?

Log in

No account? Create an account
Alexander Sedov
Ну и рожа у тебя, Шарапов!  
27th-May-2018 05:25 pm
Алек Morse
Предыдущая часть - "Жеглов - моя фамилия".
.
1979_Место_встречи_0004
Ну и рожа у тебя, Шарапов!
Спор о сериале «Место встречи изменить нельзя»
Александр СЕДОВ (с) эссе / май 2018 г.
 .
Никакой лакировки в образе Жеглова мы не видим, хотя рисовка, позёрство, своеобразный артистизм очень свойственны ему. В этом он близок английскому сыщику Шерлоку Холмсу, предпочитавшему из поимки преступника разыграть представление. Капитан Жеглов тоже не прочь сыграть на нервах антисоциального элемента, «нравственно раздавить» (как выразился критик В. Михалкович) – пусть знают, каковы принципы Глеба Жеглова. Поэтому не одной только оперативной смекалкой объясним спектакль, устроенный Жегловым в кабинете администратора Большого театра. Здесь, бери выше, социальная педагогика!
 .
Жеглов – человек убеждённый, в своей повседневной и нередко опасной работе он видит свою общественную миссию. Кажется, что он человек команды – так слаженно у него работает опергруппа, но по своему характеру – он типичный волк-одиночка. Из всех сотрудников угрозыска, кого нам показывают в фильме, он самый «заряженный» на дело человек. Самый целеустремлённый и эмоционально вовлечённый. Иногда кажется, что Жеглов упивается единоборством с бандитами. Он, так сказать, ведёт личный счёт с преступным миром – вот вам ещё одна параллель с Шерлоком Холмсом.
 .
.

.
Неудивительно, что такой неординарной личности судьба преподнесла своего «доктора Ватсона», не уступающего своему шефу ни в эмоциональном заряде, ни в личной мотивации, хотя и совершенно иначе. Не знаю, сознательно ли братья Вайнеры пришли к такому решению – повторить формулу Конан Дойла, создать дуэт сыщиков, избрав на роль друга сыщика демобилизовавшегося офицера.

 .
В отличие от Жеглова образ лейтенанта Шарапова у рецензентов спровоцировал заочную полемику. Генерал Зазулин усмотрел в этом герое идеологически выдержанный ответ на эксцессы, имевшие место в советской истории:
 .
«Шарапов мужает не только в дружбе с Жегловым, но и в споре с ним. Сначала его настораживает, а потом вызывает у него неприятие то, что Жеглов может себе позволить отойти от процессуальных норм ведения дела… Здесь сталкиваются две философии, обе они направлены против преступности, но одна из них, которую проповедует Шарапов, - наша социалистическая, в другой отразились издержки тех методов, которые решительно осуждены партией» (А. Зазулин. Без страха и упрёка; - газета «Советская культура», 20 ноября 1979 г.).
 .
Таким образом, лейтенант Шарапов недвусмысленно ставился в пример новому поколению сотрудников МВД. Казалось, после подобного вердикта, озвученного с самого верха, да ещё и сразу после премьеры положительный лик Шарапова не должен вызывать сомнений у советских критиков. Но четыре года спустя в книге «Кинодетектив» В. Ревич отпускает по адресу Шарапова гневную филиппику:
 .
«…в какой-то момент он начинает выглядеть прямолинейным моралистом, - отмечает В. Ревич. -  Шарапов произносит много правильных фраз, ведёт себя безупречно и даже любит положительную и красивую милиционершу… …Индивидуальности в этом образе – увы! – нет. Шарапов, каким он показан, без изменений может быть перенесён и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е годов, он внеисторичен и неубедителен. Это не только недоработка режиссёра, но и недостаток актёрского мастерства, что особенно заметно в последней, самой напряжённой серии, где действие целиком сосредотачивается вокруг героя Владимира Конкина» (Всеволод Ревич. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. М., 1983; с. 93-95).
 .
Значительно более лоялен к образу, созданному Владимиром Конкиным, кинокритик В. Михалкович:
 .
«Совсем иной – и человечески, а следовательно – и по стилю своих «детективных» действий – друг и ученик Жеглова, Шарапов. Он мягче, душевнее Жеглова. Он не рубит с плеча, стремится подумать, рассудить, он всегда хочет понять не просто уголовный кодекс, но человека, стоящего за этим казусом».
 .
В фигуре Шарапова критик увидел не только героя-оппонента, но и элемент эстетической системы, переводящий фильм в разряд картин почти философских:
 .
«Богиню правосудия Фемиду изображали с мечом в одной руке и с весами в другой. Есть некая символика в том, что у фильма «Место встречи изменить нельзя» - два центральных героя. По логике картины Жеглов и олицетворяет собой одну руку Фемиды – ту, которая с мечом, карающую. Но эта рука может быть и неразборчивой, и жестокой не в силу необходимости, вызванной суровым временем, а в силу привычки решать судьбы людей, опираясь на «внутреннее убеждение» - вернее, предубеждение, - а не на дух и букву Закона. Такая позиция потенциально опасна. Чем более зрелым становится наше общество, тем более она для нас неприемлема.
 .
Шарапов в фильме – это весы Фемиды. Шарапов не только взвешивает по должности чужие проступки, он стремится к тому, чтобы каждый научился, приобрёл навык взвешивать их сам. Вот почему можно сказать, что картина С. Говорухина и братьев Вайнеров повествует не только и не столько о каком-то конкретном и теперь далёком времени, она способна многое сказать и людям других эпох. Поэтому так жадно вглядывались в неё сегодняшние зрители» (В. Михалкович. Меч и весы. – в журнале «Телевидение и радиовещание», №2 1980 г.).
 .
Как видно, спор о Шарапове, заочно разыгравшийся между критиками, вышел за рамки обсуждения одного персонажа и тем более актёра-исполнителя. Образ лейтенанта Шарапова в исполнении Владимира Конкина оказывается в концепции фильма чем-то вроде краеугольного камня или, по мнению критически настроенных, камнем преткновения.
 .
Можно спорить, хорошо ли сыграл Конкин, хватило ли ему мастерства, особенно в сценах в воровской малине – на эту тему до сих пор ломают копья зрители. На мой взгляд, сыграл хорошо. Недовольные критики, ставя актёру «неуд», смешивают два разных понятия, две разные игры, два разных представления, когда утверждают, что Конкин сыграл неубедительно, что с таким спектаклем он неминуемо провалился бы перед матёрыми рецидивистами. Но ведь артист Владимир Конкин на самом деле играл не для них, а для нас, зрителей, выполняя поставленную режиссёром задачу – выявить всю шаткость внутренней позиции своего героя. Задача была – транслировать нам игру Шарапова на грани фола: героя пронзает мысль, что он находится на волосок от смерти, а операция на грани провала, что жизнь заставляет импровизировать, играть неподготовленную роль. В такие мгновения включаются самые неожиданные резервы личности.
 .
Мы знаем о Шарапове всю правду, бандиты же об этом «фраере» только гадают. В отличие от Жеглова, человека-загадки, Шарапов – нам знаком и понятен с первой секунды фильма. Он, так сказать, прозрачен для нас. Как поведенческая модель – в том, каков на самом деле его характер, его отношение к миру, его потенциал. И это обстоятельство одновременно и заложено сюжетом и оправданно выбором на эту роль актёра Конкина, сыгравшего перед этим одну из самых знаковых в советской драматургии роль Павки Корчагина. Шарапов прямолинеен, иногда даже плакатен, но это в силу того, что характер его был сформирован внезапно, настигнут и прокален войной, на которую он отправился сразу со школьной скамьи. Очень возможно, что на вопрос о любимом литературном произведении Володя Шарапов честно ответит: «Как закалялась сталь» Николая Островского. Поэтому, когда Жеглов говорит ему, опасаясь посылать на задание: «Володя, да у тебя на лбу написано десять классов», - это не фигура речи. Сколько раз бывало так, что люди, прошедшие фронт, проявившие на войне и беспримерную отвагу и необычайную смекалку, в мирной жизни оказывались не удел. Выказывали свою неприспособленность к гражданскому житию-бытию, поступали наивно и нелепо. Жизнь после войны это тоже испытание. Но Володя Шарапов снова как на фронте, мобилизован на войну с преступностью. Растеряться в мирной жизни он не успел. «Глаза горят» - это про него, ему тоже свойственен азарт борьбы. Выжив и победив, вернувшись из человеческой мясорубки молодым и здоровым, готовым к строительству новой жизни, лейтенант Шарапов олицетворяет поколение победителей. В его лице словно отражается светлая сторона бытия – надежда поколения, в то же время лик Жеглова омрачён тенью близкого и долгого знакомства с тёмными сторонами человеческой натуры. Оба героя как две стороны одной медали.
 .
/ Владимир Конкин в фильме "Как закалялась сталь" (1975) /

.
Когда Ревич пишет, что герой, каким его сыграл Конкин, вневременной, одинаково подходящий и для 50-х и для 70-х годов, это может свидетельствовать отнюдь не о недостатке. Понятно, что критик тем самым хочет заклеймить сыгранного Конкиным Шарапова ходульностью и схематизмом, намекая на растиражированный в советской литературе и кино тип «пламенного комсомольца», нередко переходивший в клише. Однако здесь, мне кажется, другое. Принципиальность Шарапова, может быть, и наивна, но искренняя. Его социальный оптимизм счастливо совпал и с его молодостью и историческим моментом в жизни страны. И то и другое, как показывает время, преходящее, но это не значит, что не настоящее.
 .
Писатели братья Вайнеры и режиссёр Говорухин заложили в образе Шарапова своеобразную Ариаднову нить идеализма, протянув её из победного 1945-го в конец 1970-х. В позднем брежневском СССР ощущался дефицит не только на предметы модного гардероба, но и на подобного типа героя. Этим в огромной мере объясняется внутреннее сродство зрителей фильма, а изначально – читателей повести, с Володей Шараповым: ретроспективным взглядом на краткий исторический период, в котором герой в исполнении Владимира Конкина – с его идеализмом и сомнениями, с искренними порывами и разочарованиями – казался на своём месте. И одновременно прочитывался как «свой», как «прозрачно-понятный» герой, импонирующий своей не всегда уместной прямотой, похожий на очень и очень многих, и отнюдь не уникальный.
.
.
-----------------------------------
продолжение следует
Comments 
27th-May-2018 01:01 pm (UTC)
Мне показалось неубедительным не поведение Шарапова в "малине", а то, что он вообще "не тянет" на фронтового разведчика - он больше похож на юнца, только что закончившего школу и вовсе "не нюхавшего пороху".

Но я подозреваю, что тут сказалось не неумение актера, а замысел режиссера - ему нужен был резкий контраст к суровому Жеглову, способному убить Левченко, а таким контрастом правдоподобный фронтовой разведчик (например, такой, каким сыграл его Валерий Приемыхов в "Холодном лете 53-го года") быть не может. Но я не читала романа Вайнтеров и не знаю, на чем они-то построили этот контраст?
27th-May-2018 01:06 pm (UTC)
Как читавший роман могу утверждать (хотя знаю, что некоторые оспаривают это), что Шарапов в исполнении Конкина вполне подходит литературному образу. То, что Шарапов выглядит юнцом, ещё не значит, что он не нюхал пороху. Он ведь вполне молодой человек, в отличие от Валерия Приёмыхова в "Холодном лете..."
(Deleted comment)
27th-May-2018 01:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
27th-May-2018 02:14 pm (UTC)
Груздев не зря вспоминает классическую схему "хороший полицейский - плохой полицейский". Это противостояние достаточно типовое для жанра вообще. Циник и идеалист. Но тут еще социальный мотив. Комсомолец считает, что соблюдая букву закона, можно достичь эры милосердия. А мент знает, что с преступниками можно драться только их же методами. (Кстати, аналогичный конфликт был в вышедшем тогда же румынском фильме "Чистыми руками", между Миклованом и Романом, действовавшими тогда же, в послевоенное время). История рассудила, кто оказался прав...


Edited at 2018-05-27 02:15 pm (UTC)
27th-May-2018 06:55 pm (UTC)
Но «потолковать с ним здесь как следует» предлагает не Жеглов.
27th-May-2018 02:52 pm (UTC)
Самое смешное, что по книге Шарапов несколько туповат и простодушен.
27th-May-2018 03:35 pm (UTC)
Наивен.
Немного:)
27th-May-2018 04:25 pm (UTC)
Жеглов - глубоко отрицательный персонаж. И кроме как в "Эре" никогда и нигде авторами не упоминался. В отличие от Шарапова.

Конкин - это глубоко бездарный актер, актер одной роли. Но даже он не смог своей бездарностью испортить фильм.
27th-May-2018 04:37 pm (UTC)
Не согласен.
Которой - одной?
27th-May-2018 05:12 pm (UTC)
Да не говорил Высоцкий слова "рожа"...
27th-May-2018 06:47 pm (UTC)
Не так давно прочёл наконец эту книгу Вайнеров. Жеглов для меня - положительный персонаж, Шарапов - отрицательный.
27th-May-2018 07:44 pm (UTC)
А почему? Любопытный расклад.
27th-May-2018 09:00 pm (UTC) - Дайджест 26-27 мая 2018
Пользователь tres_agudo сослался на вашу запись в своей записи «Дайджест 26-27 мая 2018» в контексте: [...] Ну и рожа у тебя, Шарапов! [...]
27th-May-2018 10:30 pm (UTC)
Не знаю почему до сих пор не сказано главное - Жеглов - Дух Закона, Шарапов - его Буква. Поэтому шараповы рождают поколение лойеров в США и в мире, отпускающих явных преступников из-за неправильного оформления задержания со стволом в руке, кокаином в рюкзаке и мертвой шлюхе в багажнике, а Жегловы - супергероев в комиксах, которые карают зло, потому что знают , что они зло, не взирая на процедуры.
27th-May-2018 10:33 pm (UTC)
Всё же я бы сделал оговорку, что Шарапов, каким мы его видим в фильме, только ученик, он ещё только формирует свои взгляды внутри профессии, поэтому предъявлять ему окончательный вердикт рано.
28th-May-2018 10:02 am (UTC) - Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 28.05.2018
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 28.05.2018» в контексте: [...] 1. : Образ Шарапова в сериале "Место встречи изменить нельзя" [...]
31st-May-2018 08:53 am (UTC) - Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 31.05.2018
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 31.05.2018» в контексте: [...] 1. : Образ Шарапова в сериале "Место встречи изменить нельзя" [...]
4th-Jun-2018 09:43 am (UTC) - Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 04.06.2018
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Рейтинг кино-ЖЖ-постов на 04.06.2018» в контексте: [...]    6. : Образ Шарапова в сериале "Место встречи изменить нельзя" [...]
8th-Jun-2018 02:45 pm (UTC)
Занятно, в разных комментариях разных людей прописана мысль, что книга Вайнеров - антисоветская. Подрывная, мол, пропаганда. В чём же? В критике сталинского "правосудия"? В призыве уважать права личности.
Да, крепко советское подчас в головах сидит.
20th-Jun-2018 02:33 pm (UTC)
А какие личные счеты были у Холмса с бандитами?
This page was loaded Aug 18th 2019, 2:50 am GMT.