Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

About the interior of Russian Sherlock Holmes' apartment / В гостях у Холмса - квартирный вопрос

Продолжаем изучение "квартирного вопроса" в отечественном кино. Начало - часть под названием  "Отроки и Шерлоки во Вселенной" - здесь

http://alek-morse.livejournal.com/38721.html


Vasily Livanov as Sherlock Holmes in the interior of 221b in Lenfilm series  

Анти-Коперник, или В гостях у Холмса

Квартирный вопрос отечественного кино

Александр СЕДОВ (с) эссе, февраль 2011 г.

 

«У такого незаурядного человека как Шерлок Холмс и квартира должна быть незаурядной», - справедливо решили авторы фильма и поселили английского сыщика в апартаменты, вызывающие у британцев удивление, а у наших зрителей – желание в них пожить. Квартира выглядит такой уютной, просторной, со вкусом обставленной и абсолютно викторианской, что поклонники фильма из России, посещая лондонский музей на Бейкер-стрит, бывают сильно озадачены скромной для великого сыщика жилплощадью.

 

Мнения гостей обычно раскалываются пополам: "До чего же похоже! Как будто декорация из нашего фильма!" - восклицают одни. "А у нас в фильме квартира Холмса гораздо убедительнее: она более английская и более викторианская ", - веско заявляют другие (в том числе режиссёр Масленников). Иногда оба мнения уживаются в одной голове. Дело не только в противоречиях русской души (хотя и не без этого). Построенная для фильма декорация обрела в сердцах зрителей необычайную убедительность микрокосмоса.

 

 

-- фото из лондонского музея
interior of London's The Museum of Sherlock Holmes

В рассказах Конан Дойля квартира на Бейкер-стрит это центр мироздания, олицетворение уюта и защищенности, вокруг неё крутится Вселенная вместе с ее загадками, опасностями, бандитами, экстренными поездами, девонширскими болотами, похищенными сокровищами и королями, время от времени переступающими порог этого дома.

 

Не так уж и не прав был Шерлок Холмс, когда говорил Ватсону, что его, Холмса, глаза говорят ему, что "скорее, солнце вращается вокруг Земли". Архитектор доказал эту гипотезу на деле. В центр маленькой вселенной он поместил гостиную, просторную ровно настолько, чтобы двое хозяев, удобно усевшись у камина, любезно предложили королю стул. Гостиная кажется крупнее своих размеров (не так ли происходит с горячо любимыми и обжитыми гостиными?), и не в последнюю очередь благодаря небольшой лесенке и балюстраде, идущей из неё к комнатам Холмса и Ватсона. Рядом – вход в буфетную, напротив – два высоких окна.

 

Если приглядеться повнимательнее, обнаружится, что окна квартиры смотрят на все четыре стороны света. Из главных видна шумная улица, из бокового окна – соседняя крыша, очень удобно для сыщика, не всегда выходящему из дома через дверь. Из смежной буфетной окно обращено во двор. Из прихожей, которая хорошо видна из гостиной, скорее всего – в проулок. Наглядное доказательство пребывания Холмса в центре мира. Камин в красном углу «запирает» уютное пространство от улицы и клыкастых лазутчиков Мориарти.

The Adventures of Sherlock Holmes and Doctor Watson, Lenfilm studio, 1980

Sherlock Holmes and Doctor Watson, Lenfilm studio, 1979

-- преполагаемый план квартиры Холмса (реконструкция Стеф Доусон -- sherlock2040)
plan of Sherlock Holmes' apartment (version)


-- наиболее вероятный план второго этажа квартиры Холмса (из книги Светозара Чернова "Бейкер-стрит и окрестности"), "типовой проект" для среднего класса
Plan of 221b Baker Street, standard-type -- from a book "Baker Street and neighbourhood" by Svetozar Chernov

-- эскиз плана квартиры Холмса в нашем фильме (попытка реконструкции) 
Plan of Sherlock Holmes' apartment in the Lenfilm series
 

В сравнении с типовой планировкой домов по лондонской Бейкер-стрит того времени, планировка этой квартиры выглядит неправдоподобной, а в чем-то фантастической. Здесь тот самый случай "неевклидовой геометрии" в архитектуре, когда спроектированное пространство таит огромное возможности для драматургии. "Наша квартира не раз становилась площадкой для самых драматических сцен", - в одном из рассказов пишет Ватсон, то же самое он мог бы заявить и в фильме. Квартира будто специально спроектирована под домашний театр: у камина – основная сцена, есть главные и боковые кулисы (последние специально для выходов миссис Хадсон), имеется «галёрка», с которой забавно наблюдать за напыщенными сэрами и королями (рядовыми клиентами Шерлока Холмса), а ещё средь бела дня случаются эффектные затемнения, неизвестно как устроенные…

 

В квартире масса особенностей и деталей, которые можно "эффектно снять". Это важно, потому что уже сценарий первого фильма предполагал, что больше половины сюжета пройдет в апартаментах на Бейкер-стрит. В одном кадре с Холмсом и Ватсоном предстояло играть предметам интерьера – в большинстве подлинные вещи 19 века. Необычно спроектированное пространство даёт каждой из них высветиться по-особому. Пока доктор Ватсон играет в шахматы, за его спиной играет отражённым пламенем каминный экран. Пока Холмс разбирает почту, вторым планом «играет» в лучах солнца секретер из красного дерева. Сервированный стол, поблёскивая фарфором и ложечками, на мгновение забирает внимание зрителя, пока герои разбираются с коньяком у камина…

 

В следующих эпизодах те же предметы «играют» уже чуть иначе, то рельефно выступая из глубины квартиры, то наоборот уходя в лёгкую дымку, совпадая с ритмом жизни и сменой настроений Холмса и Ватсона. Даже в самые мрачные моменты жизни героев домашняя обстановка не конфликтует с ними (а герои с ней), она просто хмурится в знак солидарности: свет и тени становятся чуть резче, тиканье часов отчётливее.

-- две панорамы гостиной (склейка кадров фильма) - для увеличения кликайте на фото
 

in the sitting-room of Sherlock Holmes' apartment in Lenfilm series

interior panorama of the sitting-room at 221b Baker Street -- Lenfilm studio's Sherlock Holmes series
 

Особая заслуга в этом оператора Юрия Векслера. Каждый новый эпизод в квартире он превращает в череду уникальных кадров – иная точка зрения на актеров, иное освещение, иное преломление пространства… Каждая "домашняя" сцена как биографический документ. Холмс и Ватсон вернулись домой с победой – из окон льётся акварельный утренний свет. Вот ждут визита убийцы – гостиная залита багрово-золотистым закатным солнцем. Хватит наугад выбранного кадра, чтобы, не будучи Шерлоком, определить серию, эпизод и даже мгновение фильма. Авантюрное кино подано зрителю как «книга жития» Холмса и Ватсона.

 

Не удивительно, что квартира так понравилась и героям и зрителям, что они с удовольствием возвращались туда всё в новых и новых сериях. Менялись времена, менялся цвет обоев, менялись плафоны на газовых лампах, в одной из серий была передвинута внешняя стена, - зритель с жадностью ловил каждый кадр любимой квартиры.

 

Метаморфозы времени отразились на квартире Холмса больше, чем на героях. В последнем фильме «ХХ век начинается» по-прежнему подтянутые, хотя и не молодые уже Холмс и Ватсон навещают свой бывший дом: на зачехленной мебели – слой пыли, вместо гравюр на стенах – зияют пустые места... Такой мы видим квартиру Холмса напоследок – в одном шаге от превращения её в «музей великого человека».

 

 

 

Зрителю обычно нет дела до логических парадоксов, даже если в одном из них он хотел бы жить. И всё же попробуем разобраться: почему одна из самых знаменитых и любимых квартир советского кинематографа – это апартаменты английского эстета криминальных дел? Ни дворянские гнёзда из экранизаций русской классики, ни роскошные царские палаты и дворцы императриц из костюмно-исторических саг, ни дачи с заливными лугами и вишнёвыми садами из чеховских экранизаций (а ведь пьесы Антона Павловича одного времени с рассказами Конан Дойла) не завладевают душой кинозрителя так же, как жилплощадь Шерлока Холмса.

 

А ведь советский кинематограф никак не назвать «бездомным», учитывая какие удивительные плоды дало скрещивание театра и телевидения. Знаменитых и узнаваемых квартир хватит на многоэтажный дом, и ещё останется на посёлок особо привилегированных киногероев, вроде барона Мюнхгаузена.

 

Продолжение следует

 

 

Part 1 -- “Teens and Sherlock in the Universe”

http://alek-morse.livejournal.com/38721.html#cutid2


Part 2 -- here is 

 

Anti-Copernicus or Visiting Sherlock Holmes

Alexander SEDOV (c) February, 2011

 

“As an extraordinary person, Sherlock Holmes should be live in the extraordinary apartment” – the filmmakers have rightly decided. They lodged the private detective in the rooms, which surprise the British viewers and arouse among Russian people a desire to live there. The apartment looks so much cosy, comfortable and completely furnished in Victorian spirit, that during visiting the real Museum on 221b Baker Street in London, Russian fans are strongly puzzled with quite constrained living conditions for the Great Detective.

 

As a rule, the museum visitors’ opinions split up sharply half-and-half: "Wow! How similarly it looks like scenery in our film!" – some visitors exclaim. "Hmm…Livanov Holmes's apartment looks much more convincing: more Englishness and more Victorian style", - others declare, including film director Igor Maslennikov. Sometimes both opinions coexist in one head – and it's not just the contradictions of mysterious Russian soul. The film scenery found extraordinary persuasiveness of a microcosm in the viewers’ hearts.

 

 

In Conan Doyle's stories, the Baker Street apartment is the centre of the universe, a cosiness and security embodiment. The universe revolves along with the riddles, dangers, gangsters, trains, the Devonshire moors, stolen treasures, and kings, stepping over this house threshold from time to time, around the Holmes’ rooms.

 

Sherlock Holmes was not wrong, when he said Watson that “my eyes tell me that rather the

Sun revolves around the Earth”. An architect demonstrated this hypothesis in practice. In the centre of a small Universe, there is placed the sitting-room, spacious exactly for that the two lodgers, who conveniently settled down at the fireplace, could offer a chair for the king. The sitting-room seems much more own sizes (it happens with your favourite homely sitting-rooms, isn’t it?) partially thanks to both the small stairs and balustrade that run to Holmes and Watson’s rooms. It has also the entrance in a still-room (pantry) – opposite are two large windows.

 

If you take a closer look, you find that apartment’s windows looking at all four corners of the world. You see through two large windows the bustling Baker Street, the neighbouring roof is visible through the lateral window, and it is very convenient for the detective, who not always goes away the house through a door. The adjacent still-room’s window is facing the courtyard. We see it from the sitting-room. Also from the sitting-room we see the hallway's window, through it is visible a lane, I believe. This is the visual proof of Sherlock Holmes’ staying in the centre of the world. It is that usually doesn't suffice in other screen versions of Conan Doyle's stories – both an openness of Holmes’ home to the world and its security from chaos of life: the corner fireplace as if saves this cosy space from the street and Moriarty’s fanged spies.

 

In comparison with the standard-type Victorian lay-out of the Baker Street houses, this apartment looks far-fetched, even fantastic in something. However, it is that case of "non-Euclidean geometry" in architecture when the designed space means the great possibilities for drama. "Time and again, our little apartment became a stage for the most dramatic scenes", - Watson could declare with good reason. Actually, these Baker Street rooms seemed intentionally designed for a home theatre: the main stage is located before the fireplace, nearby are the main and lateral wings (i.e. the doors – the second especially for Mrs. Hudson’s short appearance), here is the available theatre gallery – Watson does know how funny the pompous King of Bohemia looks if you see him from the top. Still in broad daylight, the spectacular blackouts happen (who knows how it arranged?).

 

The apartment has a lot of interesting features and details which can be effectively filmed. It is important because already the first two episodes’ scenario assumed that more than half of story will takes place in the Baker Street rooms. In one shot with both Holmes and Watson, the everyday objects should play the small roles – often original things from 19th century. The unusually designed space gives each of them to be highlighted in a special way. While Watson plays the chess, behind him the flame reflections play on the glasses of fireplace screen. While Holmes reads the mail, in the background the mahogany secretary desk greedy accepts sunlight from the window. With the glistening porcelain cups and saucers, the layed table takes the viewer's attention for a moment, while Holmes and Watson engaged in brandy by the fireplace. The clock looks the most respectable; it can be seen from almost any corner of the sitting-room, even from the hallway.

 

Notably, in a next scene these everyday objects play a bit differently, seem more boldly or, on contrary, move away into slight haze of the apartment space, thereby coinciding with the Holmes and Watson's rhythm of life and the changing moods. Even in the darkest moments in the heroes’ life, a homely weather is not at loggerheads with the lodgers (as heroes with it too); it just turns gloomy in solidarity: light and shades become sharper, clock ticking is more distinct.

Maria Solomina as Helen Stoner in "Sherlock Holmes and Doctor Watson" (Lenfilm studio, USSR, 1979)

Vitaly Solomin as Dr. Watson

V. Livanov and V. Solomin as Sh. H. and Dr. W., 1979
 

Here is special merit of the cameraman Yuri Veksler. He turns every new apartment scene into a sequence of unique shots; a bit another point of view on actors, another lighting (morning light flowing or evening slanting beams from the windows). Each "homely" scene is done as the biographic document. Holmes and Watson have come back home with a victory – from windows the morning watercolour light flows. Next example, they wait for visit of the murderer – the sitting-room is filled with the purple-golden sunset. Not being Sherlock Holmes you can pick any shot at random and then easy identify an episode, scene and even instant of the film. The adventurous film is submitted to the audience as "Holmes and Watson's Life Chronicle".

 

As a result the apartment was so pleasant both to the heroes and audience that they were happy coming back here in new episodes. Times were changed, and changed the wall-paper colour, plafond’s forms on the gas lamps. In some episode, an attentive viewer can notice the exterior wall has been slightly moved, - we continued to greedy catch each shot of favourite apartment.

 

Time metamorphoses have been reflected in Holmes's apartment more than on the heroes. In the final episodes “XX century begins”, already not young, but still smart and lively Holmes and Watson visit their former home: a dust layer is on the covered furniture, the empty places on walls instead of the engravings... Such we see Holmes's apartment at last – one step to turning into «the museum of a great man».


 

 

Usually a viewer is not interested with the logical paradoxes, even if he/she would like to live in one of them. Nevertheless, we will try to research a question: why is one of the most well-known and favourite apartments of the Soviet cinema the rooms by the eccentric aesthete who study the criminal cases? Neither nests of the gentry from screen versions of Russian classics, nor magnificent tsar chambers and empresses palaces from costume-historical sagas, nor dachas with water meadows and cherry orchards from Chekhovian adaptations (in fact Anton Chekhov worked in the same period as Conan Doyle did) don't win the viewers' heart to the same extent as Sherlock Holmes's living space does.

 

Any way the Soviet cinema cannot be to called "homeless", considering what the amazing fruits were born of the theatre and television crossing. Of the all well-known and recognizable apartments could be built the multi-storied house, plus a VIP village for the film heroes like Baron Munchausen.

 

to be continued
 



--------------------------------------

-- кадры из нескольких британских фильмов 

-- сериал ББС с Питером Кашингом в роли Холмса (конец 1960-х), вот как выглядет гостиная знаменитой квартиры:
221b interior in Peter Cashing's series

-- в фильмах с участием Йена Ричардсона ("Собака Баскервилей" и "Знак четырёх", 1982-1984)
221b interior in the Ian Richardson's films

221b interior in Ian Richardon's films

-- в сериале с участием Джереми Бретта в роли Холмса (студия "Гранада", 1984-1993)
221b sitting-room in the Jeremy Brett's Holmes series

221b sitting-room in the Jeremy Brett's Holmes series

-----------------------

использована картинка с сайта 221b.ru
--



Tags: essay, movie, russian holmes, russian sherlock holmes, sherlock holmes, Выдуманная англия, эссе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 34 comments