Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Russian Sherlock Holmes: a view from Finland -2 / Наш Шерлок Холмс - взгляд из Финляндии-2

A blogger Petri Salin has reviewed the final film of LenFilm Sherlock Holmes series, you may read his review in English there

http://tricrepicephalus.blogspot.com/2010/02/sherlok-kholms-revisited.html

By the way, March, 12 1988 a film "The Adventuries of Sherlock Holmes and Dr. Watson. XX Century begins" has first been showed on TV !!! Below I publish also the list of TV programme of that day on The Central Television of USSR (in Russian language).

В январе я опубликовал в ЖЖ перевод рецензии Петри Салина (Финляндия) на ленфильмовский сериал о Шерлоке Холмсе. Тогда автор-рецензент видел четыре из пяти фильмов - т.е. все, кроме "ХХ век начинается", самый финальный и, пожалуй, самый спорный. Сегодня, говоря словами великого сыщика, "восполнено недостающее звено" - публикую перевод рецензии финского блоггера на фильм, где интригующим образом переплелись рассказы "Палец инжерена", "Второе пятно", "Чертежи Брюса-Партингтона" и "Его прощальный поклон".
Здесь можно прочесть рецензию в оригинале - на английском.

...Тем более, что сегодня 12 марта исполняется ровно 22 года, как состоялась телевизионная премьера этого фильма (на Центральном ТВ СССР, в 1988 г.). Под катом вас ждет не только рецензия, но и телепрограмма того знаменательного дня :)

Sherlock Holmes and Dr. Watson in XX Century, LenFilm studio, 1986 

Шерлок Холмс: Перезагрузка

Автор: Петри Салин / рецензия, 17 фев. 2010 г. Финляндия, Хельсинки

 

Фильм «Двадцатый век начинается» - финальный аккорд в замечательном российском сериале о Шерлоке Холмсе с участием Ливанова и Соломина (режиссер Масленников). Холмс вышел на пенсию и поселился в глуши среди пчёл (он теперь щеголяет козлиной бородкой), Ватсон живет со своей женой (которая на мгновение мне показалась похожей на бывшую мисс Морстен) и занят частной практикой. Бедной миссис Хадсон уже нет в живых, а знаменитая резиденция на Бейкер-стрит успела превратиться в музей Шерлока, переполненный памятными шерлокианскими вещами и впечатляющими бюстами Великого Детектива. Мебель зачехлена, и в воздухе витает что-то торжественно-похоронное. Это не столько музей, сколько святыня.

Настроение с прежних времён сильно изменилось. Прошли те времена, когда в моде были благородные манеры и неторопливый темп викторианской эпохи. Настала новая эра, настало будущее. Эффективность – теперь ключевое слово. Ватсон предпочитает набивать свои рассказы на лязгающей пишущей машинке. Всюду громкие неуклюжие телефоны, электрические фонари и грозного вида транспортные средства – от автомобилей до (святые небеса!) мотоциклов!

 

 

XX Century begins... Sherlock Holmes and Dr. Watson, LenFilm studio, 1986
(Кстати, я в восторге от автомобильного костюма Ватсона: темное долгополое кожаное пальто, суперские очки и зловещая черная шапока «Балаклава» с прорезями для глаз - такое впечатление, будто Ватсон только что выпрыгнул из Tardi-комиксов.) Итак, это век техники, и люди в нем уподобились роботам: привратник в резиденции на Бейкер-стрит, 221б почти превратился в робота, преемник Лестрейда говорит, как компьютер, - и даже Майкрофт Холмс теперь само воплощение современной бесчеловечности.

 

Шерлок, которого когда-то считали бесстрастной счётной машиной, - в новые времена напоминает неуклюжий пережиток примитивного прошлого.

Неудивительно, что он вышел в отставку. Неудивительно, что он предпочёл человечеству – общество пчёл.

Впрочем, эта отставка как бы не до конца.

 

Ватсон, оседлав мотоцикл, приезжает к Холмсу в деревню, и рассказывает ему странный случай своего пациента – молодого инженера Виктора Хэдерли, который лишился пальца при чудовищных обстоятельствах. Холмс без особого энтузиазма и в мгновение ока разрешает загадку и узнает, что всё завязано на фальшивомонетчиках. Но их уже и след простыл. Ах да! Весьма существенный факт: между собой они говорили по-немецки.

Затем Майкрофт подбрасывает брату дело поважнее. Пропал один весьма деликатный документ. Если эти бумаги попадут в руки злоумышленников, говорит Холмсу сам премьер-министр, последствия могут стоить Англии миллионов фунтов стерлингов и жизни сотен тысяч людей. Этот документ пропал из дома министра самым таинственным образом. Не так уж много в Лондоне иностранных резидентов, которые настолько влиятельны, что способны добраться до этих бумаг. Холмс быстро сужает список подозреваемых до трех человек. Тут же Ватсон натыкается на сообщение в утренней газете об одном из них: некто Эдуардо Лукаш был найден мёртвым, его зарезали.

Может ли это простое совпадение? «Нет!», восклицает Шерлок. И наш дуэт выезжает на место преступления, где они сталкиваются с Лестрейдом и его преемником. Оказывается, Эдуардо Лукаш и Лизандер Старк – одно и то же лицо. Холмс очень быстро обнаруживает тайник, где было спрятано пропавшее письмо, но, к сожалению, там пусто. Это сразу подводит Холмса к выводу, где и у кого письмо находится в данный момент. Они спешно отправляются в дом министра и учиняют его супруге форменный допрос. Она быстро раскалывается. Да, у неё есть это письмо, Лукаш шантажировал ее. Как только она принесла ему документ, жена Лукаша ворвалась в комнату и устроила сцену ревности, а затем ударила Лукаша ножом. На следующий день, узнав какое огромное значение имеет это письмо, она (жена министра) вернулась в дом Лукаша и с помощью хитрости вернула письмо себе. Холмс кладет письмо в шкатулку, из которого оно было похищено, и, таким образом, дело закрыто. Война предотвращена. Конец первой части.

 

В начале второй серии мы сталкиваемся с немецкими кознями. Подлый фон Борк уже много лет живет в Англии, являясь, по сути, королем шпионажа. Он как паук в центре сложной паутины грязных гуннских делишек. Нынче он ждет в гости одного предателя, американского ирландца по имени Олтемонт, который должен привезти ему новые сведения о военно-морской сигнализации. Наверное, стоит упомянуть, что по чистой случайности фон Борк проживает по соседству с Шерлоком Холмсом, который со своей пасеки поставляет ему мед.

И снова правительству не обойтись без услуг Шерлока.

 

Погиб государственный служащий, а чертежи новой революционной подводной лодки, которые хранились в департаменте, исчезли. Всё указывает на шпиона Уго Оберштейна. Шерлок решает, что ему снова не обойтись без Ватсона, и также, как в давнем деле с Милвертоном, они опять должны совершить кражу с взломом. Их подозрения подтверждаются: Оберштейн действительно замешан в преступлении. Выяснив, что Оберштейн поддерживает связь со своим подручным через частные объявления в газете, сыщики заманивают преступника в ловушку. Теперь настало время позаботиться о фон Борке.

 

Американский ирландец – предатель Олтемонт привозит фон Борку новые документы по военно-морской сигнализации, - но этот Олтемонт ни кто иной, как Холмс. Эта западня готовилась долго! Холмс работал под прикрытием в течение многих лет и был на хвосте фон Борка долгое время! В операции задействована даже миссис Хадсон (оказывается, она живее всех живых). Холмс и Ватсон сорвали вражеские тевтонские планы поджигателей войны, - но даже они не в состоянии предотвратить надвигающуюся войну, только отсрочить неизбежное. До августа 1914-го всего несколько месяцев. Война всё-таки начнется. И ознаменует собой подлинный конец старого времени, - и от старого мира останется очень немного.

 

Итак, что я могу сказать о фильме в целом?

 

Этот фильм сшит из нескольких рассказов. В «Двадцатом веке» довольно свободно используются сюжеты из четырех рассказов: «Палец инженера», «Второе Пятно», «Чертежи Брюса-Партингтона» и «Его прощальный поклон». Декорации (и тому подобное) просто чудесные, даже если и отдаленно не напоминают английские. Еще авторам фильма удалось очень красиво передать волшебную атмосферу мира Шерлока Холмса. В фильме даже есть дом, который нависает прямо над железнодорожной линией и поезда проезжают под ним в туннеле – более идеальной иллюстрации для рассказа «Чертежи Брюса-Партингтона» и придумать невозможно. Кстати, не сам ли режиссер Игорь Масленников в конце фильма крутит ручку кинопроектора, или я обознался?

 

Говоря же в целом, эти серии меня порадовали не так сильно, в отличие от предыдущих.

 

Почему? Мне нравятся истории про шпионов, так что, причина не в этом. Сценарий несколько вольно обошёлся с оригинальными сюжетами, - и, на мой вкус, чересчур вольно.

 

В целом, экранизация довольно прочно привязана к Канону (к рассказам Конан Дойла). Свалить в одну кучу шпионские рассказы (плюс «Палец инженера») я считаю решением вполне оправданным, другой вопрос – как это сделать. (And lumping together the spy stories (plus Engineer's Thumb ) I find justified, if not well advised.) Сценарий, тем не менее, слабоват, и в нем есть несколько вызывающих неловкость промахов, которые в моих глазах просто убивают фильм.

В сценарии слишком много моментов, которые провисают. Вот, например, любовница Лизандера Старка в эпизоде, снятом по рассказу «Палец инженера». Она не желает быть соучастницей и пытается предупредить инженера.

 

А, вот, жена Лукаша во «Втором пятне». После того, как она узнает, что ее муж ведет двойную жизнь в Лондоне, она буквально сходит с ума на почве ревности. Но это невозможно, чтобы это была одна и та же женщина. Одно с другим совершенно не сходится. Для начала – эта женщина находиться в Лондоне, так в фильме. Она знает, что ее муж ведет двойную жизнь и является шпионом. Почему же она вдруг сходит с ума на почве ревности?

 

Второй пункт: фон Борк расплачивается со шпионами чеком? Позвольте заявить вам, что ни один профессиональный шпион так не поступит, (даже) если этот чек ничего не стоит. (No master spy he, let me tell you, even if the cheque is worthless.) Уму непостижимо.

Третье и самое важное: Холмс годами работает под именем Олтемонта (вымышленного человека) – лишь бы добраться до фон Борка. Но он тут же срывается с места и бежит разгадывать посторонние головоломки, едва Ватсон просит его об этом. А что если его вдруг узнают, раскусят? Особенно тогда, когда он оказывается вовлеченным в дела, которые непосредственно касаются фон Борка? Неужели фон Борк настолько глуп и неопытен? Мне как-то и в голову не приходит, что всё дело в том наклеена или не наклеена фальшивая борода. И если Холмс работает под прикрытием (и, предположительно, по заданию правительства - то есть Майкрофта), то почему, ядрёна корень, Майкрофт отвлекает его всякими менее важными делами и тем самым ставит под удар секретную операцию с Холмсом-Олтемонтом, которая готовилась столько лет? Как только вас узнают, всё сорвется. Вся маскировка потеряет смысл, как только Холмс выйдет в люди как Холмс. Чистое безумие. Но после того как вы «саморазоблачитесь» - возвращаться назад, притворяться, просто безумие. И если Холмс действительно работает тайно, откуда Ватсон знает, где его найти?

 

В общем, сценарист плохо выполнил свою работу. Это настолько существенная логическая нестыковка, что даже не дает воспринимать фильм серьезно.

В фильме также явственно проступает пародийный уклон, а порой его оказывается даже чересчур. От этого становится не интересно, что в огромной степени разрушает шерлокианскую атмосферу. Сама по себе идея показать Майкрофта как такого «механического» человека, конечно, забавна, но не более того. В конечном итоге это никуда не приводит. Мы же знаем, что война приближается. Мы знаем, чем она вызвана. Да, война является преступлением. Величайшим преступлением. Но нам то интересен Шерлок Холмс и его расследования, а не Первая Мировая война (хотя это и увлекательно). Нет, мне гораздо больше нравится благородный мир Шерлока Холмса из ранних серий, с тонкими нюансами. И холмсовская деятельность по расследованию уголовных дел.

 

Я почему-то совершенно упустил из виду, что самый первый фильм сериала на самом-то деле состоит из двух серий, и во второй гораздо больше из «Этюда в багровых тонах» - первой истории о Холмсе.

 

Теперь, пересмотрев его снова и целиком, я должен признать, что мне очень понравился первый фильм - особенно после «ХХ века». «Этюд в багровых тонах» довольно непросто экранизировать, учитывая его громоздкую историю похождений Джеферсона Хоупа в Америке, - эта часть, кстати, охватывает почти половину книги. И большую её часть режиссер решил убрать. Не слишком ли много он отрезал? Не знаю. По крайней мере, этот фильм смотрится лучше, чем «Сокровища Агры», из которого убрали всё, что можно, и в результате непонятно, почему Джонатан Смол делал всё то, что он делал. Джефферсону Хоупу позволили самому объяснить свои мотивы и поступки. У него, конечно, трагическая история, с ним поступили подло и несправедливо, и мне очень грустно видеть его за решеткой. Как, разумеется, и Шерлоку. Что и говорить, «Этюд в багровых тонах» - это хорошая загадка и довольно запутанный клубок.

 

Ничего не могу с собой поделать, но меня совершенно не увлек актер, который играет Лестрейда. Он меня раздражает. Мне бы очень хотелось видеть на месте Лестрейда того парня, который играл Грегсона. Вот он зацепил меня как человек умный, с хорошими задатками полицейского. Лестрейд же просто для комического эффекта. Да и не очень-то и смешно.

 

В предыдущей рецензии я как человек большого ума посетовал на то, что единственное, чего фильму недостаёт, так это самовара – как очевидного славянского следа. Так вот: в конце второй серии первого фильма они пьют чай из самовара (или из того, что очень похоже на самовар), что я нахожу очаровательной и уместной деталью.



----------------------




А теперь о премьере 12 марта 1988 года

Вот – газета «Телевидение и радио», выпуск за 7-13 марта 1988 г., сохранилась целиком. Это восьмистраничный еженедельник издательства «Уральский рабочий», выходил в Свердловске по пятницам и стоил 5 копеек. Над шапкой – непременные «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

Каждую пятницу около 14.00 за ним выстраивались очереди в киоски Союзпечати. Очереди состояли в основном из бабушек и дедушек, которые в этом находили особое развлечение.

Нам этот артефакт интересен главным образом тем, что газета опубликовала программу на субботу 12 марта 1988 г., когда состоялась телевизионная премьера фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. ХХ век начинается…»
полный размер скана - http://pics.livejournal.com/alek_morse/pic/0009e6x9.jpg

 



Подробнее остановимся на контексте, приметах того времени, в котором эта премьера состоялась.

В еженедельнике публиковались программы передач телевидения (первая, вторая и немного третьей программы – больше не существовало), плюс сетка радиопередач «Орбиты-4» (вариант первой программы всесоюзного радио для нашего часового пояса – а это Свердловская, Челябинская, Тюменская области, Казахстан и др.) и скромная серия передач стереовещания.

Шерлок Холмс, вероятно, посчитал бы полиграфию «Телевидения и радио» - «образцом слепого шрифта дешевых вечерних листков». Газета, лежащая на телевизоре, заметно желтела за неделю, и новый выпуск в следующую пятницу выглядел довольно свежо в сравнении со старым.

В этой газете, помимо сетки радио и телепрограмм, публиковались кое-какие анонсы и небольшие заметки. Вот заголовки этого выпуска:

Радио, четверг 19.15
- На февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС был остро поставлен вопрос о сочетании профессиональной подготовки будущих специалистов с их мировоззренческой, социальной подготовкой…

Вторая программа, среда 17.55
- О том, как использовать социальные факторы для интенсификации производства, вам расскажет «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВСЕОБУЧ»

Вторая программа, воскресенье, 18.30
- «… А можем ли мы увидеть Локшина еще раз через год? Посмотрим, как он тогда будет себя чувствовать!»…Такие полувопросы, полупрогнозы произносили американцы во время первой встречи с семьей Локшиных. Беседа проходила с помощью космического телемоста СССР – США… Напомним, что семья Локшиных покинула США по политическим мотивам и переехала жить в СССР. Как было тогда заметно по реакции зала и самого ведущего Ф. Донахью, правда из первых уст вызвала раздражение у некоторых собеседников по ту сторону океана. Эта правда никак не вписывалась в представление многих американцев об американской свободе, демократии, не вписывалась она и в широко распространенные на Западе стереотипы о СССР. Прошел год…»

«Молодежная программа» –
с фотографиями певцов Александра Серова и Владимира Малежика
заметка начинается так:

«Редакция программ для молодежи Свердловского телевидения приглашает своих зрителей на предпраздничную программу, посвященную 8 марта.
Вы побываете на Березовской ковроткацкой фабрике, познакомитесь с директором Синарского детского дома, встретитесь с делегатом ХХ съезда комсомола дояркой совхоза «Бродовской»…

«Воспитать гражданина»:
Вот как начинается анонс:

«Этой теме посвящена очередная передача цикла «Перестройка: шаг за шагом». Спецкурс называется так: «Коммунистическая партия во главе развития горной промышленности Урала (1917 – 1941 годы)»…

«Жизнь на Земле»
«По многочисленным просьбам зрителей телевидение вновь начинает показ телевизионного многосерийного научно-популярного фильма «Жизнь на Земле». Картина снята английскими кинематографистами…»

«Как создать домашний радиокомплекс?» (обзор магнитофонных приставок, электропроигрывателей и т.п.)

Арифметика праздника (заметка по итогам только что завершившейся зимней олимпиады в Калгари)

Повторюсь, что страницу с телепрограммой на интересующий нас день – в субботу 12 марта (и заодно – на следующий) – вы можете видеть на этом скане в большом разрешении.

полный размер скана - http://pics.livejournal.com/alek_morse/pic/0009e6x9.jpg 



Глянем, что же любопытного было в будни:

Например, в понедельник 7-го марта по Первой программе – вот такая очередность передач:

Программа первого канала начиналась в 7.30 с новостей…
Пропустим ряд передач, в том числе «Прожектор перестройки» в 12.25

15.35 – По многочисленным просьбам зрителей, многосерийный научно-популярный фильм «Жизнь на Земле» (Англия), 1-я серия.
16.30 – К XIX Всесоюзной партийной конференции. Художественный фильм «Коммунист»
18.30 – Мультфильмы творческого объединения «Экран»: «Нехочуха», «Шалтай-Болтай», «Разрешите пройти».
19.00 – «От сердца – к сердцу». Телемост Москва – Токио.
20.30 – «Время»
21.05 – Мультфильмы для взрослых: «От 9.00 до 18.00», «Спасибо, аист!», «Не в шляпе счастье».
21.40 – Премьера художественного телефильма «Бал в Савойе» по одноименной оперетте П. Абрахама. 1 и 2 серии. В перерыве – новости.

На этом эфир первого канала заканчивался (видимо, где-то около полуночи).

А, вот, к примеру, как выглядел вечер среды 9-го марта по той же Первой программе:

18.10 – «Чудеса». Мультфильм
18.20 – «Действующие лица». О выборах директора в таксомоторном парке г. Иваново. Передача 2-ая.
19.05 – Премьера пятисерийного художественного телефильма «Готвальд». 1-я серия – «Генеральный секретарь» (1928-1929 гг.)
20.30 – «Время»
21.05 – «Прожектор перестройки».
21.15 – «Этюды Дворцовой площади». Передачи 1 и 2-я (Ленинград). В перерыве – «Сегодня в мире».
22.25 – «Раймонд Паулс представляет…» Эстрадная программа с участием Лаймы Вайкуле.

Для сравнения – как выглядела сетка передач в тот же вечер, но на Второй программе (замечу в скобках, что утром шли учебные передачи вроде: док. фильма «А кругом тундра»; Музыка. 5-й класс; Учащимся СПТУ. Астрономия. Луна, – кстати, одна из моих любимейших передач)

Итак, вечер 9-го марта, среда, Вторая программа – после обычного дневного перерыва в вещании с 14.00 по 17.50:

Сначала блок передач из Свердловска:

17.50 – Свердловск. «Вечерний телетайп»
17.55 – «Экономический всеобуч». Социальные факторы интенсификации.
18.20 – Реклама.
18.25 – «Если бы я птицей был…» Песни Ф. Шуберта и Р. Шумана
19.10 – «7-й канал». Информационно-публицистическая программа.

Из Москвы:

19.30 – МОСКВА. «Спокойной ночи, малыши!»
19.45 – Реклама.
19.50 – «Лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского». Народная артистка Грузинской ССР М. Мдивани.
20.30 – «Время».
21.05 – «Прожектор перестройки».
21.15 – «Единственная». Художественный фильм.
22.45 – Новости.
22.55 – «Утренняя почта» (повторение).
23.30 – Свердловск. Новости.

Еще добавлю, что в пятницу, 11-го марта в 18.30 – 3-я серия «Готвальда», а после программы «Время» - «Театр одного актера». Л. Филатов. Сатирическая сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (по мотивам русского фольклора), читает автор.

Итак, как видим, "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона" заметно выделялись на общем фоне телепередач. Кроме того, хотя телевидение тех лет не выглядело однообразным, всё же, выбор был весьма и весьма невелик...
.




--------------
напомню, что подискутировать с автором рецензии Петри Салином можно прямо в его блоге и на английском языке

http://tricrepicephalus.blogspot.com/2010/02/sherlok-kholms-revisited.html

 

Tags: review, russian holmes, russian movie on western eye, russian sherlock holmes, западные рецензии на русского Холмса, кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments