Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Несколько слов о современных фильмах на тему советских 1970-х


Салют – всем
Несколько слов о современных фильмах на тему советских 1970-х
Александр СЕДОВ (с) эссе / февраль 2019 г.
 .
В последние годы стала заметна тенденция снимать и выпускать в прокат отечественные фильмы той категории, которые в советское время именовали зрительским кино (в пику авторскому) и которые ещё называют коммерческим кинематографом. Нередко это фильмы, которые соединяют острый сюжет и драму. Среди лидеров данного направления можно назвать: «Экипаж», «Ледокол», «Время первых», «Салют-7», «Движение вверх». Ещё раньше были «Метро» и «Легенда номер 17».
 .
Легко заметить, что ещё помимо крупных бюджетов объединяет перечисленные картины – все они укладываются в представление о советском «киномейнстриме» 1970-1980-х годов. Все они посвящены экстремальным ситуациям, в которые попадает герой и в которых этот герой, а, вернее, группа героев, а ещё точнее коллектив (экипаж или спортивная команда) подвергаются нешуточным испытаниям. Бывает, что на грани жизни и смерти. Чаще всего это аварии и крушения, иногда – международные соревнования (спортивные, как в «Легенде номер 17» и в «Движении вверх»). Но и аварии нередко несут элемент международного соперничества, как, например, в фильмах на тему космической гонки – «Время первых» и «Салют-7». Иногда международное соперничество накладывается на ситуацию совершенно неспортивную и не соревновательную – как в «Ледоколе», разве что участником своеобразного состязания можно назвать огромный айсберг, перегородивший путь кораблю и уважительно прозванный членами ледокольного экипажа Семён Семёнычем.
 .
Некоторые из фильмов недвусмысленно апеллируют к советским картинам-прототипам, а «Экипаж» прямо заимствует название прославленного кинохита 1979 года. Зрители и критики нередко говорили о новом «Экипаже» как о римейке старого, настолько оказались похожи их сюжетные лекала. Понятно, что так получилось не случайно, что на это у продюсеров был твёрдый расчёт – попасть в яблочко зрительских ожиданий. Ожиданий, проверенных временем и закреплённых культурной памятью. Думается, массовый зритель не в обиде за столь откровенный реверанс в сторону кино эпохи «застоя», времени «золотого века» нашего кинематографа – судя по устоявшимся вкусам аудитории. А ряд фильмов так просто оказались посвящены тем временам – «длинным семидесятым», границу которых принято отодвигать до 1985 года...
.
полностью читать на Яндекс-дзен
Tags: essay, movie, review, кино, эссе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal