Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Свобода одних за счёт безопасности других

Свобода одних за счёт безопасности других
А.С. / март 2018 г.
 .
Скажу несколько слов от себя в связи с ужасной трагедией в Кемерово.
 .
Так получилось, что мы живём в обществе, внутри которого за последние четверть века сформировались огромные диспропорции и дисбалансы. А механизмы контроля и компенсации работают очень плохо. Если говорить просто: общество не выработало приемлемой реакции на внезапно обрушившийся на страну капитализм. Произошло это, как мы все знаем, в 1990-е годы, но вектор развития (пускай, теперь во многом инерционный) продолжает гнать нас по этому пути.
 .
В этих условиях интересы отдельных социальных групп, объединённых вокруг той или иной собственности, ставятся выше, чем интересы всего общества, выше "идеи общего блага".
 .
Вот маленький, но яркий пример.
 .
Пару месяцев назад Ассоциация владельцев кинотеатров выступила с громкими обвинениями министерства культуры, что оно (читай: государство) вмешивается в частные интересы прокатчиков - заставляет переставлять даты выхода фильмов (в ущерб американским, но в угоду российским). Владельцы кинотеатров, стало быть, несут убытки. Этот плач Ярославны быстро подхватили СМИ. Вскоре история повторилась с английским фильмом "Смерть Сталина", когда минкульт отозвал у картины прокатное удостоверение. Все хорошо помнят, какой шум был поднят по этому поводу.
 .
А теперь, внимание! - вопрос. Слышал ли кто-нибудь о заявлении Ассоциации владельцев кинотеатров о необходимости строить кинозалы так, чтобы они не представляли угрозы зрителям? Я о таком заявлении не слышал, и, скорее всего, такого заявления не было, так как с подобными заявлениями следовало выступать, как минимум, десять лет назад - когда случился бум строительства торгово-развлекательных центров и внутри них многозальных кинотеатров.
 .
Если вам довелось видеть строительство очередного ТРЦ на завершающем этапе, вы, вероятно, заметили, что огромное здание возводится практически без окон, как глухая бетонная коробка, что внутри ТРЦ представляет собой запутанный лабиринт, а снаружи обычно отделан горючим пластиком.
 .
Стандартная практика - устраивать кинозалы на верхних этажах. И, соответственно, детские игровые комнаты - где родители оставляют своих детей, пока взрослые осуществляют шопинг. Понятно, что так сделано намерено - это очень разумный расчёт с точки зрения маркетинга (но не с точки зрения безопасности людей). Люди, идущие в кино, по замыслу владельцев ТРЦ, должны пройти мимо всевозможных торговых точек. А после фильма - на обратном пути пройти эти магазины снова. Так построено по всей стране. Архитектурные проекты разные, а принцип, положенный в основу, один - склонить людей к большему числу покупок. Говоря на языке капитала - увеличение сверхприбыли.
 .
Трагический пример кемеровской "Зимней вишни" показал не в теории, а на практике, в жизни, сколь уязвимы оказываются посетители ТРЦ, но больше всех те, кто пришёл в кино. Человек в кинозале до последнего момента не в курсе происходящего в остальном здании. И он дальше остальных посетителей ТРЦ от способов эвакуации. Но это обстоятельство почему-то владельцев кинотеатров не смущало вплоть до сегодняшнего момента. Два дня назад Ассоциация выразила соболезнования родственникам погибших и призвала надзорные органы и МЧС помочь с безопасностью кинозалов.
 .
Между тем, очевидно, что это не трагическая случайность, а системный порок. До наступления эры "потребительского рая" в нашей стране кинотеатры строились, как правило, в виде самостоятельных зданий, имеющих прямой выход из зала на улицу. И обычно одноэтажные. Этому принципу соответствовали самые разные типовые проекты, которые были реализованы в СССР. То есть при советской власти. В эпоху, когда не было ни Ассоциации владельцев кинотеатров, ни самих владельцев, ни крупных и средних собственников. Не было даже свободных СМИ, блогеров и интернета. Но была однопартийная система.
 .
Иногда любят указывать на коррупцию как на главную проблему подобных трагедий. Таким людям представляется возможным поставить заслон на пути влияния больших денег. Но сработает ли этот компенсационный механизм (борьба с коррупцией), пока в нашем обществе сохраняется сложившаяся система распределения собственности? Большой вопрос.
 .
На данный момент я вижу необходимость более практических, а не декларативных мер. Николай Бурляев, к примеру, предложил вывести сферу культуры из лабиринта тотальной коммерциализации и напомнил, в частности, о советской практике строительства более безопасных кинотеатров. Какой найти механизм реализации этой "частной задачи", имеющей общенациональный характер?
.
.
----------------------------
UPD. Григорий Ревзин об опасности ТРЦ:
.
«У нас, в отличие от Голландии, например, категорически запрещено делать детские сады в верхних этажах зданий — именно потому, что при пожаре детей спасти невозможно и сами они выбраться не могут. А знаете, сколько у нас крупных торговых центров того же формата, как в Кемерове — с детской секцией наверху, с кинотеатрами, катками, анимациями. Их шестьсот. Я понимаю, что закрыть их невозможно. Я вышел из Градсовета Москвы, но большего сделать было нельзя — все архитекторы понимали, что это зло, но за этим злом стояли очень большие финансовые интересы, а в Москве так прямо олигархические. А людям эти центры нравились — до трагедии в Кемерове».

http://strelka.com/ru/magazine/2018/03/27/revzin-against-malls


Tags: movie, opinion, politics, problem, кино, кинопрокат, мнение
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 85 comments

Recent Posts from This Journal