Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

movie "The Night/Day Watch", или Городецкого - в Президенты!

Пару недель назад 1 канал показал «Ночной / Дневной дозор». Продюсеры не удержались от цензуры: Антон Городецкий, оказывается, отправился в «слегка неопределенное» прошлое – куда-то в 1992 год, а не в конкретный день – в 19 АВГУСТА 1992 года. «Что бы это значило? - подумал я. – Канал СТС такой купюры себе не позволил во время летнего кинопоказа».

.

А у меня появился отличный повод для публикации своего эссе.

.

АНТОНА ГОРОДЕЦКОГО – В ПРЕЗИДЕНТЫ!

.

(с) Александр СЕДОВ, 2007 г.

.

Наверное, все уже знают, даже те, кто не видел «Ночной дозор», что сторонники сил Света разъезжают по ночам на желтом аварийном фургоне. Можете думать, будто все это сказки, но идея такого фургона пришла и мне в голову тоже где-то за два-три года до фильма.

Обдумывая сюжет одного романа, я понял, что пришло время поэкспериментировать в области городской мифологии. Требовалось нечто, что мы привыкли ежедневно видеть… и не замечать в силу его банальности и какой-то парадоксальной внесистемности (так, например, герои честертоновского рассказа «Невидимка» не замечают обычного лондонского почтальона). На этой аварийной машине, решил я, мог бы совершенно беспрепятственно перемещаться «летучий отряд» сил зла. Так показалось мне логичнее (те, кто видел перекопанный траншеями Екатеринбург летом, поймет, почему).

.

Скоро кино делается, да не скоро сказка сказывается. Премьера «Ночного дозора» несколько остудила мои писательские амбиции. О, это не было плагиатом – я подумывал об аварийщиках канализационной системы, а в фильме были бравые парни из «Горсвета».

.

Одолжив у знакомых литературный первоисточник (книгу Лукъяненко), и проштудировав его, я не нашел и следа желтого фургона. «Светлые» и «темные» с помощью магии тормозили одни и те же иномарки – тойоты, хонды, мерседесы, - и разъезжали на них по своим «светлым» и «темным» делам. Шеф «светлых», например, предпочитал «семерку» БМВ. Я засомневался в противостоянии Света и Тьмы (в метафизическом смысле). У двух структур было похоже всё: магические приемы, служебные инструкции, протоколы задержания, флёр «исключительности» и романтизм, погруженный в отчаяние. Словно передо мной были не силы Добра и Зла, а кланы Монтекки и Капулетти. Успокаивало одно: «темные», по давнему соглашению, работали, жили и выживали под контролем «светлых».

.

Сергей Лукъяненко сочинял фантастическую сагу с 1989 по 1996 гг. Это было время, когда в стране уживалось вольнодумство и мода на камуфляж. Трудно было отделить ряженных казаков от чоповцев, одних оперативников от других. В политике – крайние индивидуалисты (философия «темных»!) причудливо сочетались с социальными преобразователями (миссия «светлых»!), у каждой стороны была своя правда, но и своя ложь. Словом, общество путалось, кто «правые» - кто «левые», кто «светлые» - кто «темные». Фантаст Лукъяненко тоже не давал однозначных ответов.

.

Фильм Тимура Бекмамбетова отказался от картины жизни, где всё относительно, – что было свойственно мироощущению девяностых: с 1 января 2000 года в стране наметилась определенность в вопросе, кого считать правыми. Нет, не прав был Дмитрий Быков, написав в журнале «Сеанс», что «Ночной дозор» весь соткан из духа прошлого десятилетия. Режиссер спрямил сюжет и обозначил историческую преемственность: бывший замминистра в СССР – стал начальником «светлых» и ездит на черной «Волге» с проблесковыми маячками. На вооружении спецслужбы Добра – целый автопарк спецтехники со спецсигналами (что облегчает им контроль над организованными «темными»).

.

Да, кое-что в книгах Лукъяненко уже было: спецоперации и оперативные штабы в блочных многоэтажках. Сквозь сказку про младших научных сотрудников уже проглядывала быль про младших лейтенантов МЧС и ФСБ. Но как само собой разумеющееся эти жизненные реалии прочно вошли в плоть и кровь уже в 2000-е годы.

.

Ирония времени: то, что в книге 1995 года представало как легкий сарказм, в фильме 2005-го могло превратиться в тяжелый намек. Могло, но не превратилось. Страшно представить, о каких параллелях задумался бы народ, если бы Бекмамбетов в фильме 2005 года не перенес бы штаб сил зла из Останкинской телебашни в другое место. Кроме того, авторы фильма пошли наперекор книге и обелили спецслужбу «светлых», – как руководителей, так и рядовых бойцов, – сняв с них вину в провокации войны. Тайная спецоперация, убийства и подставы всецело оказались на темной совести «темных». Добро и Зло, наконец, встало на свои привычные места. Сомнения «кто прав – кто не прав» тоже были побеждены. Фильм получился лояльным духу своего времени, – во всяком случае, если не брать во внимание странный финал.

.

В голливудском кино разделение мира на «светлых» и «темных» напомнило бы борьбу крестоносцев и сарацинов или эльфов и орков, в нашем это чем-то напоминает историю про «красных» и «белых». Стояние «светлых» оперативников под окнами гостиницы «Космос», где зажигают (веселятся) «темные» – это ключевой эпизод перед развязкой. Без него киноэпопея могла бы остаться комиксом, не задев за живое народную память: работяги в спецовках внизу против vip-элиты в смокингах наверху. В недавнем сериале «Брежнев» был похожий эпизод, как напротив трактира, где гуляют нэпманы, в день смерти Ленина молча стоят большевики и рабочие. В общем, «мир разделен напополам: дымит разлом!» – как поется в финале «Ночного дозора». Или, как на банкете «темных» хрипит в микрофон Городецкий: «вихри враждебные кружат над нами, темные силы нас злобно гнетут».

.

Говорят, режиссер Бекмамбетов перехитрил кино, он снимал подлинный банкет подлинного дня рождения с подлинными гостями – поп-звездами, арт-критиками и т.п. Гости пили, закусывали и веселились, когда во время дублей лилась клюквенная кровь. В роли «темных» гости смотрелись на редкость органично (спасибо оператору), как-то совсем «не по-доброму», будто заранее прочли в меню о Конце Света. Но, как водится в России, оказались не готовы к его последствиям.

.

Интересно, удивились бы настоящие гости с настоящего банкета, если б узнали, что всё это на самом деле? Что среди гламурной публики найдутся и колдуны и вампиры? Что на элитных party, случается, выясняют отношения, жестоко и публично? И что во всей Москве может внезапно наступить блэкаут?

.

Ряд кинокритиков сочли фильм неубедительным подражанием «Голливуду»: нагромождение спецэффектов, клиповый монтаж, бессмысленный сюжет. Меня же «Ночной» и «Дневной дозор» убедили как весьма реалистичное кино о нравах. Скажу больше – я не считаю эти фильмы фантастикой. Похоже, что всё так и было на самом деле (не знаю, логично ли по нынешним временам употреблять выражение «на самом деле»).

.

Однажды я уже присутствовал на репетиции Конца Света. Это случилось 11 сентября 2001 года. В тот день на фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге зрители были шокированы спектаклем «Половое покрытие» братьев Пресняковых, хотя никто и не ожидал, что в начале XXI века можно еще чем-то шокировать. Воскликнув «Безобразно!», в знак протеста из зала вышла беременная женщина.

.

Вечером гостей фестиваля пригласили на День рождения одного очень именитого режиссера детского театра. Это должно было стать кульминацией фестиваля. В фойе мониторы уже транслировали, как из протараненных нью-йоркских небоскребов валит дым. Когда гостей пригласили к богато накрытым столам, конферансье (один актер – не помню его фамилии) заявил, что «происходящее в Америке ужасно, но жизнь продолжается». И все начали поздравлять юбиляра.

.

Сейчас я не сомневаюсь, что оказался тогда на том самом событии, что позднее увидел в кино. Конечно, всё было несколько иначе, интеллигентнее, без потасовок и вампиров, и не в Москве. Из окон банкетного зала было видно, как в чернеющем небе нависает над Екатеринбургом недостроенная телебашня, напоминавшая Останкинскую на стадии разрушения. Выходившие покурить в фойе, видели в телевизорах, как падают в Нью-Йорке высотки. Помню, что драматург Николай Коляда (в ослепительно белом костюме) распекал меня за сокращение его интервью, откуда я выбросил цитату о его домашних кошках. Не знаю, были ли среди нас «светлые» или «темные», не уверен даже, что после этого все мы стали «иными».

.

Виной всему – прыжок Антона Городецкого в прошлое – в 19 августа 1992 года, который изменил ход мировой истории, заметно смягчив ее катастрофический сценарий (сменились действующие лица и географические обстоятельства). Мне могут возразить, что это случайно выбранная дата, что режиссер Бекмамбетов решил пошутить (над чем?) или намекнуть (на что?). Что эта дата имеет смысла не больше, чем 12 апреля 1962 г. или 9 мая 1946 г.

.

Однако, москвичи, выгляните в окно: Останкинская башня – на месте, и силы зла не смеют раскручивать в небе магические воронки. Я вовсе не утверждаю, что мы живем в лучшем из миров, но факт остается фактом – Антон Городецкий сделал выбор за всех нас, спасая человечество. И стать президентом – это меньшее, что мы можем ему предложить в 2008-м, когда ему стукнет уже 36.

Tags: essay, movie, non-sherlock, the night/day watch
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 20 comments