Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Два фильма о катастрофе в метро

Метро_002
Корни катастроф
Два фильма об авариях в метро
Александр СЕДОВ (с) между рецензией и эссе / октябрь 2018 г.
 .
Шесть лет спустя после «Дозоров» образ Москвы вновь был превращён в сценическую арену для разрушительных апокалипсических сил. На этот раз на столицу обрушилась беда не сверхъестественного, мистического плана, а самого что ни есть естественного, природного происхождения, которая, правда, быстро перешла в техногенную, рукотворную. В 2012 году выходит картина режиссёра Антона Мегардичева «Метро» – классической пример жанра фильма-катастрофы.
 .
Пресытившийся и самодовольный мегаполис подвергается нешуточному испытанию со стороны вод Москвы-реки, которые начинают просачиваться в подземные тоннели внутреннего кольца метрополитена. Согласно сюжету, положение столь серьёзное, что грозит не только затоплением многих станций, но и наземными провалами и обрушениями. Главным виновником оказывается не природа, а человек, точнее люди в лице ненасытных девелоперов, сколачивающих свой капитал на рискованной точечной застройке в центре города. Правда, из представителей строительного бизнеса нам предъявлен лишь один – по своим повадкам, хищному носу и дорогому костюму напоминающий крутого Джеймса Бонда 21 века (актёр Анатолий Белый). Ему и ещё нескольким героям суждено угодить в смертельно опасную ловушку – стать пассажиром рокового метропоезда.
 .
Моральный посыл авторов фильма недвусмысленно ясен: страшная авария сваливается на головы героев как наказание за личные измены и алчность одних – и за беспечность и соглашательство с ложью других. В аварию вплетена судьба любовного треугольника – две его вершины оказываются под землёй, не то в подземном аду, не то в чистилище, где их ждут «приключения-аттракционы»: налетевший на обвал поезд, ушаты бурлящей воды, бьющий сквозь её толщу электрический ток и кромешная тьма. Повышенный адреналин у зрителей призвано вызывать то обстоятельство, что в водоворот событий вброшен ребёнок – жертва семейной размолвки и потенциальная жертва аварии.
 .
Должен сказать, что претензий к фильму-катастрофе как зрелищу предъявить трудно – «Метро» сработано на уровне мировых стандартов. Крушение поезда демонстрируется со всем драматизмом и в мельчайших подробностях. Скрежетание железа, снопы искр, деформированные вагоны, искалеченные люди, паника и неадекватное поведение пассажиров. Эти вещи показаны очень убедительно, с элементом натурализма, хотя и без болезненного любования оным. В самых опасных сценах напряжение зашкаливает. И всё же между «испугать» и «развлечь» авторы фильма, безусловно, выбирают второе. Ради динамики режиссёр, в частности, жертвует глубиной психологических портретов.
 .
Столь богатая на спецэффекты картина обозначила в нашем кино прорыв, принимая во внимание специфический жанр «Метро» и год премьеры, 2012-й. Впервые за два с лишним десятилетия на отечественный экран вышел масштабный фильм-катастрофа, поданный не как городское фэнтези («Ночной дозор» Бекмамбетова) или фантастика в духе пост-апокалипсис («Гадкие лебеди» Лопушанского), а исполненный в реалистических обстоятельствах, в которых узнается обычная жизнь большого города – в меру безумная и в меру нормальная. Картина также не лишена элементов социальной критики, хотя и очень дозировано.
 .

Недовольные зрители, а такие тоже нашлись, сетовали на подражательство Голливуду, на клиповость, на схематичный психологизм, ставя в пример близкий по теме советский фильм «Прорыв». А, стало быть, без сравнения с фильмом «Прорыв» режиссёра Дмитрия Светозарова (1986) нам не обойтись.
.

полностью читать на Яндекс-дзен
.
отрывок из фильма "Прорыв" (1986)
.
Tags: essay, movie, review, video, Вадим Абдрашитов, кино, фильм_Метро, фильм_Прорыв, эссе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Лицо на мишени" - советская экранизация рассказов Честертона

    В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта…

  • В парижском округе одном

    В ПАРИЖСКОМ ОКРУГЕ ОДНОМ . А.С. / июль 2021 г. . В парижском округе одном Жил-был Мсье Чудак, Куда бы он ни приходил, Он оставлял…

  • 12 июня

    12 ИЮНЯ . А.С. . С каждым годом всё более убеждаюсь в странности сегодняшнего праздника. Не спорю, праздник - явление полезное и приятное.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments