Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Анатолий Равикович - R.I.P. - Anatoly Ravikovich

Anatoly Ravikovich as detective Poirot in Soviet adaptation "Mystery of End-House" based on Agatha Christie's novel 

Анатолий Равикович (1936-2012 гг.)

А.С. – апрель 2012 г.

 

Для маститого киноактёра у него не очень много киноролей, всего около сорока. Да он и не считал себя кинозвездой: ленинградцы и питерцы всё больше знают его по работе в театре. Для всех остальных Равикович прежде всего Хоботов, смешной чудак-человек, в круглых интеллигентских очках, с полными щеками и полнейшей нелепицей в жизни. Комедия про давно минувшие 50-е годы, про весёлое житиё-бытиё в московской коммуналке вышла на экраны в середине 80-х и вознесла его на пьедестал народных любимчиков. Он понравился именно тем, что был абсолютной противоположностью супергероя – рассеянный «интеллигент в шляпе», мямля, как его нарекла уходящая жена, вдруг вытаскивал счастливый билет в виде почти такой же не от мира сего симпатичной медсестры. Если подумать, его Хоботов был нашим хоббитом Бильбо, заслуживший за все бытовые неудобства и моральные страдания настоящее сокровище.

 

И очень скоро Равикович и вправду очутился в сказке Толкиена, но не в роли сельского мелкопоместного мещанина Бильбо Бэггинса, которого, я уверен, он сыграл бы с равным блеском, а в качестве предводителя гномов – Торина Дубощита, личности не менее сложной и противоречивой. В детском телеспектакле, весьма условном по декорациям и очень приблизительном по сюжету, Равикович, не перетягивая одеяла на себя, сыграл и алчный блеск в гномьих глазах при взгляде на сокровища, и благородный порыв в битвах с врагами, и трагедию умирающего и раскаявшегося… человека – автоматически написал я.



Anatoly Ravikovich as Torin in Soviet TV adaptation "Hobbit" based on Tolkien's tale (1985)
 

И очень скоро он снова совершил путешествие в мир английской литературы. В конце восьмидесятых, надев тёмный костюм-тройку, повязав галстук в горошек и приклеив напомаженные усы, он вдруг стал тем самым яйцеголовым сыщиком Эркюлем Пуаро из романа Агаты Кристи. Его Пуаро сохранил некоторую чудаковатую нелепость и внешнюю как бы рассеянность, - очевидно, дарованную герою матушкой-природой, - но, которая всегда так смущает и ставит в тупик преступников. Сыгранный Равиковичем сыщик совсем не стремился подавлять окружающих интеллектом, его «серые клеточки» работали потаённо и скорее всего непонятным образом для владельца, а его подвиги были исключительно человеческие – в сострадании к жертве и в праведном обличении злодея. Когда Пуаро ошибался – он раскаивался с неподдельной искренностью.


Anatoly Ravikovich as Cardinal Mazarini in Russian adpation of Alexander Dumas' novel 

И очень скоро он стал священником, причём сразу – французским кардиналом Мазарини из романов Александр Дюма. В начале 90-х годов режиссёр Юнгвальд-Хилькевич решил продолжить мушкетёрскую киносагу, и с меткостью профессионального фехтовальщика выбрал на роль фактического главы Франции нашего героя, невысокого и округлого, совсем как Наполеон. Его Мазарини оказался чертовски обаятельной пройдохой и авантюристом государственного масштаба. Не удивительно, что между ним и королевой Анной, - Алисой Фрейндлих, - пробегала искра.

 

А потом российский кинематограф как бы исчез. И Анатолий Равикович «спрятался» в театре. Вся страна продолжала смотреть и пересматривать комедию «Покровские ворота», болея за «мямлю» Хоботова, а он выходил на сцене в образе Тартарена и Августула из пьесы Дюрренмата - но это видели в основном в Санкт-Петербурге.

 

Когда-то в «Семнадцать мгновениях весны» Мюллер в приватном разговоре искренне позавидовал Штирлицу: «Сколько вам будет через десять лет – шестьдесят? Самый расцвет для политика». Актёр тоже политик – лицедей Её Величества Мельпомены, скидывает одну маску, надевает другую. Мне думается, что кинематограф прозевал самый расцвет артиста Анатолия Равиковича. В 90-е продолжали выходить фильмы с его участием, но не то, чтобы не подходящего масштаба (может, и не подходящего), а скорее не того настроения. Он играет фальшивомонетчиков, контрабандистов, торгашей – эпизоды. В то же время ему, казалось бы, самое место в костюмно-приключенческих «Королеве Марго» и «Графини Де Монсоро» (1997 г.), а его там нет. В начале 2000-х нашего героя, наконец, подстерегла удача – главная роль из разряда «своей», узнаваемой темы, опять вариация на тему хоббита Хоботова. Но кто смотрел, кто помнит фильм Астрахана «Тартарен из Тараскона» (2003 г.)?

 

Возраст придавал его характеру больше оттенков, и явнее читалась «сложная глубина». Что ж, не было кинематографа или не было спроса на актёра – дело житейское (а есть ли российский кинематограф сейчас для такого же «нюансированного» драматического артиста?). Впрочем, можно пересмотреть «Покровские ворота», «Сказочное путешествие мистера Бильбо Бэггинса, Хоббита», «Загадку Эндхауза», «Мушкетёров» и ещё…




Anatoly Ravikovich as Khobotov in comedy "Pokrovskie Gates" (1982)

Tags: fictional england, memories, poirot, rip, tolkien, Выдуманная англия, выдуманная англия, кино, персона, фильм Покровские ворота
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments