Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Мультфильмы в деталях / 4 / Animation in details

Ненаучно о научном.
"На задней парте" выпуск 2 / At the back desk, episode 2 (with English subtitles) -- See on YouTube
Режиссёр В. Угаров, Союзмультфильм, 1980 г. -- Soyuzmultfilm studio, USSR, 1980, dir. V. Ugarov

PDVD_1023_04 

Бармалейкин, очевидный и невероятный

О пространственно-временном континууме первой половины 1980-х

Александр СЕДОВ (с) эссе, 2010-2012 гг.

 

- В чём разница между теми, кто разбухает, и теми, кто лопается?

- Кто лопается – тот течёт вперёд.

 

За четыре года до Коли Герасимова прокатиться на машине времени удалось другому советскому школьнику по фамилии Лейкин. Чтобы не провалится на экзамене по физике, он решил отправиться из двадцатого века в семнадцатый, намериваясь сорвать яблоко с Древа Познания еще до того, как оно упадет на Исаака Ньютона. Если для Коли ключевая фраза странствий в Будущем находилась в оправдательном склонении: «Понимаете, я за кефиром пошел…», - то для Лейкина, прозванного за неуд по поведению Бармалейкиным (по имени сказочного пирата), лейтмотивом стал лозунг в неопозитивистском духе: «Воздействие на настоящее путём изменения прошлого». Не задумываясь о последствиях, и не предполагая, чем Ход Истории ему отомстит, Бармалейкин нарисовал на тетрадном листке машину времени, - и отправился к Ньютону, Кеплеру, Галилею, Копернику, к безымянному неандертальцу, изобретшему каменный топор, и даже к самому себе – к Бармалейкину в Будущем.




PDVD_1036_04 

Итак, в 1980-м году Бармалейкин нарисовал машину времени, а художники-мультипликаторы нарисовали Бармалейкина. При всей несерьезности мультфильма «На задней парте» (а это была уже вторая серия, первая вышла в 1978-м), в нём не только буйствовала почти психоделическая фантазия авторов (они позволили герою влиять на процесс эволюции с помощью танка), но и в довольно залихватском виде цитировались идеи из современного советского кинематографа. Хотя, возможно, не цитировались, а ухватывались идеи, которые на рубеже 70-х и 80-х буквально носились в воздухе.

 

Если барон Мюнхгаузен в исполнении Олега Янковского (в фильме 1979 г.) предпочитал до обеда встречаться и беседовать с великими мыслителями прошлого вроде Коперника и Архимеда, и увозить от них трактаты с дарственной надписью авторов, то советский школьник просто отбирал у них астролябии, телескопы и прочие полезные инструменты. Наука настолько приблизилась к человеку (в самомнении этого человека), что, казалось, только протяни руку и получишь её плоды. Самой успешной машиной для перемещения во времени и пространстве уже стал телевизор, достаточно было протянуть руку к тумблеру – и у вас дома, к примеру, по субботам появлялся профессор Сергей Капица с рассказом о космических «черных дырах», искривляющих время и пространство.

 

Помню, как в семилетнем возрасте я был зачарован одним из выпусков «Очевидного-Невероятного». Еще плохо разбираясь в теории Большого Взрыва, я, неотрывно смотрел на черно-белый экран, где, казалось, ничего не было, кроме «говорящих голов» академиков и сгустившегося по углам студии сумрака (много лет спустя воспроизведенного в программе Александра Гордона на НТВ).

 

Речь как раз шла о «чёрной дыре». У меня была полная уверенность, в каком-то смысле, надежда, что этот астрофизический объект уже сформировался в недрах моего телевизора, вот-вот, преодолеет границы физического мира – и вступит в квартиру.

 

Копнём эту «чёрную дыру» поглубже – в чём же суть очарования, буквально гипнотического притяжения «Очевидного-Невероятного»? Пожалуй, не только в чудесах, о которых шла речь, ведь обсуждали весьма тёмные для публики материи, но и в форме подачи. Не прибегая к спецэффектам и фокусам, ведущий умудрялся о неясных даже для академиков вещах говорить просто и доходчиво – так, чтобы этой научной темой увлеклись среднестатистические телезрители.

 

PDVD_1050_04 

Для большинства граждан именно домашний телевизор был «машиной времени». И для Алисы Селезнёвой, попавшей в ХХ век, тоже, - вот, как об этом говориться в повести Кира Булычёва:

 

«После обеда Алиса пошла посмотреть телевизор. Ей было полезно поглядеть старинные передачи. Раз Алиса собиралась здесь задержаться, пока не отыщет Колю, надо посмотреть, как люди одеваются, ходят по улицам, и так далее.

Алиса сидела в холле, смотрела телевизор. Показывали передачу «Клуб кинопутешествий». Алиса засмотрелась на фильм про Африку. Это была Африка без Большого Сахарского канала, и климат там был засушливый».

 

Однажды «Клубу путешественников» удалось совершить очевидное и невероятное – переправить одного паренька, так сказать «подросшего Колю Герасимова», прямо из квартиры, где он смотрел телевизор, в открытый океан. Во время репортажа о цунами из телевизора вдруг полилась вода, и, заполнив комнату до уровня подоконника, унесла романтика Алика Радугу через открытое окно вместе с диваном, на котором он сидел, в морское царство Сирены. Произошло это позже, в 1986-м году, в фильме «Выше радуги».



 

Tags: animation, animation in details, essay, Мультфильмы в деталях, Союзмультфильм, анимация, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments