Распробованная «Кинопроба-2011»
Куда идут мультфильмы
Александр СЕДОВ (с) обзор / январь
С 1 по 4 декабря в Екатеринбурге состоялся фестиваль «Кинопроба-2011». В конкурсной программе были представлены фильмы короткого метра – т.е. до 30 минут – в разделах игрового, документального и анимационного кинематографа. Чтя заветы Козьмы Пруткова, утверждавшего, что нельзя объять необъятное, я заранее настроился только на мультфильмы. Довольно разнообразная география заявленных киношкол – из Франции, Германии, Чехии и России – давала шанс сопоставить отечественную и европейскую анимацию. И я не прогадал: картина вышла пёстрой и интересной.
Как следует из названия фестиваля, конкурс состоял из достижений молодых, начинающих аниматоров. Не только из «полноценных» фильмов, уже готовых для проката, но и нередко из работ студенческих, в которых главное (если не сказать – единственное) это эксперимент с формой и материалом. Мультфильмы зачастую попадались настолько «несопоставимые» друг с другом, что я невольно ставил себя на место жюри (председателем которого был кинорежиссёр Николай Досталь) и начинал испытывать адовы муки, пытаясь выставить им собственные оценки.
Кроме того, на фестиваль были приглашены исследователи кино Николай Изволов, Николай Майоров и Георгий Бородин с весьма интересными спецпроектами. В частности историк анимации Георгий Бородин привёз программу «Любовь и семья в советской мультипликации». Сильнее всего, правда, меня поразила лекция Бородина, организованная вне рамок фестиваля, для студентов Уральской Архитектурной академии, посвящённая теме «Цензура в советских мультфильмах». Маэстро демонстрировал, как правило, с детства знакомые мультфильмы в двух версиях – в прокатной (официальной) и в авторской (прежде невиданной). Иногда мне казалось, что я переместился в мир с альтернативной историей. – К этой теме я ещё вернусь, а сначала о конкурсных мультфильмах.
Начну с очевидного – с победителей.
1. Победители
«Граффити-тигр» (Школа кино и телевидения драматических искусств, Прага - FAMU)
Тигр бежит по старинному городу Праге, перескакивая от дома от дома, между башнями и мостами, запрыгивая на проезжающие фургоны и электрички. Он следует тайным знакам, чтобы вновь обрести подругу-тигрицу. Только несётся он не по булыжным мостовым, а в двумерной плоскости стен, совсем не ощущая себя двумерным. Он нарисованный граффити-образ, и город для него настоящие джунгли, где водятся враги – нарисованные огнедышащие драконы и охотники в облике Че Гевары. Да ещё вполне живые маляры с пульверизаторами. Один из них ночью смыл со стены рисунок любимой, и тигр по автографу теперь выслеживает художника граффити, способного воспроизвести образ.
Таков победитель фестиваля «Кинопроба-2011». Чешский анимационный фильм «Граффити-тигр» режиссёра Либора Пиксы соединил в себе очень многое: натурное кино и компьютерную анимацию, эстетику уличного граффити и динамизм приключенческого жанра, лирику и юмор, наглядное двумерное существование с полнокровным сюжетом. Жюри вполне справедливо присудила этому десятиминутному фильму гран-при.
«Ещё раз!» (Школа-студия ШАР, Ярославль)
Другой фильм-призёр родом из Ярославля, создан в Мастерской Александра Петрова шестью ученицами знаменитого режиссёра-аниматора и по технике исполнения (живопись по стеклу) и по художественному решению практически неотличим от работ самого Петрова – «Старик и море», «Русалка», «Сон смешного человека». Зритель, не успевший прочесть титры или информацию в фестивальном буклете, остался в полной уверенности, что смотрел очередной шедевр Петрова.
Трёхминутный фильм «Ещё раз!» построен как воспоминание одного дня из предвоенного детства и целиком положен на фокстрот «Рио-Рита». Каждая деталь идеально вписана в партитуру узнаваемой мелодии: машинистки в машбюро, отбивающие на пишущих машинках ритм «Рио-Риты», цирюльник в парикмахерской, орудующий ножницами как кастаньетами, даже унесённая ветром продавщица мороженого в парке, - все на свой лад «вытанцовывают» знаменитый фокстрот. В центре этого вихря воспоминаний улыбающийся лопоухий пионер – он то крутит педали трёхколесного велика, то под ритм музыки шагает в противогазе с другими пионерами. Кажется, что всё это мы уже где-то видели, что это повтор много раз пройденного, но фильм учениц Петрова так лихо сделан – с таким молодым задором, с юмором, с трюковыми превращениями, что эта вторичность не воспринимается как второй сорт. Единственный недостаток этого идеального фильма в его совершенстве, за которым слишком явно угадывается рука зрелого Мастера – Александра Петрова, а об индивидуальном почерке учениц можно пока только догадываться.
(Замечу в скобках, что похожий казус произошёл с фильмом «Штормовое предупреждение» режиссёра Александры Шадриной.
Общая стилистика, типажи героев, характер движений, гэгов, настроение рисованного фильма – всё напоминает об эстетике известного аниматора Ивана Максимова. И не случайно, так как фильм создавался на студии «Шар» в мастерской Максимова, Хржановского и Дёмина. Тем не менее, рассказ о девочке, которая ежедневно отправляет сама себе письма, лишь бы повидаться с почтальоном, неожиданно вышел за пределы абсурдного мира Ивана Максимова. Здесь всё так же дуют сильные ветра, загоняя странных животных в лузы, но история обрела вполне «человеческий» сюжет. В отличие от фильма «Ещё раз!», этот очаровательный рассказ о первой любви не был замечен жюри.)
«Cosmo New Year» (Санкт-Петербургский Государственный Университет кино и телевидения)
Вряд ли вам посчастливиться встречать Новый год на борту космического корабля, но не спешите огорчаться – это не так уж весело. Представьте, что на орбите вы оказались в гордом одиночестве, а из напитков на станции одно молоко. Пятиминутный фильм Антона Королюка и Артёма Бизяева «Cosmo New Year» очень живо рисует картину отчаяния космонавта, вынужденного в одиночестве смотреть трансляцию новогоднего загула из Центра управления полётами. Угловато-шаржированная эстетика и стремительные перемещения героя напомнили мне похождения розовой пантеры. Публика горячо аплодировала фильму, узрев в злоключениях космонавта что-то очень знакомое и родное.
«Жила-была мама» (Всероссийский Государственный Университет кинематографии - ВГИК)
Победителем зрительского голосования стал фильм Анны Артемьевой «Жила-была мама». В нём присутствует несколько беспроигрышных ходов: вся история развёртывается в фонах, выполненных по мотивам живописи Брейгеля, а закадровый текст глаголет устами ребёнка – девочки лет пяти. В том, что сказку про маму, не убоявшуюся чудо-юдо-рыбу-кит, и спасшую свою семью из рыбьего чрева, сочинила не малое дитя, а писатель Сергей Седов, долго не верится. Забавная страшилка будто на ходу рождается из детской фантазии – так органичны ритмические сбивки и «фефекты» речи. Кому-то приём с детской озвучкой может показаться банальным и даже приевшимся. (На этом фестивале было несколько мультфильмов, где использована речь ребёнка – например, «Страницы страха» Великовской – фильм, не завяленный в программе, однако почему-то показанный в конкурсе.) В фильме Артемьевой этот приём, по крайне мере, кажется оправданным и подан с юмором.
Продолжение следует…