Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Treasure Island: People and Masks / О фильме "Остров сокровищ" - Ленфильм, 1982 г.

!!! - Месяц назад я опубликоввал статью "А был ли Союзмультфильм?" и анкету-опрос о настоящем и будущем российской мультипликации (итоги опроса я ещё не подводил, но обязательно это сделаю... ), -- просьба к тем, кому не безразлична судьба нашей анимации, ответить на анкету... 
-----------------------------------------

Хотя юбилей Роберта Льюиса Стивенсона (13 ноября ему "стукнуло" 160 лет) формально отгремел десять дней назад, я решил, тем не менее, преподнести британскому писателю и всем нам скромный подарок - некоторые свои идеи-соображения по поводу ленфильмовской экранизации повести "Остров сокровищ" (1982 г., режиссёр Владимир Воробьёв).

 

«Остров сокровищ»: люди и маски

Несколько слов в защиту ленфильмовской экранизации 1982 года режиссёра Владимира Воробьёва

автор: Александр СЕДОВ (с), ноябрь 2010 г.

 

В фильме «Остров сокровищ» есть персонаж, который притягивает сильнее прочих. К его негромкому голосу прислушиваются внимательнее всего, за его жестами пристальнее всего следят – он кажется настоящее, подлиннее всех. Нет, это не напыщенный как индюк сквайр Трелони, обещающий пиратам пудинг, не прямолинейный как дуб капитан Смоллетт, обещающий им кандалы, не добрый доктор Ливси, обещающий им пилюли от болотной лихорадки. И вряд ли десятилетний мальчуган по имени Джим Хокинс, в одиночку одолевший матерого пирата и в шторм угнавший «Испаньолу». И уж точно не голозадый островитянин Бен Ганн, прыгающий по скалам, словно горный козёл. Все они сыграны замечательно, но с обязательной дистанцией между достоверным образом и шаржем (а иногда и карикатурой). Над каждым из них авторы фильма добродушно подсмеиваются, как бы говоря нам: вот каким мог быть этот герой Стивенсона, если бы невероятное оказалось возможным. Единственный герой (из числа главных), над кем авторы фильма не подшучивают, кто ни разу не смешён, ни невероятен в весёлой кутерьме приключений – это Джон Сильвер в исполнении Олега Борисова.

 

 

Некоторые зрители были недовольны выбором Олега Борисова на роль пиратского главаря. Ни во внешности (жаловались, что «худосочен»), ни в характере (говорили – «мало харизмы») они не увидели знакомого им по книге романтического злодея с зычным голосом и с развитым животом.

Oleg Borisov as John Silver, 1982

 

Что же сделал со знаменитым литературным героем Олег Борисов? Для начала привёл в равновесие с собой. На Сильвере-Борисове нет ни накладного парика, ни накладного живота, ни накладного носа, и внешне и внутренне Борисов в образе Сильвера остался самим собой: тот же темперамент, та же худощавость, узнаваемая по многим ролям флегматичность, белозубая улыбка – та же, что у ранее сыгранного им профсоюзного дельца Рафферти. Олег Борисов вообще не любит слишком изменять внешность. (Из крайних случаев вспоминается разве что мефистофельская бородка инженера Гарина.) Даже не пришлось «накладывать» или «сбавлять» возраст – и актёру и владельцу бристольского трактира «Подзорная труба» на момент их встречи исполнилось одинаковое число лет – чуть больше пятидесяти. Предпенсионный возраст – самое время для авантюр.

Oleg Borisov as John Silver





Oleg Borisov as John Silver

 

Тут бы актёру и разыграться как следует: вспомнить демонический хохот инженера Гарина – тем более что одноного Сильвера многие почитают за «сущего дьявола», - зажечь в глазах фанатичный блеск, с наслаждением смешать в образе пирата гений и злодейство. Однако первое появление Сильвера-Борисова на экране едва ли не разочаровывает: за нападением своих оболтусов на экипаж сквайра он наблюдает с ярко выраженной меланхолией на лице. Кажется, что сокровища не манят его – ему бы скорее вернуться к молодушке в трактир.

 

Легко представить, как Сильвер-Борисов командует разграблением захваченного галеона, аккуратно заполняя пиратскую ведомость, или ежедневно управляется за барной стойкой трактира, любезно улыбаясь богатым негоциантам. Труднее вообразить пьяным флибустьером, рвущимся на абордаж (в те времена, когда он ещё был с двумя ногами). В том и сила Сильвера-Борисова, что он избегает прямых стычек и открытых выступлений: до последнего он тянет с бунтом на «Испаньоле», он против штурма форта на острове, и при удобном случае предлагает капитану Смоллетту договориться. И это не просто тактика, это жизненная стратегия. За пересоленной кашей он выносит исторический приговор: другие пираты плохо кончили, потому что спешили.


Oleg Borisov as John Silver

Oleg Borisov as John Silver

Oleg Borisov as John Silver

 

 

Одноногий злодей получился у Олега Борисова даже полнокровнее, объёмнее по характеру, чем в том же году им же сыгранный современник из фильма «Остановился поезд». Подумать только! Английский разбойник 18 века привлекательнее советского следователя, - и это в 1982 году на самом пике «застоя». Чем же этот Сильвер так подкупает? Прежде всего, своей кажущейся простотой, тем, что он не по-пиратски обыкновенен. Но кто близко сходятся с этим Сильвером, очень скоро понимают – в нём скрыта опасная глубина.

Oleg Borisov as John Silver
 

…Спокоен ли Джон Сильвер или взбешён, примирительно-любезен или поясничает, смеётся или раздосадован – этот герой в фильме подан без отстранения, без заигрывания, очень всерьёз. Его мгновенные переходы от кривляния к искренности, от гнева к добродушию завораживают и оставляют в растерянности, восхищают и ошарашивают не только пиратов, но и нередко самих зрителей. Не поймёшь, где он настоящий, во что он верит, как к нему относится. И на чьей бы стороне этот Сильвер ни играл – он везде рассудителен до святой простоты. Не удивительно, что вечно пьяный Флинт, постоянно горланящий «йо-хо-хо, и бутылка рома», боялся своего слишком рассудочного квартирмейстера. Прибавьте сюда умение Сильвера быть со всеми в ровных отношениях – и вот вам портрет «серого кардинала», который умеет ждать, если надо – годами, чтобы в нужный момент метнуть в чью-нибудь голову костыль.

 

Одноногий Сильвер несколько раз просит у юного Хокинса и доктора Ливси заступиться за него на суде, пытаясь выторговать себе будущее, которое ещё не ясно в чью пользу сложится – пиратов или «хороших джентльменов». На протяжении всего фильма Борисов тщательно выстраивает линию защиты своего героя будто перед судом присяжных-телезрителей: его герой по природе своей ни зол, ни добр, и не «двуликий Янус», и то, что нередко принимают в нём за раздвоенность и двуличность, притворство и игру – огранённый талантом инстинкт выживания. «И как это ваши мамаши отпустили вас в МОРЕ?! В МОРЕ!» - бросает в лицо притихшим пиратам Сильвер-Борисов – и лик его ужасен: лицо искажено гримасой праведного сарказма. На самом деле пугает другое – то, какой вулканической силой в нём прорвалась Истина. Эта сила повелевает войнами и революциями. Пираты знакомы с ней не понаслышке – так внезапно вскипает штормовая волна на обманчиво спокойном море.

 

Ни разу Олег Борисов не позволяет зрителям взглянуть на своего героя со стороны. Он будто опасается подставлять спину – в конце концов, именно в спину он получает отравленную стрелу. Не ради ли него – актёра Олега Борисова – постановщики изменили концовку? В романтическом финале повести автор даёт Сильверу бежать, в фильме мы наблюдаем трагическую развязку: главарь пиратов убит «случайной» стрелой из духового ружья Бен Гана. Случайной ли? – Каждый раз я гадаю, пересматривая финал.
The Treasure Island, LenFilm studio, 1982, USSR

Oleg Borisov as John Silver

Treasure Island, LenFilm, 1982 USSR

 

Recently Robert L. Stevenson has celebrated own 160 anniversary :) Here is my little present to him - it's some my notes on Soviet TV three-part adaptation of The Treasure Island (LenFilm studio, 1982). It is cutted English version of my text.
 

The mini-series "Treasure Island": People and Masks

A few words in favour of Lenfilm studio’s adaptation by 1982, dir. Vladimir Vorobiev

Alexander SEDOV (c), November 2010

 

In the LenFilm studio three-part mini-series "Treasure Island" (USSR, 1982 - see on YouTube) there is a character who attracts stronger than others. Everyone listens to his soft voice most attentively, watches to his gestures most closely – he seems most true character, reliable person. He it not Squire Trelawney – pompous like a turkey-cock, promising a pudding to pirates, not Captain Smollett – straight like an oak, promising the shackles to them, not the kind Doctor Livesey promising a pill from a swamp fever to pirates. And hardly the ten years' little boy named Jim Hawkins who alone has defeated the hardened pirate and during a storm hijacked "Hispaniola". And it is certainly not a half-mad islander Ben Gann jumping on rocks, as if a mountain goat. All these heroes are played remarkably, but with the obligatory distance between real and imagined, between authentic manner and a fun caricature. The filmmakers banter on each of them, as if speaking to us: this Stevenson's hero if improbable became possible could be such. Among the head characters the only who is not bantered by the filmmakers, who never ridiculous, never improbable in a fun mess of the adventures IS John Silver performed by Oleg Borisov. 

 

 

Some viewers were dissatisfied with this choice – this/such actor for a role of the piracy leader. Neither in appearance (complained that "is cachectic"), nor in the person nature (said that «not enough charisma») they saw a typically romantic book villain with a stentorian voice and with well-developed stomach – so it was represented by them under Robert Louis Stevenson's novel.

 

How did Oleg Borisov work on the famous literary hero? First he has balanced with himself. We see that Silver-Borisov has no false wig, no false stomach or false nose…

 

…Regardless of whether John Silver is quiet or is enraged, is reconciliatory-polite or lays the fool, laughs or is annoyed – this character is always submitted with no pushing away, with no flirting, very seriously. His instantaneous crossings from a squirming to sincerity, from rage to good nature bewitch and leave in confusion, admire and dumbfound (as rule, all at once) not only pirates, but also the viewers to a large extent. A few times one-legged Silver asks young Hawkins and Doctor Livesey to intercede for him on court, trying to manage to get to himself a good future which, according to these plot points, isn't defined yet and not clearly in whose favour will develop – pirates or «good gentlemen». The defense line for his character, Oleg Borisov builds as if before court of jurymen-TV-audience: by his nature this hero is no harm, nor kind, and not «two-faced Janus», since that quite often we accept in him as the duality and duplicity, devious pretence and play IS the instinct of a survival faceted by talent. « …I leave it to fancy where your mothers was to let you come to SEA. SEA!» - throws Silver-Borisov in the faces of confused pirates, and that instant Silver’s face is contorted the most.

 

Never Oleg Borisov does allow viewers to look at his hero from outside. He as if is afraid to lay a back open to attack; eventually in his back he gets the poisoned arrow. Whether for the sake of actor Oleg Borisov, have the filmmakers changed the ending? In the romantic ending of the novel, Stevenson gives Silver to run, in the film we witness the tragic outcome – the former pirates leader is killed by a "casual" arrow from Ben Gunn’s blowpipe. Whether a casual? – Each time I doubt when reviews the final. 
 

-----------
!!! Месяц назад я опубликоввал статью "А был ли Союзмультфильм?" и анкету-опрос о настоящем и будущем российской мультипликации (итоги опроса я ещё не подводил, но обязательно это сделаю... ), -- просьба к тем, кому не безразлична судьба нашей анимации, ответить на анкету... 

 

 


Tags: adaptation, essay, movie, выдуманная англия, фильм_Остров_сокровищ, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 59 comments