Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Charm of a Harm - new Russian TV miniseries / Восприятие Очарование зла


Восприятие Очарования зла
(с) Александр Седов, фев. 2010

Вот уже который день канал "Культура" показывает по вечерам (а я смотрю, не отрываясь) сериал "Очарование зла" режиссера Михаила Козакова. Что я могу сказать?  Фильм странным образом и модный и немодный одновременно, конъюнктурный и антиконъюнктурный. Модный благодаря теме: Париж 1930-х гг., русская эмиграция, среди которой мелькают бывшие князья, царские министры, генералы, Марина Цветаева, Вертинский за роялем в кафе, секретарь Троцкого - и шпионы ОГПУ-НКВД, которые за всеми следят, а некоторых даже "устраняют". В цветущем Париже русским эмигрантам живется сытно, но скучно и плохо, многие подумывают вернуться на родину, в тайне от друг друга они подают прошения в советское консультство... Здесь что не человек - Судьба, а каждая судьба - трагический сюжет.

Тема благодатная и очень сериальная, тем более для современного российского ТВ, на котором телепередачи про доблестных чекистов соседствуют с сюжетами про доблестных белоэмигрантов. Плюс эпоха Сталина, которая в антураже благоухающего Парижа, приобретает необходимый в эпоху Путина-Медведева гламур с налётом ретро. Почему этим сериалом четыре года не интересовался ни один федеральный телеканал? - для меня загадка, окутанная тайной (кажется, три с полвиной года назад его впервые показал спутниковый RTVi - детище опального медиамагната Владимира Гусинского). 

Возможно, причина в том, что повествование "Очарование зла" слишком неспешно... до скандальности неспешно. События могут перескакивать через года, через границы стран, мимоходом "прохаживаться" по судьбам разных людей... И всё равно, ощущение, что фильм движется медленно, будто о событиях давно минувших лет рассказывает вальяжный Михаил Михайлович Козаков,  сидя напротив вас и неторопливо покуривая трубку. Сейчас снимать так "не принято". Тем не менее, от фильма не оторваться. Странное очарование "Очарования зла".



Вальяжная неспешность фильма разоблачает уже навязанные современным сериалам стандарты: будто всегда должен быть экшн в репликах, в монтаже, а главное - в восприятии сюжета зрителем. Оказывается - совсем необязательно.

Да и не сериал это вовсе (и даже не мини-сериал). Судя по покрою - это телеспектакль в добротно-старомодном стиле, разыгранный в реальном Париже: с Эйфелевой Башней, с Собором Нотр-Дам де Пари, с рекой Сеной, с парижскими набережными и такси-кабриолетами. Реальные "декорации", конечно, дарят фильму парижский колорит, но и без них фильм определенно состоялся бы - как психологический триллер. Вот где настоящее действие - психология людей! Почему люди не довольствуются простым человеческим счастьем?..


Бывший белый офицер Александр Болевич, белокурый красавец (в исполении Алексея Серебрякова) в безупречном костюме и шляпе, только-только приехавший в Париж из Берлина, влюбляется в дочку Гучкова (бывшего председателя Государственной Думы), красавицу и светскую львицу. На этом бы и сказке конец - но с этого всё и начинается. Боревич, на самом деле, преданный сотрудник ОГПУ...

...Наверное, правильнее всего, сериал "Очарование зла" назвать кинороманом. В нем много условного, слегка обозначенного: сюжетных ответвлений, недомолвок (впрочем, зритель и так догадается, какая участь ждет того или иного героя)... Даже игра актеров подана несколько условно, в театральной манере. Но в режиссуре Козакова всё это смотрится не как недостаток или анахронизм, а как приём, позволяющий зрителю отстранится от сиюминутности происходящего. Такое впечатление, что смотришь на события откуда-то сверху, из "над-исторического облака"...  Я не знаком с литературной основой этого киноромана (если верить интернету, вслед за сериалом вышла книга Елены Толстой под тем же названием), может, это кощунство или глупость, но я бы сравнил фильм "Очарование зла" с романом Булкагова "Мастер и Маргарита". Любовь, страсть, угодившая в цепкие лапы политических обстоятельств. Залитом светом и счастьем Париж (для наших двух влюблённых) чем-то напомнил мне подвал Мастера, в котором, как в Эдеме, была счастлива Маргарита.  А приезд Веры Гучковой в Москву (её играет Наталья Вдовина), её согласие работать на советскую разведку чем-то сродни искушениям Воланда, которыми тот испытывал Маргариту.

В отличие от экранизации романа "Мастер и Маргарита" режиссера Бортко, сериал "Очарование зла" в постановке Михаила Козакова смотрится более цельным кинопроизведением. В нём нет эпизодов более удачных и менее удачных. Этот фильм либо понравится, либо нет. Не понравится он может всем тем, о чем я сказал: шпионы ОГПУ-НКВД, гламурное ретро, неспешный темп, акцентированная игра актёров (а иногда и непрофессональных актёров), дешевизна производства... Как я уже говорил, несмотря на то, что Париж в фильме натуральный (т.е. натурный), во многом именно картинка даёт ощущение "сериальности". Едва первые пять минут фильма захватили меня в плен "очарования", как я тут же поймал себя на мысли, что эту историю надо было рассказывать на большом экране средствами большого кино. И по сюжету, и по характерам и по подобранным актерам (на мой взгляд, безошибочный кастинг), "Очарование зла" смотрится в тысячу раз выигрышнее блокбастера "Адмирал". Вот ведь, не нашлось для Михаила Козакова денег на такой фильм. А, может, и к лучшему. "Очарование зла" это еще и очарование камерной стилистикой.

Еще фильм очаровывает тем, что режиссер не довинчивает до предела психологически острые моменты, оставляя в них воздух условности. Мастер драмы и трагифарса Михаил Козаков мог всласть наиграться с психологизмом, нагнетанием ужасов, инфернальной изнанкой предательства и т.п., но всего этого здесь меньше, чем в его экранизации Дюрренмата "Визит дамы". (Может, это возникнет в следующих трёх сериях? Пока я посмотрел половину сериала.) Как ни странно, но в фильме под названием "Очарование зла" больше чувства с большой буквы "Л", чем зла. И этим рассказанный кинороман снова напоминает роман Булгакова.


P.S. Пойманное в и-нете сообщение:

Доля аудитории телеканала "Культура" увеличилась на 66 % )))

"По данным  TNS Gallup  (18+) в Москве с началом трансляции сериала «Очарование зла» значение доли аудитории слота 21:20, в котором осуществляется показ сериала, увеличилось на 60% по сравнению с показателями этой линейки в январе 2010. Показ документального фильма «Подстрочник» в 2 раза увеличил объем привлекаемой аудитории в 23 часа на канале «Культура». Общероссийские медиаметрические данные демонстрируют аналогичные тенденции роста аудитории в этих тайм-слотах на канале «Культура».

Виталий Вульф в газете "Аргументы недели":

"Мы сняли пылившийся несколько лет на полке фильм Михаила Козакова «Очарование зла» о русской эмиграции, пошедшей на службу в НКВД. Картина неровная, но исключительно интересная и своей темой, и актерскими работами - как прекрасна, к слову сказать, Галина Тюнина в роли Цветаевой! В первый день показа «Очарования зла» доля была около 8".

!!! info in English:
http://russart.com/movie-info-770-Ocharovanie-Zla-Charm-of-a-Harm
"Two old people write letters each other. They live in different countries and fill their emptiness of existence by this correspondence. Long time ago they loved each other, spent time together and it seemed that they found their happiness...
...Paris, 1930th. Russians who immigrated after revolution already have grown-up children, but this generation is still the Russian one but living abroad. (...)"
Tags: movie, review, television
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 30 comments