Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Кинопроба - 2011 / 2 / Movie & Animation Festival in Ekaterinburg

Продолжаем разговор о фестивале "Кинопроба", точнее о его анимационной программе. Начало отчёта здесь -
http://alek-morse.livejournal.com/49835.html

 

Распробованная «Кинопроба-2011»

Куда идут мультфильмы

Александр СЕДОВ (с) обзор / январь 2012 г.

 

2. По екатеринбургскому счёту

 

В зрительском опросе я поставил фильму «Жила была мама» 9 баллов из 10. Единица была удержана (возможно, не вполне справедливо) за то, что мне не хватило какой-нибудь авторской находки, которая бы меня удивила по-настоящему. А, может, причина в том, что я не мать? Скован мужским шовинизмом и уральским патриотизмом? В общем, десятку я поставил фильму Павла Алексашина «Amnesia» (УралГАХА), а журнал «Теленеделя» наградил его своим дипломом.

 


 

«Amnesia» (Уральская Государственная Архитектурная академия)

 

Строго говоря, это музыкальный клип на песню Ринго Стара. И начинается всё с того, что очень похожий на настоящего пластилиновый Ринго сидит в абсолютно пустой белой пластилиновой комнате. С первых же ударов у битла в руках возникают барабанные палочки, вскоре мимо на какой-то этажерке, как на подножке трамвая, проносятся другие битлы – и пошло-поехало. Пересказывать клип бессмысленно: получился весёлый кавардак, замешанный на «Пластилиновой вороне», «Жёлтой подводной лодке» и ещё на чёрте чём. Одни формы легко, непринуждённо и под ритмичную музыку перетекают в другие. Если вы помните клип 1980-х годов на песню Питера Габриэла «Кузнечный молот», так вот – этот ничем не хуже, и может украсить хитпарад любого мирового музканала (вероятно, из-за своей коммерческой сверхценности клип Алексашина пока не попал в интернет). В финале утомлённый перемещениями и превращениями Ринго открывает дверь в соседнюю комнату: в пустой белой комнате на гигантской пластинке-воронке крутится стул.

 

 

«По каплям» (компания Chez Eddy, Франция)

 

! Смотреть на YouTube

 

«ДК-Киноклуб» наградил восьмиминутный фильм Лео Верье «По каплям». Как и остальные французские короткометражки, представленные на фестивале, это произведение опирается на крепкий авантюрный сюжет и хорошо разработанную традицию комиксов (это заметно по выбранным ракурсам, по стремительности действия, по лаконичности языка), – и адресовано широким зрительским массам. В фестивальном буклете творение Лео Верье значилось в разделе «дебют», и в этом качестве, пожалуй, ему не было равных (учитывая ничтожное количество дебютов на фестивале). Действие разворачивается в Нью-Йорке середины ХХ века, и, возможно, этим, а также, наверное, стилем рисунка и юмором напомнило мне «Трио из Бельвиля». Некий холостяк средних лет до того любит живопись Пикассо, Монка, Гогена, Ван Гога и прочих гениев, что крадёт холсты из музея, а затем сладострастно их поедает. В зависимости от характера, жанра и стиля съеденной картины наш герой превращается то в человека-паука, убегающего от полицейских по крышам, то в ангела с крыльями, парящего над рекламными билбордами, то в кубофутуристического монстра… Не буду раскрывать финал этого сплава детектива и фантастики, поданного под джазовые ритмы би-бопа, скажу лишь, что короткометражка заканчивается титром-посвящением художнику-авангардисту Джексону Поллаку. Не исключено, что найдутся зрители, кто увидит в этом посвящении постомодернисткую издёвку, я же воспринял финальные слова в качестве «моралите» (на тему эволюции искусства и человека как его потребителя) – в лёгком чисто французском духе.

 

 

И, наконец, диплом от «Новой газеты» достался сверхкоротким анимационным заставкам «Балканская звезда» и «Кустундорф-2012» Павла Погудина (УралГАХА). Сделаны они блестяще, с драйвом.

 

 

«Арахманинов» (Университет Кино и Телевидения Конрада Вольфа – HFF, Германия)

 

Как зритель, честно отсмотревший все мультфильмы конкурсной программы, готов согласиться с выбором призёров в целом, хотя, быть может, поспорил бы в частностях. Жюри во главе с известным кинорежиссёром Николаем Досталем отсекло самые радикальные эксперименты – даже те, которые публикой были встречены с большим интересом и даже с восхищением. Например, немецкий «Арахманинов» режиссёра Рене Ланге покорил изобретательностью и глубоким, почти чёрным немецким юмором. В какой-то грязной комнате странного вида музыкант домучивает пианино. Но всё оказывается не тем, чем кажется. Дерганные движения пианиста объясняются «просто» - он лишь конструкция, машина, которой управляет муха, расположившаяся в его механической голове. Это фантасмагорическое выступление затеяно мухой с далеко идущими целями – в общем, это месть паукам. Перед нами – абсурд, да ещё поданный в мрачном готическом духе. Есть в «Арахманинове» что-то от немецкого киноэкспрессионизма – на эту мысль в частности наводит чёрно-белая эстетика грязных полутонов. Я бы не удивился, если б в финале выяснилось, что всё это сон, заболевшего лихорадкой Эдгара По.

 

Итак, при всём изяществе исполнения, эта муха пролетела мимо призов. Жюри было расположено к более «мэйнстримовским» произведениям, в которых не приходиться гадать, на чьей ты стороне – мух или пауков.

 

 

(И снова – небольшое замечание в скобках.

 

Другое произведение о войне пауков, мух и человечества в лице отдельных квартиросъёмщиков тоже не получило призов, хотя акценты в нём были расставлены чётко, с позиции норм человеческого общежития. В одной простаивающей – с точки зрения людей – квартире очень неплохо устроилась семья Пауковых. Средь всякого хлама для этих мохнатых насекомых всегда найдётся и стол и дом: на игрушечной газовой плите мама-паучиха жарит настоящую муху, а на игрушечном джипе разъезжает глава семейства.

 

Появись кукольный мультик «Дом Пауковых» (автор С. Гусева, УралГАХА) лет двадцать-тридцать назад, он был бы принят на ура, так как пришёлся бы под очередную кампанию «Чистота – залог здоровья!» Киноведы тут же нашли бы в нём перекличку с агитационными коллажами «Окон РОСТа» - в мультфильме монтируются изображения разбегающихся кукол пауков и стоп-кадры девушки, явившейся на уборку. Кинокритик и член жюри Валерий Кичин, отсмотрев конкурсную программу, жаловался на то, что, в отличие от своих зарубежных коллег, наши молодые кинотворцы редко берутся за социальную проблематику - /отчёт Валерия Кичина о фестивале/. «Дом Пауковых» - редкое исключение, никак не отмеченное призами.)

 

 

 

 

 

«Одинокие псы» (Школа Визуальных искусств Гоблен, Франция)

 

! Смотреть на YouTube

 

Но и очень простые – почти комиксовые решения членов жюри тоже не прельстили. Одним из первых мультфильмов, показанных на фестивале, были «Одинокие псы» из Франции (в буклете указаны сразу шесть авторов).

 

 

Вся история происходит где-то посреди моря на нефтяной платформе: одному из буровиков вдруг повсюду начинает мерещиться волк – в столовой за спинами товарищей, на вахте возле буровой установки, в собственной каюте, - от этого, даже если не хочешь, а озвереешь.

 

 

Словом, сюжет об ещё одном одиночестве смотрится очень жизненно, убедительно, и неплохо нарисован. Но, к сожалению, очень легко «разлагается» на картинки для комикса.

 

 

Продолжение следует…

 


Tags: animation, review, анимация, фестиваль Кинопроба
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 19 comments