Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Дамские наряды в нашем сериале о Холмсе/What Victorian ladies wear in Russian Sherlock Holmes series

И хотя сегодня не 8 марта, этот пост я решил посвятить милым дамам. Недавно на одном из шерлокианских форумов развернулась активная дискуссия о викторианской моде - в основном вокруг женщин и их платьев. До сих пор я молчал (я не эксперт по платьям), но тут вспомнил, что три года назад мне удалось проинтервьюировать посредством электронной почты Лизу Эштон, преподавательницу одного из американских колледжей и специалиста по костюмам: я расспросил её о женских костюмах в ленфильмовском сериале про Шерлока Холмса. Она любезно согласилась на публикацию своих ответов (текст представляет собой компиляцию из ответов, данных в нескольких письмах).

- сначала рисунок Сиднея Пейджета, первого иллюстратора рассказов о Шерлоке Холмсе, мизансцена из "Пёстрой ленты"


- кадр из нашего фильма, Элен Стонер (Мария Соломина) ожидает приёма у Шерлока Холмса:
Maria Solomina as Helen Stoner in film "Sherlock Holmes and Doctor Watson" (USSR, LenFilm studio, 1979)

 

Баранья нога, или что носили викторианские дамы в ленфильмовском «Шерлоке Холмсе»

Заметки костюмера

Автор: Лиза ЭШТОН, участник Международной Гильдии костюмеров, США

 

Привет, Алекс

 

…Как вы наверняка помните из моего первого письма, я поймала русский сериал о Шерлоке Холмсе на местном кабельном телеканале ("MHZ International TV), нам удалось записать его, и затем мы с удовольствием пересматривали его много-много раз. Я большая поклонница рассказов о Шерлоке Холмсе, но не фильмов, за редким их исключением. Откровенно говоря, мне совсем не нравится Джереми Бретт, он играл Холмса в сериале ББС (на самом деле – телекомпании «Гранада», - прим. alek-morse) в 80 и 90-е годы. У меня было чувство, что Бретт сделал своего героя слишком наглым и высокомерным, и довольно шаржированным. У Василия Ливанова получился человечный и очень сердечный Холмс. В сериале с Джереми Бреттом Ватсон – тупой исполнитель, но в русском сериале Холмс воспринимает его серьёзно и, совершенно очевидно, признаёт равным себе.

 

Костюмы в русском сериале потрясающие, в первую очередь потому, что в них нет ничего кричащего, а актёры как будто в них родились.

Вдобавок, там много точных поздне-викторианских деталей. Хотя нигде не упоминается год, в котором происходят события, я с лёгкостью могла бы определить время, в частности, по юбкам и рукавам женских костюмов. Мужская одежда, по большому счёту, не меняется уже 150 лет, но женская довольно изменчива, и в фильме она показана верно. Миссис Хадсон, как ей и положено, выглядит вдовой преклонных лет. Только в последних сериях заметны перемены в одежде, мода становится чуть более современной, так как действие перенесено в канун Первой Мировой войны, Холмс там гоняется за немецким шпионом и в конце концов обезвреживает его. Легко заметить, что события происходят в самом начале 1910-х.


Последний фильм снят в более мрачных тонах, что, на мой взгляд, дополняет общую атмосферу.

 

Итак, давайте обратимся к фотографиям женских костюмов, которые вы прислали.

 

«Пёстрая лента» - мисс Стонер

 

Этот рассказ всегда был одним из самых моих любимых с того момента, когда я прочла его где-то лет в двенадцать.

То, что на ней – это очень традиционный викторианский траурный наряд, в особенности шляпка и вуаль. Слегка вздутые /приподнятые рукава указывают на конец 1880-х или начало 1890-х гг. (вероятно, начало 1890-х, это мы можем заключить на основе того, что её отчим не позволил бы ей модно одеваться, и она носила платья, сшитые несколькими годами ранее, уже вышедшими из моды того времени). В конце 1880-х -начале 1890-х рукава стали слегка приподнятыми /вздутыми снова, а после этого в середине 1890-х до конца 1890-х они приобрели совершенно сумасшедший вид большой «бараньей ноги». (О викторианских рукавах можно прочесть на этом сайте -- http://www.styledash.com/2006/08/01/fashion-101-the-leg-of-mutton-sleeve/  ) Добавлю, совершенно ясно, что она не носит «a bustle» (турнюр), так как это было принято в середине 1880-х, когда «bustles» были еще популярны.

(О викторианских bustles /турнюрах/ можно прочесть здесь -- http://www.fashion-era.com/bustles.htm  )

 

Bustle был каркасом в задней части платья или юбки, который придавал платью/одежде нужную форму. В Америке было несколько различных «модных волн, периодов bustle» в одежде, разбираясь в них, легко отнести то или иное платье к конкретному времени. Как только я увидела платье мисс Стонер, как, в общем-то, сразу догадалась – перед нами более поздний период bustle, из чего нетрудно занести его в 1890-е годы, но рукава здесь не очень широкие, стало быть, это начало десятилетия. В викторианские времена существовали очень строгие правила для «траурного» платья, вплоть до указания цвета (коричневый, чёрный, тёмно-синий, тёмно-серый, минимум украшений – и всё это должно было быть тёмных тонов) и стиля, а также ношение вуали. И всё это зависело ещё от того, как давно в семье случилось несчастье: нам известно, что мисс Стонер только что потеряла свою сестру, значит, ей полагалось одеваться во всё чёрное, так как сестра умерла недавно. Женщинам, овдовевших 6 или 12 месяцев назад, разрешалось носить чуть более светлые тона, но не настолько яркие вроде красного или жёлтого.

 

Высоко приподнятый лиф был главным стержнем моды где-то после 1875 года.

Я не думаю, что авторы фильма всякий раз подразумевали для каждой серии какой-то определенный год, но костюмы и декорации определенно создают атмосферу поздней викторианской Англии.

Irina Kupchenko as Beryl Stapleton and Vitaly Solomin as Doctor Watson in film "Hound of the Baskervilles" (USSR, LenFilm studio, 1981)

Миссис Степлтон из «Собаки Баскервилей» демонстрирует те же самые приподнято-вздутые рукава начала 1890-х гг., а также типичный викторианский стоячий воротник, отороченный по краю кружевом, как бы обрамляющим лицо. Прическа в этом случае, тем не менее, попадает приблизительно в 1870-е, так что авторы фильма определенно соединили элементы (нескольких) стилей. В общем, всё о-кей, потому что очевидно – передано главное впечатление: «это поздний викторианский период».

Alla Demidova as Laura Lyons in film "Hound of the Baskervilles" (USSR, LenFilm studio, 1981)

Фото Лоры Лайонс из «Собаки Баскервилей» не позволяет точно определиться с периодом, крупный искусно витиеватый узор на одежде, и длинный замысловатый жилет с почти восточным /азиатским колоритом. Про неё можно сказать, что «у этой героини собственное ярко выраженное чувство стиля, что и она предпочитает быть непохожей на остальных». При этом, длинный ряд близко посаженных пуговиц спереди на её платье, декор и расцветка отсылает к другому периоду.


Ekaterina Zinchenko as Mary Mostan in film "The Adventures of Sherlock Holmes and Doctor Watson. Treasures of Agra" (USSR, LenFilm studio, 1983)

Мэри Морстан носит весьма типичную поздневикторианскую «романтическую» блузу, обильно простроченную по краям и высокий воротничок. Её закрученная прическа и блузка, скроенная по типу длинной «V», именно то, что мы, зрители, ожидаем, представляя викторианский период.

 

С уважением, Лиза Эштон, костюмер (реконструктор исторических костюмов), участник Международной Гильдии костюмеров

 

-------------------

 

 

Recently, we have an active discussion about Victorian fashion on a 221b.borda.ru Sherlockian forum, mostly around women and their dresses. So far I have said nothing (I'm not an expert on dresses), but then I remembered that three years ago, I did an interview via e-mail with Lisa Ashton, a teacher at US’s college and professional Costume Designer: I asked her about the women's costumes in the LenFilm studio’s Sherlock Holmes series. She has kindly agreed to publish their responses (this text is a compilation of answers given in several letters).

 

A Leg-of-Mutton, or What Victorian ladies wear in Russian Sherlock Holmes series

Notes by a Costumer

Author: Lisa ASHTON, a Costumer (SF, Fantasy, Historical costumes) associated with the International Costumer's Guild (ICG). Washington DC, USA

 

Hi Alex--

…As you read in my original email, I got the Sherlock Holmes series on a local access channel ("MHZ International TV) and we were lucky enough to be able to record them and watch them many more times. I am a huge fan of all the Sherlock Holmes books; NOT a fan of most of the films, with few exceptions. I really hated Jeremy Brett, who played Holmes for the BBC back in the 80's and 90's. I felt that he made the Holmes character too snotty and arrogant, just too exaggerated. Vasily Livanov gave Holmes humanity and had a heart. In the Jeremy Brett series, Watson was just a stupid sidekick; but in the Russian series, Holmes took him seriously and was clearly very fond of him.

 

 

 

 


 

 

The costumes in the Russian series are perfect, for the very simple reason that they are not flashy or "costume-y", but the actors really "inhabit" their clothes. Plus they also got the late Victorian details correct--even though they never tell you what year it actually is, I could easily tell from the skirts and the sleeves of the ladies, especially. Men's clothes haven't really changed much in 150 years, but women's clothes have, and they were all right. Mrs. Hudson looked the matronly widow that she was. And they DO change a little, become a bit more modern, with the last film, that takes place just before World War I, where Holmes tricks a German spy and captures him. It was easy to tell that this took place after about 1910.

 

The fact that the cinematography is rather dark, I think adds to the whole atmosphere.


Let me address a few of the photos showing female costumes that you included.

The Speckled Band--Miss Stoner

This was always one of my favorite stories from reading the original books when I was about 12 years old.

What she is wearing is very traditional Victorian mourning, especially with the hat and veil. The slightly puffy sleeve caps put it in the late 1880's or early 1890' (probably the early 1890's, since we can deduce that her father would not have allowed her to buy newer fashionable clothing, and she was wearing dresses that were several years old and not the current fashion of that time). In the late 1880's/early 1890's the sleeve caps became slightly puffy again, before they went really crazy and became the big "leg-of-mutton" sleeves in the mid 1890's to late 1890's. In addition, she is clearly not wearing a bustle, so that puts it later than the mid-1880's when bustles were still popular.

The bustle was a framework shape at the rear of the dress or skirt that defined the shape.  In America, there were several recognized "Bustle Periods" for dresses, and knowing that makes it easier to figure out the dates of outfits.  When I was looking at Ms. Stoner's dress, I essentially saying: It's later than the bustle period, so that could easily put it into the 1890's, but the sleeves aren't large, so it was earlier in the decade.  In Victorian times, there were very strict rules for "mourning" dresses, as far as colors (brown, black, dark navy blue, dark gray, very little decoration and it all had to be in dark colors) and styles, and wearing veils.  And it all had to do with how long ago the death was--we know that Ms. Stoner had just lost her sister, so she would be wearing all black, since the death was recent.  For widows, after 6 or 12 months they were allowed to wear slightly lighter colors, but no bright colors, like red or yellow.


The highly tailored bodice was pretty much a mainstay after about 1875.

I don't think that the film makers ever meant any or all episodes to be any particular year, but the costumes and sets definitely evoke late Victorian England.

Mrs. Stapleton from "Hound of the Baskerville" shows the same puffy sleeve caps as the early 1890's, as well as the typical Victoria collar with the stand-up lace on the edge, which frames the face. The hairstyle in that one, though, almost puts it around the 1870's, so they are definitely mixing and matching elements of styles there. That's okay though, because the main impression is clearly communicated--"This is the late Victoria period".

The photo of Laura Lyons from "Hound of the Baskervilles" doesn't clearly fit into the period, with it's smooth clever caps on the dress, and the long elaborate vest, with its almost Eastern/Asian dynamics. It clearly says about her "This is a character with very much her own sense of style, and doesn't mind standing out from the rest". Still, the long line of closely spaced front buttons of the dress and the decorated collar fit not the period.

 

Mary Morstan wears a very typically late Victorian "romantic" blouse with lots of lace and a high collar. With her hair piled up and the long "V" yoke on the blouse, this is what we think of as Victorian, so it will resonate with viewers.

Lisa Ashton, a Costumer (SF, Fantasy, Historical costumes) associated with the International Costumer's Guild (ICG).

 

Tags: adaptation, hound of baskervilles, movie, review, russian holmes, russian movie on western eye, russian sherlock holmes, treasures of agra, западные рецензии на русского Холмса, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 51 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →