Несмотря на то, что ленфильмовский сериал о Шерлоке Холмсе – фильм-стилизация, «изящно сделанная вещь», всё естественное в нём имеет приоритет перед искусственным.

 

Детективная интрига (искусственное) отступает перед историей взаимоотношений – дружбой Холмса и Ватсона. Вопреки своему «звёздному статусу» Холмс, если того требует драматургия, согласен отступить на второй план, давая солировать своему другу, - момент трудно представимый в зарубежной киноШерлокиане.

 

Немало сцен в фильме сняты статичной камерой – «по принципу даггеротипа» (подчёркивает режиссёр). Но в иных случаях оператор Юрий Векслер готов следовать за живой актёрской импровизацией, жертвуя в кадре изобретательно выстроенной композицией. Ещё он предпочитает в кадре естественный свет, если это невозможно – естественное освещение имитируется как можно ближе к «правде света».

 



Художник Марк Каплан выстроил в павильоне не только квартиру Холмса, но и внешний фасад с прилегающей улицей – булыжной мостовой, и даже часть фасада дома напротив. «Мы снимаемся в доме, построенном внутри павильона, - свидетельствует в книге «Разрозненные страницы» Рина Зелёная. – Здесь улица, мостовая (отлитые из резины выпуклые булыжники, по которым едут лошади и фиакры)». Но эта декорация улицы, заметим – точно воспроизводящая лондонский экстерьер того времени (в отличие от отдалённо похожей улицы Яуниелла в Риге, сыгравшей роль Бейкер-стрит), используется минимально. Она мелькает в двух-трёх эпизодах и только несколько секунд, - ибо в кадре всё должно смотреться «естественно», а натурального «уличного» освещения в павильоне добиться почти невозможно.

 

Также и с материальным миром. Бытовые вещи, интерьерные предметы в фильме – в большинстве подлинные артефакты из конца 19 – начала 20 века, - а не копии-реплики, - когда-то жили полноценной жизнью, разделяя судьбы своих петербургских хозяев, приобретая отпечаток их характеров, следы повседневного бытования: вмятинки, царапины или потёртости от рук владельцев и т.п. В костюмно-историческом кино принято предметы «старить», чтобы они не смотрелись в кадре новоделом. В ленфильмовском «Холмсе» такой проблемы нет. В эпоху великого сыщика ещё только занималась заря массового производства товаров широкого потребления, поэтому повседневные вещи – мебель, кухонная утварь, кабинетные безделушки и тому подобное – продолжали долго служить в домашнем хозяйстве. Добротная вещь вроде спиртовика или машинки для обрезания сигар (не говоря уже о столовом серебре) могла переходить из поколения в поколение. Примечательно, что очень многие собранные для этого киномира вещи продолжали следовать своей планиде и в кинематографе: они неоднократно были замечены (глазастыми фанатами киноХолмсианы и просто киноманами) в других картинах Ленфильма – до и после «Холмса», пока, как горько замечает в своей книге Игорь Масленников («Бейкер-стрит на Петроградской»), уже в пост-перестроичные времена не был разворован реквизиторский цех студии. Но даже много лет спустя нет, да и мелькнёт в новых сериалах кровать миссис Хадсон: кровать тяжёлая, дубовая – так просто не унести.


(Кое-что из найденного в других фильмах: каминный экран и столик
в фильме "Мёртвый сезон", 1968 г., в одной западно-европейской стране -
)
фильм

(Стулья и люстра
в фильме "Таинственный старик", 1980 г. - события происходят в 1927 году в СССР, в доме одного явно "старорежимного" элемента
- )
фильм
 

Такое «ручное собирательство» по своей природе органично режиссёрскому подходу Игоря Масленникова. В книге «Из личной кинопрактики» он пишет, что делит режиссёров-постановщиков на «архитекторов» и «садовников». «Архитекторы» весь фильм вычисляют заранее, задолго до съёмочного процесса снимают его в собственном воображении, и уже потом в ходе работы с художниками, операторами и актёрами подчиняют результат запланированному «идеальному фильму». Таким «архитектором» был, например, Андрей Тарковский. «Садовники», и к этой категории Игорь Фёдорович относит себя, изначально исходят из «смутного представления», следят за тем, как фильм растёт из предварительно отобранных саженцев, поливают, постригают, радуются удачной импровизации. Таким образом, снятый фильм – это сумма решений, и порой – неожиданных.

 

…Отец Игоря Масленникова, работавший во время войны инженером танкового завода, хотел, чтобы сын стал архитектором (настоящим, без кавычек). Но сын выбрал филологию. Это потом окольным путём, через редакторство в университетской многотиражке, через Ленинградское телевидение, куда его делегирует Комсомол в середине 1950-х, наконец, через Высшие режиссёрские курсы, Игорь Масленников придёт в кино – большое (широкоформатное) и маленькое (телесериалы). Как признаётся мэтр, всё это тоже сумма импровизаций – «плаванье по теченью судьбы». Вполне соответствует формуле «садовника», старающегося не упускать счастливый шанс. С другой стороны, не каждый филолог на досуге собственными руками мастерит домашнюю мебель. Хобби – неслучайное, учитывая, что на Ленинградском телевидении Масленников скоро перешёл в литературно-драматическую редакцию, начал ставить телеспектакли, в которых сам же разрабатывал сценографическое решение – рисовал эскизы и чертил планы декораций.

 

И вот тут уместно задаться вопросом, который так не даёт покоя профессиональным архитекторам, увидевшим его «Шерлока Холмса». Отчего у великого сыщика такая странная геометрия квартиры? В молодые годы, в аккурат перед своей телевизионной карьерой, Масленникову посчастливилось побывать в Англии, в Лондоне. Осенью 1959 года в составе комсомольской делегации. Позже он сошлётся на свой опыт, заметит, что квартира Холмса в его фильме, как и полагается, двухуровневая: «англичане до сих пор живут в таких квартирах». Та – да не та. Англичане, посмотрев ленфильмовскую экранизацию, дивятся этой квартирной планировке не меньше наших зодчих. Тёмное дерево, драпировки, мебель, окна, камин, гравюры на стенах – всё узнаваемо английское, как из магазинного каталога времён королевы Виктории. Собираем элементы вместе – получаем весьма необычный дом. Дом-парадокс.

 

Годы спустя после завершения сериала режиссёр снова побывал в Лондоне и даже заглянул в Музей Шерлока Холмса, открывшийся в 1990 году в одном из домов по Бейкер-стрит (порядковый номер «221б» был присвоен этому дому специально, так как изначально домов с похожим индексом не было). И обнаружил, что выстроенная в нашем фильме квартира намного достовернее музейной…

 
...продолжение следует



Tags: essay, holmes, maslennikov, movie, russian holmes, russian sherlock holmes, Выдуманная англия, выдуманная англия, кино, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments