Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Нужны ли советские комедии западному зрителю?

Ранее я уже отмечал, что западные кинокритики всё чаще задаются вопросом, существовал ли в СССР кинематограф, помимо великих имён Эйзенштейна, Тарковского и Шепитько, и если – да, то что он из себя представлял. Был ли он только про страдания и пропаганду или ещё умел развлекать народные массы? К счастью, эпоха интернета сегодня дарит необозримые возможности для просмотра малоизвестных на Западе фильмов Леонида Гайдая, Георгия Данелии и Эльдара Рязанова. Мне как исследователю и просто любопытному человеку интересно, как зарубежные специалисты в области истории кино сами отвечают на этот вопрос. Как оценивают они наш жанровый кинематограф и комедии в частности? Здесь всплывает хорошо знакомый дискуссионный вопрос: переводимы ли отечественные кинокомедии в принципе? Понятны ли они представителю иной, не столь близкой нам культуры?
 .
На днях английский кинокритик Редмонд Бэкон опубликовал статью, в которой проблему восприятия советских комедий на Западе поставил в центр своего внимания. Статья показалась мне нетривиальной и достойной перевода ещё и потому, что в автор говорит о значении советского кинонаследия в целом.
.

Нужны ли советские комедии западному зрителю?
Переосмысление наследия
автор: Редмонд Бэкон (Redmond Bacon), кинокритик, Великобритания / октябрь 2020 г.
 .
ссылка на английский текст - https://www.calvertjournal.com/features/show/12178/miserable-russian-film-soviet-comedies-criterion-collection-tarkovsky-gaidai-ryazanov
перевод – А.С.
 .
Советский Союз создал бесчисленное множество весёлых комедий. Однако едва ли они оказали влияние на Запад, который нередко отдавал предпочтение тёмным моментам советской жизни. Пришло время взглянуть на светлую сторону.
 .
Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Георгий Данелия – на их счету 70 фильмов, их комедии варьируются от меланхолично-жизненных историй до хитрых сатир и сумасбродных приключений, они рисовали лирический, но нередко подрывной портрет страны, разрываемый парадоксами. Однако все три титана русскоязычной комедии практически неизвестны за пределами бывшего Советского Союза.
 .
Суровые советские драмы, возможно, и почитаются в кругах западных киноманов, но советские комедии почти полностью игнорируются. В серию Criterion Collection, например, вошли диссидентские работы Андрея Тарковского, Ларисы Шепитько и Алексея Германа, но ни одной комедии того же периода.
 .
Даже режиссеров, получивших признание критиков на Западе, хвалят только за их мрачные картины. Взять хотя бы Элема Климова. Его невероятно изобретательную восхитительно-наивную комедию про пионерлагерь «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964) можно считать предтечей фильма «Королевство полной луны» (2012). Однако как режиссёр он гораздо больше известен своим жёстоким антивоенным полотном «Иди и смотри» (1985) — фильм вышел в серии «Criterion» и в настоящее время занимает на Letterboxd вторую позицию в категории величайший фильм всех времен и народов. Есть основание полагать, что относительный успех «Иди и смотри» по сравнению с другими работами Климова — вопрос не качества, а исключительно содержания. (...)
.
читать на Яндекс-дзен
Tags: link, movie, russian movie on western eye, кино, фильм_Иван_Васильевич_меняет_профессию
Subscribe

Posts from This Journal “russian movie on western eye” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments