Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Двухэтажное мироздание / 4 / Double-decker Universe

Наступил новый 2012 год - с чем вас и поздравляю! А мы продолжаем изучение квартирного вопроса в отечественном кинематографе. Предыдущие части:
1. Отроки и Шерлоки во Вселенной - http://alek-morse.livejournal.com/38721.html
2. Анти-Коперник, или В гостях у Холмса - http://alek-morse.livejournal.com/39340.html
3. Свифтнутый дом. Поэтизация интеллектуальной драмы - http://alek-morse.livejournal.com/44302.html

collage / picture done by Alexander Sedov (c) 2012 

Двухэтажное мироздание

Квартирный вопрос отечественного кино

Александр СЕДОВ (с) эссе, январь 2012 г.

 

Была в нашем кинематографе квартира, сопоставимая по символическому значению с апартаментами Холмса. Она располагалась в двух городах сразу – в Москве и Ленинграде, но по одному адресу: 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12. Эта жилплощадь уступала дому великого сыщика в квадратных метрах и в оригинальной планировке, но сумела занять не меньшее место в народных сердцах.

 

Хотя почему – была?

 

Каждый год 31 декабря включая телевизор, мы непременно натыкаемся на фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (причем на нескольких каналах сразу). Сказ про то, как пьяный молодой врач, вернувшись не то из бани, не то из аэропорта, попал не к себе домой, а на диван к молодой красивой учительнице, всего-навсего перепутав город, давно растащен на цитаты и, по сути, представляет собой часть всенародной традиции по встрече Нового года.

 

Интересно, что квартира учительницы Нади и апартаменты сыщика Холмса оказались двумя непересекающимися, но хорошо дополняющими друг друга мирами. С одной стороны, это то «что было», с другой – «то, о чём мечталось» на основе того, что было. Мироздание получилось двухэтажным, по типу лондонского «дабл-деккера».

 


На обоих этажах обнаружились подозрительно похожие предметы: висели на стенах восточные ковры, в шкафах и сервантах сияли напоказ столовые сервизы и прочие мещанские артефакты не то второй половины 19 века, не то второй половины 1970-х годов в модном тогда стиле ретро.

 

Не обходилось без курьёзов. Подхватив моду на ретро, советская лёгкая промышленность выпустила несколько видов настольных ламп, по дизайну очень похожих на керосиновые конца 19 века. Одну из них мы можем видеть в первой серии фильма о Шерлоке Холмсе. Снимать электрическую лампу вместо коптящей керосинки оказалось куда удобнее, и если бы не витой белый шнур, протянутый сквозь рукав блузы героини, а затем предательски показавшийся из-под юбки, эксперимент по соединению двух миров можно было бы счесть идеальным.

the lamp in The Adventures of Sherlock Holmes and Dr Watson series, LenFilm studio 1979
об этом случае на сайте -

http://www.221b.ru/ovsyanka/ovs1-100.htm


Но главный курьёз заключался не в этом. Одну из партий декоративных ламп назвали «Ленинской» – как нетрудно догадаться, завод-изготовитель убивал двух зайцев сразу: удовлетворял спрос на модные вещи и записывал новую продукцию себе в «идеологический актив». Глядя на это изделие в стиле ретро, легко представить, как при свете похожей керосинки в конце 19 века сочинял свои рассказы Чехов, клепал доносы безвестный жандармский филёр или даже будущий царь великий князь Николай Александрович перекидывался в бридж с другим великим князем Николаем Николаевичем. Понятно, что ни «Царской», ни «Жандармской» эта лампа быть не могла, ну разве что «Чеховской». С точки зрения официальной советской культуры конец девятнадцатого века был временем зарождения эры ленинизма – и это событие уникальным образом окрашивало всю историческую эпоху, наподобие того, как именем королевы Виктории в Англии был наречён целый век. С книжных иллюстраций, агитплакатов, почтовых открыток, мозаичных панно и кабинетных портретов на граждан смотрел Ульянов-Ленин, и нередко рядом с такой вот лампой.

Хайкин Д.С. Володя Ульянов играет в шахматы с отцом в его кабинете, 1952 г.
/Хайкин Д.С. Володя Ульянов играет в шахматы с отцом в его кабинете. 1952 /


лампа в доме-музее Ульянова (Казань)
/ лампа в доме-музее Ульянова (Казань)
- фото с сайта art16.ru

my lamp om my desk
 

Один из «ретро» светильников с тех пор облюбовал мой письменный стол…

 

Таким образом, предметный мир квартиры по условной 3-ей улице Строителей уже хранил в себе зерна шерлокианского мира, и этот факт не предполагал сенсаций и грандиозных открытий – первые зрители «Холмса» в массе своей просто не обратили на этот факт внимания, приняв перекличку двух бытовых сред как за нечто само собой разумеющееся.

 

 

Другие миры

 

В продолжении «Ирония судьбы-2», вышедшем много лет спустя, в 2007 году, основным местом действия снова выступила та же типовая советская квартира, что и в оригинальном фильме Эльдара Рязанова – с теми же обоями на стенах, с мебелью из семидесятых и с очень похожим видом из окна. Даже вход в подъезд (или парадное?), вопреки духу смутного времени, как обнаружилось, запирает не металлическая дверь с кодовым замком и домофоном, а хлипкая деревянная, как и тридцать лет тому назад гулко ударяясь о порог. Время не властно над железобетонным советским мифом. – Не это ли хотел сказать нам режиссёр Бекмамбетов, извлекая сей образ из комнаты представлений нашего звездолёта?

 

Не зависли ли мы в субпространстве истории?..

 

За последние годы мы переехали из квартир, хоть и типовых, но индивидуально обжитых, в ситкомы и сериалы. Стандартные жилища, в коих мы по-прежнему в большинстве своём проживаем в жизни – в современных фильмах утратили кинематографическое очарование и запоминаемость. Ежедневно мы заходим в гости то к папиным дочкам, то в семью Букиных, но их квартиры утрированы до неправдоподобия. В таких квартирах не живут, а разыгрывают спектакли. Квартиры переживания глубоких чувств превратились в квартиры представлений о жизни после визита в супермаркет.

 

…Когда-то скромный бюджет, творческая дерзость постановщиков и аристотелев принцип единства времени и действия творили на экране чудеса.

 

В полупустой и полутёмной квартире Вити Зилова из мебели были только софа, пара табуреток, кресло, да газовая плита, но до чего любопытно был показан этот скудный индивидуальный мирок! Социальная драма здесь смешивалась с поэзией повседневности – авторы фильма как бы соединяли пространство с душой Зилова, и сумрак лениво перекатывался между двумя этими мирами, то озаряясь закатным отсветом, то омываясь заоконными потоками дождя. Никаких примесей «странного» или «фантастического», но лишь очень тонкая операторская и постановочная работа по реконструкции «бытового космоса». В том же духе, например, были решены «Старший сын» и «Фантазии Фарятьева».

"Отпуск в сентябре", реж. Виталий Мельников, Ленфильм, 1979
 

Ещё можно вспомнить десятки киномиров, в основе которых изобретательно сконструированные «пространства-дома-интерьеры». Не берусь перечислить их всех – столько их много и все они очень разные, назову несколько случайно подвернувшихся примеров. Скажем, коммунальная квартира в комедии «Покровские ворота», в которой драматические столкновения героев, так сказать, запроектированы архитектором заранее. Или загородный дом в фильме «Опасный поворот» – телевизионной инсценировке пьесы Джона Пристли. Благодаря виртуозному маневрированию телекамер, зритель неотступно следует за героями из комнаты в комнату, едва ли ни наступая дамам и господам на пятки.

"Гостья из будущего", реж. Павел Арсенов, 1984
/ пара кадров из фильма "Гостья из будущего" /

В Институе Времени

/ - ниже: оптические иллюзии Феличе Варини
оптические иллюзии Феличе Варини - optical illusions
 

Из фантастики в первую очередь вспоминаются интерьеры орбитальной станции, зависшей над планетой Солярис. Но поскольку фильм Тарковского слишком уж очевидный пример, для большей весомости разговора назову сериал «Гостья из будущего». Интерьеры московского Института Времени наводят на мысль о кафе иллюзий Ричарда Грегори и о геометрических парадоксах Феличе Варини. В таких не то, что заплутать – легко ошибиться временным измерением. Интересно, пытался ли кто-нибудь ещё (не считая художника-постановщика фильма) изобразить план этого научного заведения? Знаю по личному опыту, что сделать это потруднее, чем начертить планировку квартиры Шерлока Холмса: режиссёр Масленников поселил сыщика хоть и в не совсем типичные для лондонской застройки апартаменты, однако отвечающие стандартам трёхмерного пространства.

 


Tags: essay, guest_from_the_future, images, movie, russian sherlock holmes, Гостья_из_Будущего, кино, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 37 comments