Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Конец вечности, или Поговорим о темпоральности

Мои впечатления о международной научной конференции, проходившей в Екатеринбурге 19-20 февраля 2020 года.

Конец вечности, или Поговорим о темпоральности
Вести с научных полей
Александр СЕДОВ (с) заметки вольнослушателя / февраль-март 2020 г.
 .
У Айзека Азимова есть роман под названием «Конец Вечности». Некие вневременные господа, объединённые в корпорацию «Вечность», заняты тем, что следят за долгой человеческой историей, ездят в секретные командировки в разные столетия и незаметно корректируют развитие цивилизации. Своё невидимое вмешательство они объясняют заботой о благе человечества.
 .
Не далее, как на прошлой неделе я очутился на научной конференции, в чём-то перекликающейся с миссией «вычислителей» и «техников» из фантастического романа Азимова. Собрались на ней, правда, философы и историки. Называлась она «Время смысла: своё, чужое, наше время», была организована УрФУ и Ельцин-центром и оказалась посвящена «темпоральному перевороту», который, по мнению устроителей, свершился во второй половине 19 века. Улавливаете разницу?
 .
Лично я нахожу много сходств. Апартаменты Ельцин-центра, в которых проходила конференция, причудливой геометрией напоминали запутанные коридоры «Вечности» (из советской экранизации 1987 года). Участники в своих теоретических построениях были столь же неуловимы и недосягаемы для сознания простых землян, как и представители вневременной корпорации.
 .
Выступавшие отталкивались от идеи, что темпоральный переворот предопределил новое понимание времени как здесь-и-сейчас текущего момента. Внедрил в массовый обиход понятие «современность» – в первую очередь через газеты, главные масс-медиа века промышленной революции. Впервые этот социальный конструкт выдвинулся на авансцену европейского сознания в период второй Французской империи. Об этом в вводной лекции рассказал литератор Кирилл Кобрин, подкрепив свой тезис цитатами из Шарля Бодлера и Карла Маркса. А затем подробно раскрыл эту же тему в панельной дискуссии.
.

SAM_2773
 .
SAM_2778
.
Как вы догадываетесь, я никак не мог пропустить визит в Екатеринбург автора книги «Шерлок Холмс и рождение современности» (2015). К сожалению, свою книгу Кирилл Кобрин практически не упоминал, хотя программные тезисы его концепции можно обнаружить и на страницах этой книги. Вторую часть лекции Кобрин сосредоточил на интерпретации главных модернистских романов Марселя Пруста, Джеймса Джойса, Томаса Манна и (немного) Роберта Музиля. В их произведениях, говорил докладчик, явлен «перелом времени», окончательно свершившийся под залпы Первой мировой войны.
.

 .
Публика внимала. Но мне показалось, что означенные мысли лучше читались бы в письменной виде, в форме эссе, жанра любимого Кириллом Кобриным. Слишком уж литературоцентричен его стиль мышления. Под финал лекция приобрела некоторый lombre scandaleuse – оттенок скандала, когда на вопрос из зала о пользе экранизаций выступавший обмолвился, что недавно читал американским студентам лекцию о творчестве Гоголя и попытался им показать фильм Михаила Швейцера «Мёртвые души» (1984), в котором, по его мнению, «никакого Гоголя не оказалось, а были только кривляния советских интеллигентов 1970-х годов» (как будто у Гоголя нет никаких кривляний – достаточно взглянуть на иллюстрации прижизненных изданий «Мёртвых душ»). Я подивился этой оценке, категорически не согласившись, о чём и заявил на следующий день докладчику в личной беседе за чашкой кофе.
 .
Ещё за чашкой кофе мы поговорили о делах наших шерлокианских, чем, думаю, немало удивили сидевших рядом устроителей конференции несерьёзностью выбранной темы. Вспомнили знаменитый двухтомник, выпущенный Александром Шабуровым и Уральским Холмсианским обществом в 1991 году, печально вздохнули, что за тридцать лет этот издательский подвиг больше никто не повторил. Сравнили две классические экранизации «Холмса» - советскую и британскую (студии «Гранада»). Я же про себя ещё раз отметил, что, несмотря на разницу во взглядах, нас, родившихся в СССР, объединяет такая духовная скрепа как советский «Шерлок Холмс».
 .
Как и следовало ожидать самыми приземлёнными на конференции, или, по-другому говоря, всех крепче стоящими на земле мыслителями оказались профессиональные историки. На панельной дискуссии под названием «Историческое время в эпоху перемен» они высказали осторожные сомнения по адресу «темпорального переворота 19 века», отыскав признаки этого явления ещё в 17-18 веках, но согласились, что девятнадцатое столетие это эпоха изобретения историзма. Историки того времени тоже приложили руку к созданию «модернового сознания», выработав модель государственного архива (тем самым, найдя для истории удобную упаковку, способ систематизации). Далее последовал увлекательный рассказ на три голоса о том, какие формы претерпевала идея историзма и концепт «современная история» среди советских историографов и архивистов (от радикальных до умеренных исследователей).
 .
Однако больше всего, пожалуй, меня удивила следующая дискуссия – «Язык времени в искусстве Пауля Клее». Не ожидал, что представители кафедры истории философии Уральского университета могут целиком и полностью перейти на язык искусствоведения. Первые полчаса были отведены созерцанию и пристальному вглядыванию в иллюзию движения объектов на картинах известного швейцарско-немецкого художника. (С некоего момента члены оргкомитета впали в панику и начали рисовать жирные нули на бумажках, намекая, что время доклада вышло, но спикер был неумолим.) Когда слушатели в зале приняли участие в обсуждении, они включились в ту же игру, пытаясь на диапроекциях картин Пауля Клее разглядеть и показать, говоря словами поэта Матусовского, что «речка движется и не движется» – куда и с какой степенью деформации. Феноменология – вещь заразительная.
 .
Меня же заинтересовали черновики Пауля Клее, на которых он пытался нарисовать схему организации движения зрительского внимания от одного изображаемого на холсте объекта к другому. Я увидел сходство с экспозиционными листами («кардиограммой»), которые режиссёр-мультипликатор Фёдор Хитрук делал перед началом работы над каждым мультфильмом. Об этом и поведал уважаемой публике, подчеркнув, что в обоих случаях мы имеем дело с «искусством движущихся картинок». Правда, у Пауля Клее движение мнимое, а у Хитрука (и, говоря шире, у анимации) оно технологическое. Идея дозированного и точно расчерченного тайминга – схематично нарисованного времени – оказывается для них общей. И не случайно, ведь Пауль Клее и анимация – феномены, возникшие в начале ХХ века. К этому можно добавить, что и в живописи указанного художника и в анимации как в искусстве сквозную и организующую роль играет музыка и/или ритм. Между прочим, Клее состоялся сначала как музыкант, а уж потом как художник.
.
/ я на конференции, взят в окружение докторами философских наук Львом Заксом и Татьяной Кругловой - фото Андрея Якимова /
2020_Темпоральность_автор_Андрей_Якимов
 .
Эта дискуссия вновь напомнила мне как прозрачна и зыбка грань между строгой наукой и свободным искусством, когда речь заходит о философии как дисциплине, о её самоопределении на фоне других наук. Игроки в бисер в одноимённом романе Германа Гессе днями напролёт занимались тем, что брали из истории культуры всевозможные факты и перебирали их как мозаику, складывали из них цепочки ассоциаций, обосновывали их взаимные связи, но не выходили за пределы архива. Гессе любовался созданной им моделью сообщества игроков-интеллектуалов, но в тоже время проблематизировал их существование – как слишком отдалённое от жизненной практики (не случайно провинцию Касталию автор поместил в швейцарских горах – наподобие легендарной Шамбалы в Гималаях). Мне подумалось тогда, что конференции пришёлся бы очень кстати дополнительный отрезвляющий момент – участие социологов культуры, которые умеют работать с данными полевых исследований. Надеюсь, таковые учёные существуют. Во всяком случае, присутствие профессиональных историков дало конференции необходимо заземление.
Tags: ekaterinburg, philosophy, photos, science, sherlock holmes, наука
Subscribe

Posts from This Journal “philosophy” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments

Posts from This Journal “philosophy” Tag