?

Log in

No account? Create an account
Alexander Sedov
The Guest from the Future / 1 / Гостья из будущего 
30th-Mar-2009 05:41 am
Алек Morse
Я начинаю новую серию эссе о фильме "Гостья из будущего", которому уже 25 лет, но слава его не меркнет до сих пор (хотя, я знаю, найдутся и критики).

Гостья из будущего:

1. банальное --- фантастическое. Кефирный парадокс

 

автор: Александр СЕДОВ (с), 2009 г.


 

«Если в подвале старого дома вы вдруг обнаружили машину времени, никогда не включайте её без разрешения взрослых»

Предупреждение в начале второй серии

 

Включение

 

В фильме «Гостья из будущего» Коля Герасимов, ученик 6 «в» 20-ой московской школы, случайно «заехав» на машине времени в 2084 год, вынужден всё время оправдываться, что он, «понимаете, просто пошел в магазин за кефиром, а тут такое…». В правдивость своих слов он демонстрирует авоську с пустыми бутылками, которые он планировал сдать в магазине.


 



О кефире он говорит всем подряд, начиная от робота Вертера в Институте Времени, и заканчивая говорящим козлом в КосмоЗоо. Но «жителям» будущего нет никакого дела до похода Коли в магазин. И сказкам про кефир они не очень-то верят, или просто не интересуются.






 

Чем дольше Коля пребывает в будущем, тем реальнее флипперы, космодромы, почтовые грузовики на Луну, галактические пираты и бластеры, и тем сомнительнее кефир. Ну какой может быть кефир, если за тобой гонятся космические пираты?

 

Меня всегда удивляло, что в Москве Будущего ничего не знают про этот простейший кисломолочный напиток (между прочим, Коля всухомятку, но весьма аппетитно сжевал какой-то «будущный» бутерброд). Если уж цивилизация конца 21-го века изобрела машину времени и миелофон, если посылает на край вселенной третью звёздную экспедицию, то почему обходится без кефира? Ведь люди не отказались от прогулок пешком или от того, чтобы дышать кислородом.

 

Уже при первом просмотре фильма я сформулировал рабочую гипотезу, объяснявшую кефирный парадокс (теорию продуктового дефицита я отмел как противоречащую идее «прекрасного далёка») - допустим, кефир в Будущем будет известен и, возможно, даже популярен среди землян, но космическим гангстерам всё время не до него, то охотишься за формулой абсолютного топлива, то гоняешься  за миелофоном… А, вот, так просто присесть, отдохнуть, подумать о вечном, о смысле жизни за рюмкой кефира – некогда.

 

Пираты vs. кефир

 

Но вернемся к сюжету. Как только в погоне за учеником 6 «в» космические пираты переместились в наше время, всё встало на свои места. В первом же завтраке в 1984 году пират Весельчак У отказывается от космических пилюль в пользу кисломолочного напитка:

 

- А ты пробовал местный кефир? – говорит он своему вожаку Крысу, будто фокусник, вынимая бутылку из рукава. - Будь моя воля, взял бы на борт пару ящиков.

 

В повести Кира Булычева «Сто лет тому вперед», послужившей основой для киносценария, кефир упоминается как деталь второстепенная, родители могли послать Колю в магазин не за кефиром, а за картошкой, и не в магазин, а к бабушке отнести швейную машинку или испеченные пирожки. В фильме на кефире сделан смысловой и визуальный акцент. Весельчак наливает его из стандартной бутылки Аксайского завода в кубок зелёного хрусталя, будто в Чашу Грааля – со священным трепетом и вожделением.
 

 

Оператор Сергей Онуфриев так аппетитно снял этот эпизод, что не только кефир, но и космический пират будто светится изнутри. И доверчивому зрителю может показаться на миг, что в инопланетянине Весельчаке проявилось что-то человеческое. И вообще, когда он рядом с кефиром (а таких сцен в сериале две-три) он и не очень-то злодей. Я не утверждаю, что кефир – волшебный напиток, очищающий иноземную душу от скверны, но есть в нем что-то от сказочной живой воды. Процентов пять-десять?

 

В фильме мало говорится о том, кто и откуда эти пираты, - практически ничего, - есть, правда, небольшое признание Весельчака, что он не прочь стать фермером-животноводом на какой-нибудь тихой планете, если бы не страсть мучить других. Не уверен, что можно полностью доверять словам космического злодея (не бравировал ли он перед своим подельником?). Суть его злодейства немного прояснена в повести Булычева:

 

«Рассказывают, что как-то их поймали на туманной планете Ретиспера и решили показать тамошнему главному врачу-психиатру. Можно их вылечить? Тот их обследовал три месяца, ночей не спал, сам похудел на восемь килограммов и наконец доставил диагноз: «Полная атрофия совести». Что означает: нет в них ничего похожего на совесть, непонятно им даже, что такое стыд, раскаяние и даже жалость. Они и друг друга никогда не жалели.

Главного психиатра с планеты Ретиспера спросили:

— А что теперь с ними делать? Как лечить? Ведь нет неизлечимых болезней.

 

И врач ответил:

— На нашей планете уже справились со всеми болезнями. Но с этим редчайшим заболеванием справиться невозможно. Случай безнадежный. Будем думать, искать пути, лекарства…

Но, пока шли эти переговоры, пираты оглушили охрану, чуть не убили врача-психиатра и убежали. Так что вопрос, как лечить людей с полной потерей совести, остался открытым.

И вот такие люди случайно оказались в Москве».

 

Может, такое лекарство всё-таки есть? Уж, не за кефиром ли стремились сквозь парсеки и световые годы наши злодеи, сами того не понимая? Может, сама космическая судьба вела их в этот заброшенный деревянный дом в центре Москвы, где они по-мещански, но вполне по-человечески уютно обустроились? Ведь, в конце концов, их злодейские планы сорвались, а сами злодеи угодили в ловушку.

 

Каждый раз, пересматривая финал фильма, глядя как пиратов, будто деревянных чурбанов, уводят в капсулу машины времени, я почему-то верю, что в будущем этих последних в галактике космических пиратов ждет искреннее раскаяние (как пирата Бармалея, побывавшего в желудке у крокодила). Даже, несмотря на то, что свои сердца они давно заменили на механические (о чем упомянуто в повести).

 

Кефир как мифологема

 

Есть в кефире какая-то изначальная доброта бытия, некая сермяжность, естество и упрямство. В моём детсадовском детстве кефир ценился почему-то выше кипяченого молока. Может, из-за того, что на нем не было пенки? А, может, еще и из-за того, что когда пьешь кефир, особенно чувствуется его прохлада и глубина кружки. А если еще в него положить две ложки сахара – получится королевский напиток. (И уж точно, выпей Гертруда не вина, а кефиру, трагедия «Гамлет» не закончилась бы так печально.) Конечно, в фильме «Гостья из будущего» кефир не более чем смысловой акцент. Но и не менее. Не знаю насколько сознательно режиссер Павел Арсенов подошел к этой кисломолочной теме, - кто-то, возможно, увидит в кефирных эпизодах только «прикол». На мой же взгляд, тема кефира присутствует в фильме в качестве эйдоса (в самом что ни есть древнегреческом смысле) – как идея, которая позвала/подвигла Колю Герасимова совершить опасные, но такие необходимые человечеству приключения.

 

Полагаю, режиссер Павел Арсенов сознательно делал фильм «мифологическим» (если хотите, - «архитипическим»), и кефир – один из компонентов, одна из мифологем. Повесть «Сто лет тому вперед» - приключения, сказка. Авторы фильма превратили эту историю в Миф. Взять тот же заброшенный дом. В повести это просто старый дом, где скрываются космические пираты. Писатель Кир Булычев «прятал» машину времени в ином месте – в одной из обычных московских квартир, - может быть, по примеру Михаила Булгакова. Как в совершенном другом фильме заявила Манька-Облигация: «Мало ли в Марьиной роще воровских малин!». Действительно, заброшенными домами и уголовниками в них не удивишь.

 



Другое дело, фильм: здесь старый дом – место концентрации тайн. Тут не только временно укрываются пираты, но и, самое важное (!), в его подвале – машина времени. И даже больше. Стараниями художников фильма подвал дома, приготовленного под снос, превратился в Храм Времени, или, точнее сказать, в его Преддверие, ибо кабина машины времени находится за Дверью, а перед ней комната-зала Перед-Дверью с псевдо-мегалитическими (а, может, и не псевдо?) росписями, и с двумя рядами античных колонн. Ясно, что это уже больше, чем декорация к фильму, - зритель чует за этим концепцию… концепцию Времени?



 

Когда Коля ночью приводит своего друга Фиму в этот подвал (в доказательство своих приключений), ошарашенный Фима восклицает:

 

- А зачем они всё это построили здесь?

- А я почем знаю? – отвечает Коля. – Ты у них спроси.

 

Я тоже не знаю, зачем авторы фильма выстроили перед машиной времени преддверие храма, но от самой мысли об этом (и о том, на какую идею они замахнулись) аж дух захватывает. Как говорится, от кефира до фантастики – только шаг.

    
   и

---------------------------------
I am beginning a new essay series about Soviet/Russian teenager sci-fi TV mini 'The Guest From the Future' produced in 1984. 25 years passed! However, this TV mini is highly popular hitherto! Here is some info about the film:

http://russart.com/movie-info-1509-Gostya-Iz-Buduschego-Guest-from-the-Future

http://en.wikipedia.org/wiki/Guests_from_the_Future
http://www.imdb.com/title/tt0086723/


you can see episode 1 here (sorry, without English subtitles)

The Guest from the Future:

1. Banal --- fantastic. The Kefir Paradox

 

Author: Alexander SEDOV (c), 2009, essay

 

“If you have found the Time Machine in the cellar of an old house – please, never switch on it without the permission of adults”.

A warning at the beginning of Episode 2

 

Inclusion

 

In TV mini ‘The Guest from the Future’, with the Time Machine a 6-grader Kolya Gerasimov has accidentally found himself in 2084, where he is forced to justify himself that, as he says, “you see, I just went for a kefir in the store, but suddenly…” In his defence, he shows the string bag with the empty bottles that he intended to hand in the store.
 

   

He tells about a kefir everyone: from robot Wherter in The Scientific Research Institute of Time – to the speaking billy-goat in the Space-Zoo. But the “inhabitants” of Future do not have any business to Kolya’a visit in the store. Also they believe very little in the tall stories on a kefir (info - Wiki).

 

The longer Kolya is presenting in the future, the more really there are flippers, spaceports, postal spaceships to the Moon, galactic pirates and blasters and the more doubtfully a kefir is. Well, what the kefir, if the space pirates pursue you?






 

I am always surprised that in Moscow of the Future the inhabitants never know about this elementary dairy drink (by the way, Kolya ate some “future-burger” without drink after). If the civilization of the late 21st century has invented a time machine and the mielofon, if it sends the third star expedition to the end of the universe, why it does without some kefir? After all people have not refused walks on foot or breathing oxygen.

 

Already at the first viewing of the film I have formulated the working hypothesis explaining Kefir paradox (the theory of grocery deficiency was swept aside by me, because it defied to an idea of «a Beautiful Future») – let’s admit that in the Future a kefir will be known and, probably, even is popular among earth dwellers, but the space gangsters all time do not have any business to it, because they hunt for the formula of absolute fuel, then chase for the mielofon… And, here, so simply to sit down, relax, think about eternal, about meaning of the life with the wine-glass of kefir – there is no time.

 

Pirates vs. kefir

 

Return to the story. As soon as in a pursuit for the 6-graded pupil, the space pirates have moved in our time, everything came into place. At the first breakfast in 1984, a pirate Veselchak U (Jollier U) refuses from the space pills in favour of a sour-milk drink:

 

“Did you taste local kefir?” – he tells to the leader Rat and as if the conjurer, taking out a bottle from the sleeve. – “If I can, I would take pair of boxes aboard”.
 

 

In Kir Bulychev's story «One Hundred Years Ahead», as the basis for the screenplay, a kefir is mentioned as a secondary feature, the parents could send Kolya in the shop not for kefir, but for potatoes, and not in the shop, but to carry the sewing machine or the baked pies to the grandmother. In the film the semantic and visual emphasis is placed on kefir. Pirate Veselchak pours it from a standard bottle of Aksakov factory in a cup of green crystal, as if in the Bowl of Graal – with sacred trembling and desire.

 

A cameraman Sergey Onufriev so appetizing has filmed this scene, that not only kefir, but also the space pirate as if is shone from within. For an instant, the trustful audience can be surprised in that the alien Veselchak was showed something human. And, in general, when he is near to kefir (in the film, such scenes are two-three) – he is like a villain less than usually. I do not assert that a kefir is the magic drink clearing an alien soul, but there is something from “aqua vita”, a fairy-tale water of life. It’s five or ten percent, maybe? 

 

The film little says about who are and whence these pirates (anything in fact), - true, there is a Veselchak’s short recognition that he would like to become the farmer-cattle breeder on any silent planet if not passion to torment others. I'm not sure that you can fully trust the words of the space villain (whether he paraded before the fellow worker?). The essence of its villainy is cleared in Bulychev's story:

 

«There is story about how they were caught on a foggy planet of Retispera, and they were shown to the local Chief Doctor-psychiatrist. Can they heal? Doctor surveyed them three months, did not sleep at the nights, he has grown thin for eight kgs himself and finally delivered the diagnosis: «Full atrophy of conscience». That means: they have nothing similar to conscience; they do not know what are a shame, remorse and even pity. Also they never were sorry each other.

 

The Chief Doctor-psychiatrist of Retispera planet has asked:

 

“What we must to do with them now? How to treat? After all there are no incurable illnesses.

 

Doctor responded: 

 

“Here, on our planet, we already have coped with all the diseases. But it is impossible to consult with this rare disease. This case is hopeless. We will think, search for ways, medicines … And while these talks go, the pirates have stunned the security, nearly have not killed the doctor-psychiatrist and have escaped. So a question how to treat people with full loss of conscience remained opened. Imagine what the people have casually appeared in Moscow».

 

Maybe, does such medicine exist? Maybe, did our villains aspire through parsecs and light years for a kefir, even without understanding it? Perhaps, the space destiny made their fates in this derelict wooden house in the centre of Moscow (where the pirates positioned themselves in petty bourgeoisie style). After all, eventually, their rascally plans have broken, and the villains have got into a trap.

 

Each time, reviewing the film ending, looking at the pirates as if the wooden blocks are withdrawn in the Time Machine capsule, I do believe for some reason that in the future these space pirates (the last in a galaxy!) will go to the sincere repentance (like a pirate Barmaley, who has visited a stomach at a crocodile). Even, in spite of the fact that they have replaced own hearts for mechanical ones a long time on (as mentioned in the Bulychev’s story).

 

Kefir as Idea

 

There is some initial goodness of being in a kefir, some baffling simplicity, naturalness and obstinacy. In my kinder-garden’s childhood, a kefir was appreciated for some reason above boiled milk. Maybe, because had it no foam? Maybe, also because when you drink kefir, its cool and depth of a mug are especially felt. Yet you can put two spoons of sugar in it – you will get the royal drink. (Certainly, if Gertrude drank not vine, but kefir, the tragedy "Hamlet" would not end so sadly.) Indeed, in a film «The Guest from the Future», a kefir is not more than semantic accent. But also is not less. I do not know how much consciously director Pavel Arsenov approached to this sour-milk theme, - someone might see in the “kefir” scenes only "trick/catch". On my view, the kefir theme is present in the film as an eidos (in very Ancient Greek sense) – as the idea, which has called/has induced to Kolya Gerasimov to make dangerous adventures that so necessary for mankind. 

 

I believe, film director Pavel Arsenov deliberately did the movie "mythological" (if you want – “archetypical”), and here a kefir is a component of mythology. The story «One Hundred Years Ahead» is sci-fi adventure genre with the elements of a fairy tale. The filmmakers have transformed this history into the Myth with a capital letter “M”. Instance, the derelict house is. In the story it is just old house, where the space pirates hide. The writer Kir Bulychev "hid" the Time Machine in different place – in one of usual/typical Moscow apartments, maybe, to Mikhail Bulgakov's example.

 

Another point is the film: the old house here is a place of concentration of secrets/mysteries. Here not only pirates, but also, the most important (!), in its cellar the Time Machine take cover. I say more. Thank to the art directors’ efforts, the cellar of the house, is due for demolition, has turned to Time Temple, or, more precisely, in its Threshold. The time machine cabin is behind the Door, before it is a room-hall (I’d name this as “Before-the-Door-Hall”) with pseudo-megalithic pictures (maybe, not pseudo?) and two rows of antique columns. Clearly that it already is more than the set to a film, - the viewer feels behind it the concept …  the conception of Time?

 

When Kolya brings his friend Fima in this cellar at night (as proof of the Kolya’s adventures), dumbfounded Fima exclaims:

 

“What for did they build THIS ALL here?”

“Why must I do know it?” – Kolya responses. – “Ask them, not me”.

 

I too do not know, what for the filmmakers have built a temple threshold before a time machine, but from the thought on it (and about on what the idea they meant) I caught my breath. As they say, from kefir to a fantastic is only a step.

     
Comments 
(Deleted comment)
30th-Mar-2009 08:48 am (UTC) - Re: Блестяще, Саша, как всегда!
Спасибо, дружище :) Согласен насчет твоей формулы.

И, безусловно, здесь есть место элементу религиозности (как его по-другому назвать?).

Но, похоже, мнения комментаторов разошлись. Есть те, кто утверждает, что фильм - халтура.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
Re: - Anonymous - Expand
(Deleted comment)
30th-Mar-2009 06:47 am (UTC) - Кроме кефира, говорить не о чем...
Я серьезно. Кефир - хоть какой-то прикол...

Я оч. не люблю фильм "Гостья из будущего".
Эта любимая многими картина - во всем вторична. По отношению: к "Через тернии к звездам" (автор тот же, и даже актрису Метелкину использовали), к "Приключениям Электроника" (ситуация "фантастический персонаж в обычной школе" плюс музыка того же Крылатова), к "Тайне третьей планеты" (киномода на Алису пошла все-таки с мультфильма, вспомните еще у*бищный "Остров Ржавого Генерала"), к "Ералашу" (в то время бывшему кузницей кинокадров)...
И это - мое не субъективное мнение. В 80-е годы я принимал участие в работе "Совета по научно-фантастическому и приключенческому кино" при Союзе Кинематографистов СССР. Как раз тогда была спущена директива по развитию этих жанров, но поскольку она не была подкреплена финансово, появилась обойма халтур типа "Петля Ориона", "Звездный инспектор" и пр.
Я не утверждаю, что "ГиБ" - халтура. Но дело в том, что ее достоинства к жанру фантастики никакого отношения не имеют! Ибо это - достоинства других областей: школьного фильма, комедии, музыки, удачно найденной исполнительницы Алисы... А спецэффекты, извините - г...
Ближе всего успех "ГиБ" сродни успеху "Человека-амфибии". В обоих случаях зрители "велись" не на фантастику, а на мелодраму, на музыку, на обаяние главных героев (сразу сделавших актеров культовыми фигурами).
Но опять-таки, в "Человеке-амфибии" - блестящие спецэффекты. А будущее в "ГиБ" - все картонное, более требовательный режиссер забраковал бы его. Но Арсенов - режиссер, славный другими жанрами. Его театральная условность органична была в "Короле-олене", а в "Лиловом шаре" она окончательно загубила жанр НФ, превратив его в необязательный придаток киносказки (опять-таки, киносказки поздней советской, когда от мастерства Птушко и Роу осталась лишь самопародия)...
В общем, не давите на мою больную мозоль...
30th-Mar-2009 07:40 am (UTC) - Re: Кроме кефира, говорить не о чем...
В этом то весь и фокус. Я тоже не очень жалую Гостью, но мне абсолютно до лампочки жанр кинофантастики, чем меньше ее было в Приключениях Электроника, Через Тернии к звездам - тем лучше для меня. Именно за лиризм, за тему Школы-Ералаша, за уют московских улиц, кефир можно как-то и полюбить ГиБ. А так сила советского детского и школьного кино - вся в певучести и постыдном романтизме, 100 дней после детства, Приклюючениях Буратино и так далее. Это именно его конек.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
30th-Mar-2009 08:25 am (UTC)
Alex! - увы я поэтому многодельное сегодня, я возвращу, читаю и комментирую! спасибо для этого столба!:)
30th-Mar-2009 08:50 am (UTC)
Wytch, seeing the results of machine translation I always grow pretty confident of my future as a translator. :)))
Although I am just a depressed robot myself. ;)
30th-Mar-2009 08:41 am (UTC) - Здесь витает тайна и дух Великого Приключения
Да, подвал с дверью в Машину времени всегда захватывал мое воображение: два ряда антиичных колонн, "росписи Тассили" на стенах - все это подсвечено всерху световым окном, которому не место в подвале обветшалого дома еще старой, купеческой Москвы. Да, согласен: здесь витает тайна и дух Великого Приключения. Именно такую атмосферу рождает это место.
30th-Mar-2009 08:44 am (UTC) - Re: Здесь витает тайна и дух Великого Приключения
Да, согласен. И вдобавок к этому - элемент религиозности, как бы к этому не относится.
30th-Mar-2009 08:48 am (UTC) - Чушь
Неуклюжий до занудства скучный фильм, единственным достоинством которого является глазастая нимфетка в главной роли.

Если же вас так волнует тема кефира, то напомню вам, что во время съёмок фильма "кефирчиком" на улчином жаргоне называли сперму, поэтому беготня с пустыми и полными кефирными бутылками и сладострастное питие кефира суть метафоры онанизма и орального гомосексуального акта.
То, что именно онанизм ("кефирчик") вдохновлял Арсенова при постановке, совершенно очевидно следует из пустоты и затянутости "Гостьи из будущего".
30th-Mar-2009 08:56 am (UTC) - Re: Чушь
Экий вы эрудированный насчет жаргона. Знаете сколько еще слов можно проинтерпретировать?
(Deleted comment)
30th-Mar-2009 09:39 am (UTC)
уже исправил :)
30th-Mar-2009 12:02 pm (UTC) - дождалась)
В который раз автор не обманул ожиданий и выбрал такую интересную тему и такой любопытный фильм для своего Исследования:) я этот фильм посмотрела всего пару лет назад и по-своему опыту могу сказать, что он одинаково сильное впечатление производит и на детей, и на взрослых;)

и знаете на что, кроме кефира, я бы обратила внимание: на то что этот фильм снят без современных спец-эффектов, а сила воздействия (и чего уж говорить - сила дектораторов) - просто сверх-естесственная;) Да и все в фильме просиходит Естесственно И просто. домашняя рутина (кефир)->просто старый дом-> просто действует механизм (1 нажатие кнопки)-> просто надо что-то делать... И мне кажется именно естесственое ощущение чуда - именно то, что удалось перенести из книги в фильм. и самое главное=)

книги Кира Булычева стали моими любимыми задолго до этого) Не знаю, - будет ли уместно сравнить этот фильм с мультфильмом "Простаквашино"? (о5 кефир;)

мне кажется общее у них то, что оба эти произведения искусства одинаково легко воспринимаются взрослыми и детьми:) Легко - потому что Кир Булычев пишет простым, очень простым языком. Поэтому мульт-фильмы по его культовым произведениям детям понятны, а вот ситуации прописываются достаточно взрослые (уход ребенка из дому, нетерпимость и непонятость детей - родителями, а родителей - детьми; и самое главное на мой взгляд - появление личной отвественности за свои поступки у обоих групп;)


author had not deceived the expectations and posting such interesting topic - and such a curious movie for his the Research. I watched this movie some years ago and, at my experience, I can say - that it equally strong impressed children and adults;)

Apart from "kefir", I would have drawn attention that this film was made without modern special-effects, but the force of impact (really - decorators force;) - a super-natural! In this film everything happens natural. And easy. Usually home routine ("kefir")-> siple old house-> just to push the button (its so easy!) -> and just need to do something)) I think this is natural sense of wonder - namely that managed to move out from the Bulichev's book - to the movie... and it is the major))

Kir Bulychev's books became my favorite long time before that=) I do not know - whether or not appropriate to compare this movie with the mult animated film as - "Prostakvashino"("sour clotted milk")? (again kefir!;)

I think that something overall thay have - both of these works are equally easily perceived by adults and by children:) "easily" - because Kir Bulychev writes simple, very simple phrase and words.
Therefore, movies makes on his books - clear for children. but the situation from this books - is grown-up: child go out from home, intolerance their parents, and most importantly in my opinion - the emergence of personal responsibility for their actions in both groups;)
30th-Mar-2009 12:16 pm (UTC) - Простаквашино и идея кефира
Спасибо за добрые и справедливые слова :)
Замечательная реплика!

Совершенно согласен с вами.

///Не знаю, - будет ли уместно сравнить этот фильм с мультфильмом "Простаквашино"? (о5 кефир;)///

А почему бы и не сравнить? Вы правы. Хотя свои заметки я пока воспринимаю как черновые, так как иногла с трудом подбираешь слова/формулирешь понятие к вроде бы очевидным вещам.
30th-Mar-2009 12:48 pm (UTC)
well done Mr Morse - very interesting and entertaining piece:)
30th-Mar-2009 02:10 pm (UTC)
А вы предложите эссе на http://www.mielofon.ru/ - они будут благодарны.
30th-Mar-2009 02:14 pm (UTC) - Миелофон.ру и Романтики.ру
В принципе надо бы... (и еще, наверное, можно на Романтики.ру)
Но это ж только начало. Посмотрим, что получится дальше.
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
30th-Mar-2009 07:05 pm (UTC)
Спасибо Вам за интересный текст! Вообще как-то странно читать негативные отзывы в комментах. Именно, что "странно". Т.е. понятно, что по ряду объективных характеристик фильм получился весьма средним, но при этом, в плане субъективной оценки, "Гостья из Будущего" - моя любимая кинолента, вообще, из всех фильмов, как из детских, так и из взрослых :) Практически каждая сцена кажется родной, многообещающей, пропитанной светлым чувством стремления к чему-то лучшему в этом мире. И в финале, всякий раз пересматривая, ощущаю какой-то необыкновенный подъём, словно катарсис. Это трудно объяснить, сложно проанализировать, но это так. Плюс к тому, музыка Крылатова гениальна.
31st-Mar-2009 11:43 am (UTC) - по гамбургскому счету
:)
согласен с вами
Но, возможно, кроме одного пункта - по которому я готов поспорить даже с поклонниками фильма (говорившими здесь ту же мысль).
Я не считаю "Гостью из будущего" средненьким даже по "объективным критериям". Это, конечно, отдельный и большой разговор, но даже, бегло взглянув на некоторые "объективные" показатели:

- выбор актеров и игра актеров
- операторская работа
- работа художников и декораторов
- сюжет, диалоги
- смысловые и рэперные (кульминационные) точки сюжета

я могу смело утверждать, что всё это, как минимум, твердая четверка.
Можно, конечно, критиковать фанерные декорации (а они не везде такие), но тут нужно помнить, что фильм создавался для телевизионного экрана и показывать его в кинотеатрах никто не предполагал. А много ли в истории советского ТВ было фантастических СЕРИАЛОВ? Только этот.
30th-Mar-2009 10:03 pm (UTC) - Мне в возрослом возрасте очень нравится эпизод.
Врач в исполнении Буркова рассказывает про деда казака. Очень смешно у него выходит : "Странный такой дед...".

Если честно, то я не придавал значение кефиру, когда смотрел или вспоминал эту картину. Кефир всегда воспринимался как символ обыденности. Как если бы гг (главный герой) ходил бы в домашних тапочках. Хотя, упоминаний про кефир было много, это раздражало. Особенно подчёркивало "недотёпистость" гг. Хотелось крикнуть ему: "Уймись же! Такие события, а ты зациклился на кефире!". Но, зритель ведь воспринимает происходящее априори доброжелательно, без скептицизма. Поэтому и придумывает объяснения и оправдания даже для неудачных моментов. Например, гг цепляется за кефир и бутылки, чтобы "сохранить почву под ногами". Обычный психологический стресс. Ведь дух захватывало при чтении или просмотре фантастики от открывающихся горизонтов ("... дайте мне небо, настоящее небо, от которого это - только малая часть..." Б.Г.), как не понять, что кто-то был слегка не в себе от нахлынувшего стресса?

"Кефирчики" - это из другой оперы. Фильм снят не в такой эстетике, чтобы кефир хоть сколько-то ассоциировался с миром "кефирчиков". Это уже скорее похоже на упражнение по поиску и высмеиванию двойных смыслов. Но, это практикует люди настроенные на подобные вещи. Например, есть такой подростковый период, когда во всём ищешь второй смысл, желательно пошлый, чтобы безудержно ржать. Но, это именно период, а не эстетика, не подход, не способ восприятия художественного произведения. Кроме того, время для поиска вторых смыслов возникает если произведение не захватило, не увлекло. Опять же, это способ восприятия не для всех.

Фильм имеет слабые стороны? Безусловно. Но, в истории существует принцип применимый и здесь. Надо рассматривать явление в историческом контексте. Было ли принято тогда снимать в таком стиле? С позиции сегодняшнего дня многое можно осудить. А тогда? Начало разговора было положено. К сожалению тот диалог перешёл на личности и угас. Жаль.

Квинихидзе упомянули? А как оценить его работу "31 июня"? Вопрос уже не к уважаемому автору данного эссе, а к тем людям, которые упоминали режиссёра.
31st-Mar-2009 10:04 am (UTC) - не объяснения, а гипотезы
Согласен с вами

///Ведь дух захватывало при чтении или просмотре фантастики от открывающихся горизонтов ("... дайте мне небо, настоящее небо, от которого это - только малая часть..." Б.Г.), как не понять, что кто-то был слегка не в себе от нахлынувшего стресса? ///

Вы просто предвосхитили вторую часть эссе :) там есть и про это.

Конечно, очень жаль, что бывают комментаторы, изанчально настроенные на войну. Даже если я не одобряю фрейдисткое толкование фильма, сторонник этой интерпретации мог бы изоложить мысль красивше.

Хотя, если честно, хотелось бы более глубокого разговора, чем вульгарный психоанализ. Я, наоборот, стараюсь не абсолютизировать объяснения, а их предлагать как гипотезы. Если я не уверен, работают ли они, я, скорее дам сравнение, проведу аналогию, процитирую что-то и т.д.
В конце концов, фильм "Гостья из будущего" - результат коллективного труда, а не одного "закомплексованного маньяка" ;) Я уж не говорю о том, как на кинопроцесс влияют обстоятельства типа погоды.
Скажем, декорации КосмоЗоо были просто смыты осенниними дождями.

Ну, и, конечно, это только начало разговора.
Когда я только брался за эту тему, я не представлял как она разрастется (в моих планах было после "Гостье" поскорее вернуться к "Шерлоку Холмсу"). Но после некоторых колебаний и раздумий, я решил, что лучше обрисовать тему "Гостьи" полностью (хотя бы и эскизно), чем вырывать какие-то куски и говорить скомканно.
31st-Mar-2009 05:51 am (UTC) - не удержался
http://i.i.ua/photo/images/pic/2/3/1446732_c446e8b8.jpg
31st-Mar-2009 11:35 am (UTC) - Terminator vs. Wherter
:)))

Спасибо
как-то давно натыкался на картинку, а сохранить не удасужился. Думаю, использовать в одной из частей эссе. Но, возможно, еще не скоро.
31st-Mar-2009 07:06 am (UTC)
Спасибо за статью, понравилось! :)

Кстати, в интернете пробегал обзор, где рассматривали фильм как "последствия войны", с аргументами, что все показанное в будущем - было совсем даже не радужным. Вроде того, что списанный военный киборг работает уборщиком и т.п. Так вот, с этой точки зрения - вполне можно предположить, что кефир в будущем это и правда деликатес и потрясающая редкость. Например, было использованно биологическое оружие и все коровы - уничтожены (может специально, а может вирус мутировал. Вполне естественно, что "синтезированный" кефир в будущем и близко не похож на натуральный из 1982 года :)
31st-Mar-2009 09:53 am (UTC) - и на деревьях будут булочки расти
ха! любопытная гипотеза
Правда, я придерживаюсь теории, что события в фильме - это перессказ повести, а там в Москве Будущего даже бананы на улицах растут. И селекционеры вывели хлебное дерево (на котором растут батоны).
(Deleted comment)
14th-Apr-2009 12:58 pm (UTC)
Всегда пожалуйста :)

...Так как это только первая часть, я не готов "официально" предложить текст. Не знаю, заметили ли вы, но я даже немного сдерживал дискуссию (от углубления в вопросы кинематографии, фильма как "исторического" и "культурного" феномена и т.п.), просто потому, что свои аргументы я еще как следует не сформулировал. Надеюсь, в следующих частях моя позиция будет яснее.

Но против "неофициального" обсуждения я ничего против не имею :)
(no subject) - Anonymous - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Sep 19th 2018, 1:26 am GMT.