Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Ситуация в анимации / A Difficult Situation in Russian Animation


 

Ситуация в анимации

АС, июль 2011 г.

 

После того, как в конце июня премьер-министр Путин «случайно» прочёл письмо-обращение мэтров анимации Норштейна, Назарова и др., и пригласил их на встречу в правительство, где пообещал в следующем 2012 году увеличить государственное финансирование мультипликации в пять-шесть раз (!), многие обескураженные российские аниматоры задались вопросом: «Что, что это было? И как нам действовать дальше?»

 

По высочайшему указанию и под патронажем вице-премьера Жукова тут же была сформирована комиссия из видных аниматоров, продюсеров и других заинтересованных лиц – да так быстро, что рядовые аниматоры даже не успели высказать пожелания о составе этой комиссии (самые решительные из них даже заявили протест - http://andrey-g.livejournal.com/461862.html

). Говорят, высокая комиссия где-то заседает и готовит какие-то решения, которые должны кардинально улучшить ситуацию.

 

Между тем, никак не утихает публичная дискуссия на тему путей развития российской анимации. В отличие от комиссии, за ходом этой дискуссии мы можем следить открыто.

 

За последнюю неделю были опубликованы две любопытные статьи о ситуации в отечественной анимации. Первый материал – краткий обзор того, как постсоветская, новая российская анимация дошла до жизни такой (с 1991 года до наших дней). Основной вывод Дины Годер в статье «Анимационный ёжик в тумане индустрии» (газета «Московские новости») сводится к тому, что для преодоления кризиса в мультипликационной отрасли нужны не только большие деньги, но и большие Идеи, в которых должны быть сформулированы новые основы, новая парадигма, новый путь для развития всей отечественной анимации.

 

Пока таких Идей нет, но есть запутанный клубок противоречий между интересами многочисленных студий, продюсеров и кинопроката.

 

Приведу несколько цитат из статьи Дины Годер (выделены фразы мнойalek-morse). Тем не менее, рекомендую всем интересующимся судьбой нашей мультипликации прочесть статью полностью

или на сайте газеты - http://mn.ru/newspaper_freetime/20110722/303420006.html

или в сообществе аниматоров – http://ru-animalife.livejournal.com/448995.html

- написано живо и вырисовывается ясная картина. Итак, цитаты:

 

 

«В первые постперестроечные годы, когда деньги еще были, а ни цензуры, ни регламентаций сверху уже не осталось, отечественная анимация совершенно изменилась. Художники вспомнили, что анимация — это язык искусства, и картины для детей практически исчезли. (…)

 

К середине 90-х государство практически совсем перестало кормить аниматоров, и те студии, которые хотели выжить, должны были крутиться сами. (…) кинопрокат умер, а с отечественного телевидения анимация ушла.

 

В начале 2000-х, когда казалось, что отечественное мультпроизводство уже не возродить, произошел перелом: на государственном уровне было решено поддерживать детское кино. Деньги пришли вместе с твердыми указаниями, на что их следует тратить, и самые крепкие студии стали восстанавливаться. (…)

 

Полнометражных российских фильмов выходило в прокат все больше, но в основном они проваливались. Даже те, что считались успешными (как «богатырский» цикл студии «Мельница»), все равно не могли конкурировать с американскими мультблокбастерами. (…) Выяснилось, что с иностранной коммерческой продукцией… мы конкурировать не можем.

 

Что касается авторской анимации — той самой, которой мы всегда гордились, держа над собой как знамя фильмы Норштейна, — и она осталась далеко позади. За те постперестроечные годы, когда наша анимация то умирала, то возрождалась, весь мир двинулся вперед, а мы варились в собственном соку, лелея свою духовность.

 

То редкое хорошее авторское кино, что у нас все же снимают, очень мало шансов где-то увидеть».

 

 

 

Своеобразным ответом стала несколько дней спустя статья Марии Терещенко на сайте OpenSpace. Материал вышел под красноречивым заголовком «Похороны анимации за государственный счёт». Поскольку текст претендует на изложение идейной позиции, принципиальной точки зрения, я позволил себе пересказать его в десяти-одинадцати тезисах. Тем не менее, всем, кто особо интересуется этой темой, рекомендую прочесть текст полностью на сайте OpenSpace:

http://www.openspace.ru/cinema/projects/198/details/23825/?expand=yes

 

Итак, тезисы.

 

1 – У нашей анимации системные проблемы и простое вливание денег не поможет.

 

2 – Советская анимация не знала разделения на экспериментальное и коммерческое кино – так как был свой путь развития.

 

3 – Весь мир живёт по-другому: чётко разделяя экспериментальную и коммерческую анимацию. Но между ними, примерно как у сообщающихся сосудов, есть связь.

 

4 – В России почему-то эта формула не работает. Большинство наших фильмов ориентируется на абстрактно-мифические цели, и под эти цели государство субсидирует анимацию от 50 до 100 %  Ежегодно выпускаются десятки мультфильмов, но нет развития. (В остальном мире развитие есть),

 

5 – В мире широкое развитие получила копродукция. Например, европейские идеи + азиатское исполнение.

 

6 – Чтобы пойти по пути копродукции, Россия как государство (на правительственном уровне) должна вступить в ряд международных союзов. Это позволит включаться в совместные проекты, обогащаться идеями и технологиями, и выходить на новые рынки.

 

7 – Обособленность вредит. Вскоре может случиться так, что российская анимация будет окончательно задавлена успешными анимационными проектами. (Рынок наш не защищён).

 

8 – Взгляд мэтров (Норштейна, Назарова и других) направлен в прошлое. Многие видят идеал в прошлом советской мультипликации.

 

9 – Проект Центра российской анимации – утопия, основанная на этом идеале.

 

10 – Будет лучше использовать государственную помощь, недавно обещанную Путиным, для решения запутанных законодательных и системных проблем.

 

11 – Есть опасность, что огромные денежные вливания пойдут на массу низко художественных мультфильмов на «патриотическую тему».

 

 

 

Хотя обе статьи касаются проблем мультипликации с разных сторон, в них есть общее – признание, что спасительных идей пока нет, но есть некая растерянность и противоречащие точки зрения. А ещё непрямо высказана мысль, что проблемы отечественной анимации уходят корнями в извечный русский вопрос: есть ли у нас, у России, и значит, у российской анимации особый путь или мы можем без него обойтись?

 

Кстати, очень похожие вопросы задают и в отношении российской индустрии гражданской авиации: окончательно перейти на международные копроекты, как, например, в случае с лайнером Супер Джет-100, или опираться на наследие советской авиапромышленности?

 

От себя добавлю, что, на мой взгляд, как бы ни была логична и перспективна идея копродукции, выдвигаемая Марией Терещенко – путь вступления российских студий в международные проекты не может быть панацеей, а только частным случаем, дополнительной возможностью для развития отечественной анимации.


Tags: animation, discussion
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

Recent Posts from This Journal