Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Was the Soyuzmultfilm? / А был ли Союзмультфильм? -- субъективный опрос

Дорогие френды, предлагаю поучаствовать в субъективном опросе: Что вы думаете о современной российской анимации и какое у неё будущее (каким вы хотите видеть это будущее)?
Вначале "картина маслом" -  что я думаю о состоянии российской мультипликации - мысли, вопросы и недоумения, собранные после "Пресс-Клубов", круглых столов и прочих ток-шоу на эту тему.

Soyuzmultfilm studio presents... 

А был ли Союзмультфильм?

или Что нам – зрителям – делать с отечественной мультипликацией?

Александр Седов (с), октябрь 2010 г. 


Когда на очередном ток-шоу заходит речь о «Союзмультфильме», разговор довольно скоро приобретает характер полулегендарного сказания про затонувшие Атлантиду и Град Китеж. Одни клеймят студию за ручной труд и малые объёмы продукции и говорят, что студия сгинула в водовороте истории вполне справедливо, не выдержав конкуренции в условиях рынка. «Союзмультфильму» припоминают допотопный репертуар, утверждая, что большая часть мультфильмов была «неинтересна» и «ни о чём» - поэтому все только и помнят единичные удачи вроде «Ёжика в тумане», да «Простоквашина» с «Вини-Пухом». Другие, наоборот, называют главную советскую студию мультфильмов не иначе, как «фабрикой мечты», где рождались и реализовывались великие замыслы, художники-мультипликаторы не ведали, что такое продюсерский диктат и коммерциализация, были свободны в своём вдохновении и – на радость миллионам зрителей – творили своих Ушастиков и Чебурашек.

 

Однако, и те и другие обычно единодушны в том, что старого «Союзмультфильма» нет, а новому не бывать… Тут я ставлю жирный знак вопроса.

 

 

Сейчас вряд ли приживётся идея «вернуть всё как было» - то есть возродить студию-монополиста, которая бы жила на полном государственном пансионе, а границы отечества были бы  закрыты (не наглухо, но довольно плотно) для иностранных мульт-героев: Россия теперь включена в глобальный рынок, и сформировавшееся за пару десятилетий общество потребления, с какой бы теплотой оно не вспоминало бы Крокодила Гену, не согласится расстаться с игрушками мирового рынка – покемонами, анимэ и шреками и т.п., и не откажется от удовольствия видеть премьеры студии «Пиксар» одновременно со всем человечеством.

 

С другой стороны, важно понимать, чем же в действительности был «Союзмультфильм» - средоточием технологий и кадров, и в этом смысле он был больше самого себя – он подпитывал другие студии Советского Союза опытными профессионалами и технологиями, а те в свою очередь давали ему «свежую кровь» в виде молодых специалистов. Теперь на его месте зияет чёрная дыра, в которую ухнули не только гарантированные госзаказ и госфинансирование, не только репертуарная политика, - о чём «староверы»-мультипликаторы сожалеют, а «новаторы»-продюсеры нет, - но и возможность мультипликаторам ежедневно вариться в большом «творческом котле» среди единомышленников и оппонентов. Ухнула и система подготовки кадров, которая обеспечивала регулярную смену поколений художников-мультипликаторов и постоянный приток профессионалов среднего звена: фазовщиков, прорисовщиков, заливщиков, звукорежиссёров и т.д.

 

Наконец, по-моему, очевидно, что по-настоящему конкурировать со всемирно-известными студиями может только Большая Студия с долгосрочной стратегией и серьёзными ресурсами.

 

 

 

В том, что разговоры о проблемах современной российской анимации всякий раз напоминают фантомной болью об утраченном «Союзмультфильме» говорит о том, что прошлое не отпускает, так как нет понимания будущего.

 

Почему же в этих ток-шоу никак не найдётся главное – ради чего эти разговоры и затеваются, ответ на вопрос, какой же быть нашей анимационной индустрии? Громче всех слышны в этих дебатах журналисты, нередко лишённые определённой позиции. Их цель ясна – побыть в центре внимания, поймать свою минуту славы. Они поднимают ажиотаж, но они же вносят в обсуждение сумятицу. Определённее всех – лоббисты-продюсеры, у них свой чёткий и ясный денежный интерес. И именно поэтому они одержат победу (в чём я не сомневаюсь). А вот с кем, на каких условиях, за чей счёт, в какой форме (будет ли создана под их покровительством новая Большая Студия, например) – эти вопросы могли бы решить сами мультипликаторы (по крайней мере, подтолкнуть правительство и продюсеров к желаемому варианту), будь они определённее в своих заявлениях и сплочённее в своих решениях.

 

К сожалению, на сегодня анимационное сообщество не сформулировало, чего же оно хочет. Время от времени интернет, телеэфир и газеты сотрясаются от отдельных выступлений таких мэтров, как Юрий Норштейн, Эдуард Назаров и Гарри Бардин. Но даже «могучая кучка» этих мастеров не сформулировала единую позицию в отношении своей отрасли в форме какого-либо внятного документа, что уж говорить об основной массе мультипликаторов, которые, по мнению историка анимации Георгия Бородина, коммерчески/идеологически/ценностно/мотивационно расколоты на три группы:

 

«…треть аниматоров считает, что мультипликация должна воспитывать и сеять "разумное, доброе, вечное", треть - что главное - самовыражаться и совершенствовать киноязык, поражая этим зарубежные фестивали, а треть - что задача анимации - развивать индустрию и добиваться самоокупаемости. "А воз и ныне там" (с) И.А.Крылов».

 

Конечно, при таком мировоззренческом расколе ждать от всего анимационного сообщества единого взгляда на перспективы существования, выраженного в каком-либо Программном Документе, довольно наивно. Но вот почему себя не защищает самое беззащитное направление мультипликации (как, ни как, а это одна треть!), которому не грозит ни коммерческий кинопрокат, ни модные фестивальные призы, для меня загадка. Отдельные выступления великих мастеров в жанре интервью о наболевшем способны в лучшем случае выбить из министерства культуры давно выделенные деньги, по какой-то причине не дошедшие до конкретной студии (скажем, до студии «Пилот»), но сподвигнуть на кардинальные изменения в отрасли, по-моему, не могут.

 

Казалось бы, чего проще? – Выступить не с пространном интервью, а с коротким заявлением, где всего пять-десять пунктов, и в которых есть ответы, например, на такие вопросы:

 

1/ Нужна ли российской анимации Большая Студия? Если да – то на каких принципах? Если нет – как иначе реконструировать отрасль?

 

2/ Что делать с кинопрокатом мультфильмов? Вводить ли в кинотеатрах квоты для российской / зарубежной анимации? Может, лучше создать свою сеть кинотеатров – для мультипликации?

 

3/ Что делать с телепоказом?

 

…и т.д.

 

С такой коротко сформулированной Программой мог бы выступить известный художник-мультипликатор. Для начала от себя лично. Такой Документ можно поддержать или отвергнуть, поставить свою подпись под ним (в том числе подпись обычного зрителя) и/или внести поправку – словом, в нём можно было бы увидеть стратегию, план, представление о будущем отечественной мультипликации. Пока такого Документа нет.

 

Ситуация кажется тупиковой. Ясной стратегии у анимационного сообщества нет, как развивать индустрию не договорились. В коллективные письма-обращения к правительству почти не верят, начинают сомневаться и в круглых столах и ток-шоу.

 

(В том, что художники-мультипликаторы время от времени пишут челобитные к правительству, не беспокоясь об общественной поддержке, есть что-то странное и парадоксальное – будто в Кремле сидят главные и единственные зрители российских мультфильмов.)

 

Недавно среди аниматоров провели интернет-голосование: нужны ли публичные обсуждения проблем анимационной индустрии или они бесполезны и даже вредны, сея хаос и неразбериху в умах мультипликаторов и сочувствующим им зрителей?

 

 

Чтобы как-то покончить с этой неопределённостью, я решил спросить мнение зрителей – то есть нас. В конце концов, смотрим мультфильмы – мы, и в последние двадцать лет не только советские и российские, но и американские, европейские, японские. И, возможно, мы не так уж безнадёжны – и можем сказать, что же мы думаем о настоящем и будущем российской мультипликации.

 

 

 

Субъективный опрос зрителей и аниматоров

 

Для этого я решил провести собственный ЖЖ-опрос.

 

Основной вопрос: что нам делать с отечественной мультипликацией? Основная задача: обрисовать «проблемное поле»: выявить, что мы знаем и чего хотим (так как главной проблемой я полагаю разброд и шатание в головах, а отнюдь не экономическое состояние). Приглашаю не стесняться, но при этом высказываться коротко и точно, указывая вопрос / номер вопроса. Можно отвечать не на все вопросы, а выборочно. Позже попробую подвести итоги.

 

Если у вас есть ответ (касающийся будущей судьбы нашей анимации), для которого я не придумал вопрос – не стесняйтесь, оставляйте реплику.

 

 

Набор и порядок вопросов может показаться хаотичным, но так и задумывалось ;) Ведь это – «субъективный опрос», выросший из моих наблюдений, сомнений и размышлений.

 

И ещё, пожалуйста, указывайте кто вы - к какому роду-племени принадлежите – к «обычным зрителям» или художникам-мультипликаторам.

 

Интересно, много ли людей правильно ответят на вопрос, который элементарнее некуда: «Существует ли студия «Союзмультфильм»? Вот с него и начнём.

 

 

 

1. - Как вы полагаете, студия «Союзмультфильм» существует?

 

2. - Нужно ли возрождать Союзмультфильм как Союзмультфильм – с тем же названием и с такими же большими производственными возможностями?

3. - Или это должна быть студия по другим названием / брендом? Может быть, на основе одной из существующих?

 

4. - Знаете ли вы какие анимационные студии сегодня работают в России? Можете их назвать?

 

 

 

5. - Как вы относитесь к тотальному наступлению широкого экрана (16 : 9) – в кино и на телевидении, учитывая, что мультипликация тоже вынуждена подстраиваться под новый формат?

 

(на этот вопрос я попытался ответить ранее – вот здесь)

 

6. - Должно ли государство, на ваш взгляд, помогать отечественной мультипликации? Если да, то в какой степени?

6-А - ) субсидировать анимационные проекты полностью / частично

6-Б - ) создать крупную анимационную  студию по типу Союзмультфильма

 

7. - Согласились бы вы, чтобы перед сеансом КИНОФИЛЬМА в кинотеатре показывали бы ещё несколько коротких (один-два) мультфильмов – по 10-15 минут?

8. - Согласились бы вы доплачивать за такой сеанс?

 

9. - Должен ли детский полнометражный мультфильм длиться не 1,5 – 2 часа (как сейчас), а один час или 50 минут (например, как «Тайна третьей планеты»)?

 

10. - На ваш взгляд, в достаточном ли объёме наше телевидение показывает отечественную мультипликацию?

10-А - ) советского периода

10-Б - ) современного периода

 

11. - Назовите ТВ-каналы, которые регулярно показывают отечественные мультфильмы?

 

12. - Ваш любимый мультфильм?

12-А - ) любого времени и любой страны

12-Б - ) советского производства

 

13. - Хорошо ли вы знакомы с современной российской мультипликацией? Можете ли вы назвать любимые мультфильмы, созданные в России за последние три-четыре года?


Winnie-Pooh, Crocodile Gena & Cheburashka, Cat Matroskin 

14. - Каких персонажей из современных российских мультфильмов вы могли бы поставить в один ряд с Вини-Пухом, Крокодилом Геной, Чебурашкой, Котом Матроскиным (и другими знаменитыми героями советской мультипликации) по степени популярности, обаятельности и привлекательности?

 

15. - Как вы относитесь к сериалу «Смешарики»? Сколько серий вы видели? Пересматриваете ли?

16. - Как вы относитесь к проекту «Гора самоцветов»?

17. - Как вы относитесь к мультфильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»?

18. - Как вы относитесь к мультфильму «День рождения Алисы»?

 

Почему я выделил четыре вышеназванных мультфильма (проекта) в отдельный пункт? Поясню: лично для меня эта четвёрка олицетворяет системный прорыв в отечественной мультипликации. Само собой, они в разных весовых категориях: «Смешарики» и «Гора самоцветов» - сериалы, а другие два – нет (по крайне мере, пока). У них непохожая эстетика, и различаются целевые аудитории, но именно в них я вижу потенциал развития, не обязательно конкретно этих проектов, но своего рода стратегических направлений. Кто-то назовёт другие мультфильмы – я назвал их. Почему?

 

Во-первых, этой четвёрке удалось связать времён потерянную нить между современной российской анимацией и старой советской традицией. «Смешарики» - это развитие мира Вини-Пуха, знакомого нам ещё по мультфильму Фёдора Хитрука. Крош и Ёжик – это эволюционировавшие Вини-Пух и Пятачок. В этом сериале удалось заново смастерить модель мира для детей, где в забавной форме и без сюсюканья поднимаются непростые вопросы о человеческих взаимоотношениях. С другой стороны, садовод Копатыч – родственник щекастого Медвежонка, того самого, что любил пить чай со смородиновым вареньем и всё звал своего друга Ёжика выйти из тумана (роль Ёжика в «смешариковской» паре часто исполняет поэт Бараш).
Smeshariki / Gogoriki

The Hedgehog in a Fog, 1975


 

«Гора самоцветов» одновременно продолжает традицию советских мульт-сборников вроде «Весёлой карусели» и фольклорную тему – экранизации народных сказок были сильной стороной советской мультипликации.

 

В мультфильме Александра Бубнова «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Убийство лорда Уотербрука» невозможно не узнать аллюзии на советскую кинохолмсиану, а по технике исполнения, по шуткам и гэгам мультфильм перекликается с творениями Дэвида Черкасского вроде «Приключений капитана Врунгеля» и «Доктора Айболита» студии Киевнаучфильм.


Sherlock Holmes and Doctor Watson, dir. Alexander Bubnov

Alice's Birthday, sci-fi, dir. Sergei Seryogin, 2009
 

Полнометражному мультфильму «День рождения Алисы» не удалось снискать лавров легендарной «Тайны третьей планеты». Во время премьеры создатели новой экранизации фантастической повести Кира Булычёва едва не были погребены под шквалом критики, причём, нередко исходящей от рядовых зрителей. Тем не менее, если трезво взглянуть на этот мультфильм, достижения явно перевешивают недостатки: это доброе фантастическое анимационное кино, в котором есть и тайна, и приключения и обаятельные герои.

 

 

Этот опрос я планирую растянуть на несколько месяцев, возможно, дополняя новыми вопросами, и время от времени подытоживая итоги.


Внимание: киновед Сергей Капков напоминает, что с 1 ноября в Москве открывается "фестиваль доброго кино" "Лучезарный ангел" - там будет и анимационная программа.
Tags: animation, bubnov, cartoon, cheburashka, review, Союзмультфильм, анимация, мнение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 149 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →