?

Log in

No account? Create an account
Alexander Sedov
Жеглов - моя фамилия 
26th-Nov-2017 11:51 pm
Алек Morse
Предыдущая часть "Бунтарь Высоцкий в мире полутонов" - https://alek-morse.livejournal.com/139547.html
 .

Жеглов – моя фамилия
Спор о сериале «Место встречи изменить нельзя»
Александр СЕДОВ (с) эссе / ноябрь 2017 г.
 .
Сегодня любят рассказывать о том, как тот или иной фильм преодолевал редуты цензуры. Как воевал режиссёр за вырезанный кадр или сцену, как заслонял грудью сценарий, как бился за того или иного актёра, неугодного начальству, с каким упорством пробивал выход фильма на экран. И как невзлюбила картину советская пресса и так далее. Чего-то подобного, наверное, ждёшь и от «Места встречи». Тут вам и вольнолюбивый актёр Высоцкий в главной роли, и колоритной образ орг.преступности – банды, засевшей в «малине» будто с нэпманских времён, девицы лёгкого поведения, шикующая ресторанная жизнь – на фоне всеобщей бедности. На взгляд строгого цензора, недопустимых и антисоциальных примеров здесь через край. А иные уголовнички так и лучатся отрицательным обаянием. Как же такую картину пропустили к зрителям, не положив на самую дальнюю полку киноархива?
 .
Вот как об этом тридцать лет спустя вспоминает в своей книге «Чёрная кошка» режиссёр Станислав Говорухин:
 .
«Место встречи» появилось на экранах 10 ноября 1979 года – в День милиции. Если бы не этот праздник – заведено было выдавать к этому дню что-нибудь из истории славной нашей милиции – фильм, может быть, не попал бы к зрителям так скоро. Сомнения у руководства, и милицейского, и телевизионного, были серьёзные. Когда мы сдавали фильм, один из руководителей МВД, с тремя большими звёздами на погонах, встал и вышел из зала. Посмотрев всего две серии. В дверях он остановился и пробурчал:
 .
- Вы что же… Хотите, чтобы вся страна целую неделю говорила о ворах и проститутках?
 .
Телевизионное руководство всё же рискнуло… И фильм выскочил на экран.
 .
Города опустели. Не видно было прохожих, не ездили машины, прекратились преступления» (Станислав Говорухин. Чёрная кошка. М.: АСТ: Зебра Е, 2011 г.; с. 315).
 .
Руководство рискнуло – и на картину обрушился успех. Признание зрителей – сильный козырь. Хотя для кинокритиков не решающий. К слову, в следующем 1980 году по кинотеатрам прошёл фильм «Пираты ХХ века», ставший чемпионом проката не только отдельно взятого года, но и всей советской истории. В первую же неделю на приключенческую ленту режиссёра Бориса Дурова (поставленную, между прочим, по сценарию Говорухина) накатила волна обвинений в потворстве дурновкусию. Здесь тоже орудовала банда, правда, морских пиратов, и головорезы были на загляденье колоритные, но все они как один являлись иностранцами, и продолжали разбойное дело Джона Сильвера из «Острова сокровищ».
.
А вот кореша Горбатого оставались гражданами СССР, и, значит, их аморальный облик должен был волновать советских критиков сильнее. Однако из вышедших тогда рецензий подобного рода разоблачений не следовало. Если бандит Промокашка и поразил какое-нибудь официальное лицо развязанными манерами, то своё возмущение лицо предпочло выразить режиссёру не через советскую печать, а в личном порядке. Общий же вердикт прессы, наоборот, казался необыкновенно положительным. Единственной жертвой критиков оказался благородный лейтенант Шарапов – о чём скажем позже.
 .

.
Не прошло и нескольких дней после премьеры, как сериал подвергся публичному восхвалению со стороны высокого милицейского начальства – и не просто генерала, а начальника управления по политико-воспитательной работе МВД СССР. Его рецензия в газете «Советская культура» была одной из первых. Вольно или невольно, но генерал-майор А. Зазулин обозначил генеральную линию в отношении оценки фильма. Огромным плюсом была названа историческая достоверность:
 .
«Сегодняшняя молодёжь, не пережившая того времени, вряд ли ощутит в полной мере драматизм одного из эпизодов картины, когда в истерике голосила в коммунальном коридоре женщина, у которой украли продовольственные карточки. А у людей старшего поколения сердце сожмётся от пережитой боли… И главное достоинство нового телевизионного пятисерийного фильма «Место встречи изменить нельзя» заключается в том, что он очень достоверен во всём, что касается воссоздания на экране обстановки тех лет. Может быть, не было именно таких преступников, какими они показаны в фильме, но были и «Чёрная кошка», и другие банды, вооружённые, циничные, жестокие. Может быть, не было именно таких сотрудников милиции, как капитан Жеглов и его помощник лейтенант Шарапов, но были похожие на них бойцы, беззаветно служившие народу» (А. Зазулин. Без страха и упрёка; - газета «Советская культура», 20 ноября 1979 г.).
 .
В отношении противоречивой фигуры капитана Жеглова у рецензентов сложилось редкое единодушие. Это не был однозначный плюс. Все признавали за образом яркую индивидуальность и необыкновенную харизму, идущую прямо от актёра Высоцкого, но в личности Глеба Жеглова рецензенты видели, прежде всего, отражение характера послевоенного времени, непростого и тяжёлого.
 .
«Он исторически достоверен, - вторил кинокритик Всеволод Ревич. - Со всеми своими ошибками, с кричащими противоречиями Жеглов весь там, в том времени, в тех тяжких послевоенных годах» (Всеволод Ревич. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. М., 1983; с. 93-95).
 .
«Он не просто ненавидит преступников, а испытывает к ним благородную ярость, - подчёркивал генерал Зазулин, заранее выводя героя из-под обвинений. - Хорошо зная их повадки, он иногда в борьбе с ними не останавливается перед использованием их же методов – запугивания, обмана. Главное, мол, - обхитрить противника, сломать, обезвредить его. Университетов он не кончал, набирался ума-разума на собственных промахах. Но душа его ожесточена только по отношению к преступникам, много раз на протяжении фильма мы могли убедиться, как понимает он нужды и заботы простых людей, которых охраняет» (А. Зазулин, 1979).
 .

.
Если защиту капитана Жеглова руководством МВД можно объяснить корпоративной солидарностью, то цех кинокритики сражался за него как за элемент драматургии, возвысивший экранизацию над первоисточником – повестью братьев Вайнеров:
 .
«В газетных рецензиях, а ещё больше в стихийных зрительских дискуссиях часто слышалось суждение, что в фильме по сравнению с романом «Эра милосердия», который лёг в основу картины, Жеглов улучшен, обелён, сделан более привлекательным, нежели в книге, - отмечал кинокритик Валентин Михалкович. - Конечно, в появлении такого мнения немалая заслуга актёра В. Высоцкого, обаяние которого заставляло порой закрывать глаза на те свойства Жеглова, которые при чтении книги вызывали неприязнь. (…) Отрицательных моментов даже у экранного Жеглова достаточно, и дело не в том, что авторы его обелили, а в том, что сделали более выразительной и ощутимой противоречивость его отношения к делу, которое Жеглов избрал для себя – к защите справедливости, придали ещё большую выразительность и весомость плюсам и минусам его позиции. В защите справедливости Жеглов максималист. Он не бездушен, он чуток к людям, но только к тем, которые не нарушили, не преступили закон, к ним он проявляет воистину рыцарское благородство. С преступившими же Глеб Жеглов беспощаден, не знает ни снисхождения, ни жалости. (…) Арест Груздева – это прямое следствие и ещё одна демонстрация максимализма Жеглова. Человек, хотя бы чуть-чуть прикоснувшийся к преступлению, для него уже не заслуживает никакого иного отношения, кроме открытой вражды и жгучей неприязни. Эта вражда остаётся и тогда, когда юридические обвинения от доктора отведены – в глазах Жеглова всё равно на Груздеве лежит доля моральной ответственности за смерть бывшей жены» (В. Михалкович. Меч и весы. – в журнале «Телевидение и радиовещание», №2 1980 г.).
 .
Неистовость Жеглова слишком бросалась в глаза, её невозможно было игнорировать, пропустить, списать на непростой характер, ибо вела к служебным перегибам и напоминала старшему поколению о тяжёлой длани карательных органов в сталинское время. И всё же, на взгляд кинокритиков, это свойство Глеба Жеглова оправдывалась тем, что персонаж не укладывался в простые схемы. Он был живой, настоящий, в него зритель верил как в подлинного героя, сложенного не из литературных формул, а из нервов, рвущихся жил, хриплого голоса, из дерзости (иногда в лицо начальству), из смекалки и жизненного опыта. Благодаря этим качествам Жеглов Высоцкого смотрелся на голову выше своих коллег, человеком почти выдающимся, и при этом он удивительно вписывался в эпоху, был тем самым «винтиком» машины правосудия.
.

 .
«Его жестокость – оборотная сторона доброты, а предвзятость – ненависти к убийцам, - рассуждал Всеволод Ревич. - Нет, мы не оправдываем Жеглова, но не можем не видеть, что его служебное рвение объясняется не поисками начальственной ласки. Кроме того, он не только бескорыстно предан делу, он ещё и умеет его делать. Он не только отважен, но и умён, находчив… Зритель детективных историй не очень привык к таким несхематичным образам, но этим объясняется и всеобщий интерес к работе Высоцкого. И разговоры, которые после просмотра велись вокруг образа Жеглова, имели не авантюрно-детективное, а морально-этическое направление» (В. Ревич, 1983).
 .
Кинокритик отказывался ставить вопрос ребром:
 .
«…Неправомерен в принципе вопрос: положительный герой Жеглов или отрицательный. Жеглов добр и зол, даже жесток, душевно щедр и мрачно подозрителен, он может расположить к сентиментальности и выкинуть бестактную шутку с товарищем или быть недопустимо грубым с подследственным, который целиком находится в его власти, - продолжал В. Ревич. - Жеглов убеждён, что в борьбе с преступниками хороши все средства, лишь бы они быстрее приводили к цели. Цель благородна: избавить честных людей от убийц и грабителей. И разве не стоит ради этой цели подбросить кошелёк в карман задержанному воришке, чтобы наверняка «расколоть» его? (...) Мастерство, проявленное В. Высоцким, в том и состоит, что его Жеглов всегда искренен, что противоречивые черты присутствуют в характере героя одновременно и словно вытекают друг из друга» (В. Ревич, 1983).
 .
Невозможно изъять из образа Жеглова, каким его сыграл Высоцкий, хотя бы одну из черт. Глеб Жеглов и опасен и притягателен своим напором, сметающим всё наносное и мелкое. Фраза «вор должен сидеть в тюрьме!» в устах актёра Высоцкого стала коронной – чуть ли не народным лозунгом, который можно написать на кумачовом транспаранте ко Дню милиции. Но вот её продолжение – «…и не важно, каким способом я его туда упрячу» – приемлемо не для всех.
 .
Таков капитан Жеглов, начальник отдела борьбы с бандитизмом Московского уголовного розыска образца 1945 года. Трудно представить милицейского сыщика более органичного своему времени, несмотря на то, что Жеглов родился не на страницах послевоенной прозы, а десятилетия спустя в романе «Эра милосердия». По идее, столь яркий сыщик должен казаться белой вороной – работники угрозыска в ту пору являлись на экран в наглухо застёгнутом кителе. Он же словно из гангстерского нуар-фильма – щеголяет в кожаном плаще, широкополой шляпе, носит пиджак в полоску да гражданские брюки заправляет в хромовые сапоги. Его мимоходом оброненную реплику о парадном мундире: «Это у меня вроде домашней пижамы, никогда не носил, да, наверное, и не придётся», - можно принять за кощунство, если бы ни приватная обстановка, в которых эти слова произнесены.
 .
Фокус в том, что образ Жеглова наполовину соткан из ретроспективного взгляда 1970-х на послевоенное время. Советскому кинематографу так называемой эпохи «застоя» вдруг открылась другая сторона вещей: оказалось, что сталинская эпоха (как любая другая) имеет свой «бэкграунд», не только романтический, трагический или комический, но и чисто бытовой, что герои это люди, которые тоже живут – в скромных квартирах и коммуналках, преодолевая ежедневные трудности...
.
.


------------------------
продолжение следует
Comments 
26th-Nov-2017 07:20 pm (UTC)
Очень рад что возвращаетесь к классике ))

Нынче принято ругать Шарапова, точней актёра Конкина. И не такой, и не похож и слишком интеллигентен, и слишком пафосен. И вообще, никто бы с таким в разведку не пошел, особенно, стреляный воробей Левченко.
А мне нравится этот дуэт (возможно в силу привычки). Другого представить не смогу.
Кстати, когда я жил еще в Южно-Сахалинске, Конкин привозил к нам спектакль «Собачье сердце» в котором он играл Преображенского. А еще там был занят Андрей Федорцов. Можно было увидеть на одной сцене Володю Шарапова и Васю Рогова. Такая вот связь времён )))
26th-Nov-2017 07:23 pm (UTC)
Душа просила и требовала продолжения банкета - пира духа :)

Согласен насчёт Шарапова. О нём речь ещё впереди.
Странно, что мы не видим Конкина в новым киноролях. Такое впечатление, что он поставил крест на своём романе с кино, так сказать, с принципиальных позиций.

Edited at 2017-11-26 07:35 pm (UTC)
26th-Nov-2017 07:38 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
26th-Nov-2017 07:44 pm (UTC)
Спасибо! :)
26th-Nov-2017 07:54 pm (UTC)
Пожалуйста :)
26th-Nov-2017 08:53 pm (UTC)
Жеглов - глубоко отрицательный персонаж. Именно поэтому, авторы нигде и никогда его более не упоминали. А Шарапов частенько появлялся в их произведениях в дальнейшем.
26th-Nov-2017 08:55 pm (UTC)
Глубоко отрицательный персонаж это Фокс, это Горбатый. А Жеглов совсем другой.
26th-Nov-2017 09:54 pm (UTC)
Не понимаю наездов на Шарапова. Он и по книге такой. С самого начала. И Конкин тут прекрасно показал вояку-разведчика, с черно-белым мышлением, попавшего на службу в милицию, где не все так просто.
26th-Nov-2017 10:07 pm (UTC)
Согласен. Но что интересно, эта критика Шарапова-Конкина появилась уже сразу после премьеры (о чём будет упомянуто в следующей части). Правда, далеко не все рецензенты считали, что Конкин не подходит.
27th-Nov-2017 01:05 am (UTC)
Я подозреваю, что зрительское недовольство работой Конкина в этой роли может быть связана вот с чем. Шарапов - вроде бы как носитель правильного (авторского, зрительского) мнения о правомочности подкидывания кошельков и т.д., но выглядит он не то что менее убедительно, а просто не так колоритно, как герой Высоцкого. Иными словами, он выступает недостаточно сильным защитником правильной позиции, и зрители не прощают этого актеру.
28th-Nov-2017 01:17 am (UTC)
Да, пожалуй, этот мотив играет свою роль.
27th-Nov-2017 01:52 am (UTC)
В роли Жеглова сложно представить кого-то другого, кроме Высоцкого.
27th-Nov-2017 01:54 am (UTC)
Это верно. Какой неимоверный объём смыслов вдохнул в роль!
27th-Nov-2017 07:16 am (UTC)
спасибо!
27th-Nov-2017 08:33 pm (UTC)
пожалуйста!
27th-Nov-2017 07:20 am (UTC)
Отличная статья! Жду продолжения)
27th-Nov-2017 08:33 pm (UTC)
Благодарю :)
This page was loaded Aug 18th 2019, 3:28 am GMT.