Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Глобальная Шерлокиана в социальных сетях

Кто о чём, а я о Шерлоке Холмсе.
.
Вчера мне прислали электронную версию материалов Международной научной конференции "Диалог культур в эпоху глобализации и цифровизации" (2020). Проводилась она в апреле этого года под эгидой моей alma mater - Уральского федерального университета. Форма проведения из-за коронавируса оказалась скомкана и подстать заявленной теме обрела виртуальное существование. Тем не менее, аннотации докладов участников были аккуратно собраны, свёрстаны и опубликованы. А на страницах 55-56 засветился мой гипотетический доклад (несостоявшийся в реале). Честно говоря, жаль, что о конференции мне стало известно только в последнюю минуту. Многие вещи пришлось формулировать в режиме экспромта. Тема, как вы понимаете, мне близка - практически ежедневно находится в фокусе моего внимания. Исследовательский потенциал - неисчерпаем. Практически любой изгиб / излом современной культуры можно просветить сквозь тематический мир Шерлокианы.
.
Разумеется, в объёме 200 слов далеко не разбежишься и высоко не прыгнешь. Но таковы законы жанра. Конечно, появись такая возвожность, я бы с радостью подготовил полноценное выступление на эту или родственную тему. Когда материал хорошо знаком и поддаётся, как глина, можно вылепить замечательное произведение. Вот эта та самая аннотация.
.
SAM_3081_004
Глобальная Шерлокиана в социальных сетях: практики тематического общения поверх границ
 .
Александр СЕДОВ
 .
Более ста лет Шерлок Холмс на правах героя популярной культуры объединяет своих поклонников. Поначалу взаимодействие в этой субкультуре осуществлялось через фильтры-посредники – печатную продукцию, радио, кино и ТВ. Горизонтальные связи между фанатами натыкались на естественные границы – локальные, национально-государственные, языковые. С широким распространением социальных сетей стало возможно подключаться к тематическому общению (почти) из любой точки Земли.
 .
Учитывая происхождение героя рассказов Конан Дойла, можно утверждать, что в основе тематического поля общения шерлокианцев лежит идея-образ Британской империи (Винсент Старрет: «always 1895») с обязательной сакральной локацией, расположенной в центре – Лондон, Бейкер-стрит, 221б. Как же встраиваются в этот англо-центричный глобальный мир, замешанный на трансатлантическом единстве, представители других народов? Подтверждают ли они базовые конвенции или спорят с ними? Уместно ли говорить о воспроизводстве «культурного колониализма» в его новой смягчённой версии? Ответ на этот вопрос отчасти даёт характер циркулирующего контента: на 80% это обсуждение различных киновоплощений Шерлока Холмса (которые почти заслонили литературный первоисточник) – создаются они не только внутри, но и вовне англоязычной ойкумены.
 .
Россия (и бывший СССР) – особый случай. Признание английской королевой образа сыщика в исполнении В. Ливанова, открывшийся интернет-доступ к фильму И. Масленникова (1979-1986) скорректировали эталонную шкалу в глобальной Шерлокиане. «Аутентисты» получили дополнительный козырь в «священной войне» с «плюралистами». А приоритет классической английской экранизации с Джереми Бреттом (1984-1994) оказался оспорен.
 .
Обобщая: глобальная Шерлокиана состоит из множества разной величины национальных анклавов (интернет-сообществ и форумов) и массивного англоязычного ядра. Производство информации носит в основном потоковый характер (в точности с предсказанием Вальтера Беньямина) и низкую долю оригинального (впервые возникающего) содержания.
 .
------------------------------
скан аннотации -
.
2020_конференция_Диалог_культур_АС_002
Tags: movie, russian holmes, russian sherlock holmes, science, sherlock holmes, television, tv, Выдуманная англия, выдуманная англия, кино, наука
Subscribe

Posts from This Journal “sherlock holmes” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments