Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Teens and Sherlocks in the Universe / 1 / Отроки и Шерлоки во Вселенной

Тема "закадровом бога" в отечественном кино оказалось сложней, чем я вначале предполагал. Пока я размышляю над материалом и черкаю черновики, решил порадовать читателей моего блога другой мини-серией эссе, благо, что две части уже готовы (предполагается и третья).

Moscow-Casseopea / Teens in the Universe (1973-1974) - Soviet sci-fi movie 

Отроки и Шерлоки во Вселенной

Александр СЕДОВ (с), эссе, февраль 2011 г.

 

Мудрец сказал нам напрямик,

Что «дом бытия – язык».

Согласен, но добавлю я,

Что дом – язык бытия.

 

1.

Космолёт «Заря» несёт советских школьников сквозь вселенную на помощь гибнущей инопланетной цивилизации. По мнению учёных, перелёт к Альфа-Кассиопеи займёт четверть века, вот почему Совет министров и ЦК КПСС отправили к далёкой планете экипаж из подростков, а не из матёрых лётчиков-космонавтов. В полёте юные спасатели повзрослеют на двадцать пять лет, и, если всё сложиться удачно, вернутся обратно на Землю, постарев ровно настолько же. По возвращению домой им будет за шестьдесят.

 

Намеренно пересказываю завязку фильма «Отроки во Вселенной», будто параграф из учебника по математике. 25 + 25 равняется жизнь или около того. Мне всегда казалось, что космонавты среднего школьного возраста не до конца осознают драму, в которую добровольно загнали себя. Лишиться на полвека, если не на всю жизнь, друзей, родителей, привычной жизни на планете Земля, иными словами, живьём замуровать себя в капсуле корабля – испытание ещё неведомое землянам, но в чём-то более страшное, чем одиночество Робинзона Крузо на острове или тюрьма для графа Монте-Кристо. Даже трёхлетнее путешествие царевича Гвидона в бочке по морю-океану кажется милосерднее космической одиссеи.  

 

 

 

Teens in the Universe (1974) - Soviet sci-fi movie

Авторы фильма (вместе с конструкторами корабля) решили подсластить горькую пилюлю одиночества пионерам дальнего космоса – и сконструировали в звездолёте специальную комнату, умеющую моделировать ограниченные по объему пространства и интерьеры: поляну в окружении цветущих яблонь, родительскую квартиру каждого космонавта, школьный класс в любимой школе и т.п. Всего около сотни образов.

В «Солярисе», вышедшем за два года до «Отроков», мыслящий Океан, откликаясь на просьбу астронавта Кельвина, материализует его мечту – родительский дом в окружении цветущего сада. Как это часто бывает с фильмами Тарковского, нельзя сказать определённо, что же «в действительности» мы видим: мечту, наваждение или обыкновенное чудо? Многочисленные интерпретации киноведов, философов, психоаналитиков лишь запутывают объяснение, и потому оставим их за бортом. Нам важно отметить вот какое технологическое сходство: и в случае звездолёта «Заря» и в случае с мыслящим Океаном, мы имеем дело, как сказали бы искусствоведы, с «репликой» - копией оригинала.

 

Удивительнее всего, что эта «копия» в некотором роде подлиннее подлинника, так как представляет собой идеализированный образ копируемого объекта. Астронавт Кельвин получил именно то, что желал – воплощенную мечту-ностальгию…

 

Чтобы избежать пространных рассуждений вокруг теорий Платона об идеях и Бодрийяра о симулякрах, назову для иллюстрации, пожалуй, самый яркий в отечественном кинематографе пример, когда смоделированное «пространство-дом-интерьер» оказалось совершеннее, чем реальность, на которую он ссылается: это квартира Шерлока Холмса в сериале Игоря Масленникова. Если бы юные покорители космоса стартовали на десять лет позже, не в 1974-м, а в 1984-м, в их арсенале вполне мог оказаться сей викторианский интерьер, - настолько он пришелся по душе советским зрителям, и, наверняка, понравился бы советским учёным, проектировавшим звёздный корабль.

Vasily Livanov as Sherlock Holmes


...продолжение следует 


 

Teens and Sherlocks in the Universe

Alexander SEDOV (c), essay, February, 2011

 

1.

Spaceship "Zarya" (Dawn) is carrying the Soviet school children through the Universe to help the alien civilization that in distress. According to the scientists, the flight to the Alpha-Cassiopeia will take a quarter century that is why both Cabinet Minister and the Communist Party of USSR have sent to a distant planet the crew of teenagers, instead of the experienced cosmonauts. During the flight young rescuers will grow up for twenty five years, and if the mission goes well, they will return back to the Earth, having grown old exactly so. After the returning home they will be over sixty.

 

I deliberately retell the film outset of “Otroki vo Vselennoy” (“Teens in the Universe”, 1974 - YouTube - part 1), as if it is a textbook paragraph on mathematics. 25 + 25 equals a life or so. I've always felt the pupil not fully realize a drama which they have voluntary got themselves mixed in. To lose for half a century if not for life, friends, the parents, habitual life on mother Earth, otherwise, to be alive immure in a metal ship capsule is an experience still unknown to earth dwellers, but more terrible in something, than Robinson Crusoe's loneliness on island or Count of Monte Cristo’s imprisonment. Even three-year sea voyage of Prince Gvidon inside the barrel seems more mercifully than this space Odyssey. 

 

 



The filmmakers (together with the ship designers, indeed) have decided to sweeten a bitter pill of loneliness for the deep space pioneers – and have constructed inside the spaceship the special cabin able to simulate/synthesize/model the interiors of limited capacity: a glade surrounded by blossoming apple-trees, a parental apartment of each cosmonaut, the school-room, etc. The menu has about hundred icons in total (see YouTube segment).

 

In 1972 film "The Solaris" that appeared on screen two years before "Otroki", in response to the request by astronaut Kelvin, the thinking Ocean materializes his dream – the parental home surrounded by a blossoming garden. As often happens with Tarkovsky's films, we cannot say definitely what "actually" we see: a dream, delusion or an ordinary miracle? Numerous interpretations by film critics, philosophers, psychoanalysts only confuse an explanation and consequently we leave them behind a board. It is important to note here some technological similarities: both in case of a star ship "Zarya" as well in a case with the thinking Ocean, we deal with a copy of the original – a "replica", as critics would say.

 

It is the most surprising that this "copy" is to a certain extent more originally than the original as it is an idealised image of the copied object. Astronaut Kelvin got that he wished – an incarnate dream-nostalgia…

 

For the sake to avoid verbose reasoning around Plato's theory of ideas and Baudrillard's idea of simulacra, I will name as an illustration, perhaps, the most striking case in a Soviet/Russian cinema when the simulated "space-house-interior" has appeared more absolutely, than the reality which it refers to: it is Sherlock Holmes's apartment in Igor Maslennikov's TV series starring Vasily Livanov. If young space pioneers started ten years later, not in 1974, but in 1984, their arsenal quite could have this Victorian interior, - so the Soviet viewers loved it, and certainly it would be pleasant to the Soviet engineers projecting the spaceship.

to be continued

 

NB: info -- IMDB.com Moscow-Cassiopeia (1973), Teens in the Universe (1974)
Wikipedia  Moscow-Cassiopeia, Teens in the Universe
спасибо сайтам 221b.ru  и   http://www.viktorov.ru/ за некоторые картинки

!!! Особенно рекомендую сайт, посвящённый этой фантастической дилогии http://otroki.druid.ru/  - масса интереснейших материалов о создании фильмов, эскизы, сценарии, киноляпы (!) и т.п.
Также рекомендую заглядывать в сообщество http://community.livejournal.com/msk_kassiopeya/ .
Tags: cosmos, essay, livanov, movie, sci-fi, sherlock holmes, космос, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments