?

Log in

No account? Create an account
Alexander Sedov
Интеллектуальное одиночество Штирлица 
31st-Oct-2017 09:37 pm
Алек Morse

Интеллектуальное одиночество Штирлица
Киногерои у камина
Александр СЕДОВ (с) эссе / октябрь 2017 г.
 .
До Штирлица на советском экране засветилось немало наших разведчиков, но ни в одном из них так ярко не проявилось интеллектуальное одиночество, как в герое Вячеслава Тихонова. Режиссёр Лиознова включила в сериал эпизод, который в повести Юлиана Семёнова отсутствовал – склонившись над столом, Штирлиц молча раскладывает из спичек фигурки зверюшек. Невидимая работа мысли обрела на экране зримый образ.
 .
Интеллектуальное одиночество этого киногероя было подчёркнуто эстетизировано. Его воротнички были безупречны, а манеры безукоризненны. Штирлиц не крался по подворотням, не лазил по подвалам. Большей частью его активность была связана с бумажной работой в офисе, посиделками в кафе, прогулками по музеям, где он назначал встречи агентам. Мы регулярно видим его то на светских раутах с представителями партийной верхушки, то на футболе с «коллегами» по гестапо. Даже бродя по лесу в предместьях Берлина, где он отдыхает душой от интриг и конспирологии, предаваясь тоске по родине, он предельно аккуратен и предупредителен с фрау Заурих, одинокой старухой, которую наш разведчик берёт с собой в качестве «шпионского прикрытия». У порывов души тоже должно быть алиби на случай провала.
 .
Штирлиц ежесекундно пребывал во враждебном окружении. Его натренированная душа залегала на самое дно и там замирала, стараясь ни в чём не выдать себя. Так было, когда Штирлиц шёл по коридору Рейхсканцелярии. И так было на просмотре глупой комедии в кинотеатре. Так было на свиданье в археологическом музее. И за чашкой кофе в «Элефанте». Так было и в разговорах с «коллегами». И даже в собственном Мерседесе, когда Штирлиц наклеивал себе усы. Он транслировал нам с экрана эталон мужественного поведения – фигуру публичного одиночества.
 .
Штирлиц-Исаев словно подхватил прерванный монолог князя Андрея Болконского из экранизации «Войны и мира», только молча, не уступая герою Толстого величиной своего характера.
 .
Однако философом не был, и биться над тайнами мироздания ему, в общем, было некогда. В разработке у него находились дела вполне конкретных исторических лиц, от которых судьба мироздания в некотором смысле зависела. Сам же он существовал внутри однажды доказанной себе теоремы – на чьей стороне он сражается и ради чего живёт, и с этой точки зрения он оставался безупречным практиком.
 .
Безупречным настолько, что иногда, на взгляд кинокритиков, представал вершителем истории:
 .
«Каждый шаг даётся Штирлицу напряжённым трудом: его подвиг – это подвиг мысли. Он разведчик-стратег, разведчик-учёный, - отмечала Б. Иванова в газете «Красная звезда», печатном органе министерства обороны СССР. - …Его сражения были не там, где в грохоте и сполохах пламени, во всеоружии мощной техники двадцатого века сталкивались армии. Где, соскочив с танка, в отчаянном рукопашном бою сходятся один на один солдаты. Его сражения были тихими. Но тихая война Максима Исаева отдавалась громовым актом. Битвы проигрывались, не начавшись, - их тщательно продуманные тайны обезвреживались и обесценивались. Генералы терялись в недоумении. А дипломаты, в чьих портфелях покоится подчас будущее тысяч людей, вдруг начинали путаться в привычной игре: отлично задуманный пасьянс, где на карту ставились человеческие жизни, почему-то не складывался.
 .
Между тем советский разведчик, полковник Исаев, уверенно ступал по затаившемуся в ночных бомбёжках Берлину. Спокойно входил в самые высокие кабинеты и самые страшные застенки… Он жил в уютном особняке, в тихом пригороде столицы – штандартенфюрер СС Штирлиц, один из подручных, едва ли не правая рука главы фашисткой контрразведки всесильного Вальтера Шеленберга. Таким был Штирлиц для всех…» (Б. Иванова. Уроки мужества; - в газете «Красная звезда», 26 августа, 1976)
 .
Предвидя этот перехлёст зрительского восприятия, режиссёр Лиознова заранее предусмотрела способ уравновесить «мифогеничность» главного героя, включив в шпионскую драму куски кинохроники. Каждое из семнадцати мгновений (а это конкретные дни весны 1945 года) иллюстрированы военными сводками о ходе боевых действий. Но получилось так, что кинодокумент, вмонтированный в паузы между похождениями разведчика, только подкрепил весомость Штирлица как фигуры «исторической». Не раз ворчали недовольные историки, что сериал создаёт ложное впечатление у зрителя, будто войну выиграл один Штирлиц, лицо, кстати говоря, вымышленное. Однако сила талантливого фильма оказалась такова, что со временем «Семнадцать мгновений» превратились едва ли не в главный сериал про Великую Отечественную войну. Его неизменно ставят на 9 мая сразу несколько телеканалов, он популярнее киноэпоса Юрия Озерова «Освобождение» - фильма по-своему гениального.
 .
Почему так произошло? Почему во многом кабинетная драма одержала победу над масштабным кинополотном, где ревут танки и сходятся в атаках полки? Только ли дело в мере таланта? Мне кажется, дело здесь в том, что в сериале «Семнадцать мгновений весны» катастрофа ХХ века осмысливается не надмирным разумом, не окидывается взглядом с бреющего полёта над полями сражений. А исследуется сознанием близким зрителю, конкретным героем, знающим как столь ужасное событие удержать в голове, то есть по сути, сыщиком – эдаким Шерлоком Холмсом, который рассматривает вторую мировую войну как запутанное дело, преступление, у которого есть авторы, исполнители, свидетели и жертвы. Голос за кадром предвосхищает судебный процесс в Нюрнберге – суд истории. Также и Шерлок Холмс предвосхищает судебный финал для главного своего врага – профессора Мориарти. И, вот совпадение, Мориарти, как и Гитлер, уходит от гласного судебного возмездия, но на скамью подсудимых попадают члены их шаек. В заключительной серии для Штирлица это знание ещё впереди, а пока: «…он возвращается в Берлин работать».
 
Comments 
31st-Oct-2017 04:59 pm (UTC)
«Освобождение» - фильма по-своему гениального" - ?????????
31st-Oct-2017 05:05 pm (UTC)
Несомненно. Киноэпос.
Произведение, может быть, неровное в художественном плане, но, в общем, беспрецедентное по масштабу, включающее в себя как реконструкции величайших битв Великой Отечественной, так и человеческие драмы крупным планом.
31st-Oct-2017 06:07 pm (UTC)
А я вот поддержу мысль о том, что Освобождение - это гениальный фильм. Здесь ведь возникает сразу вопрос: какой линейкой эту гениальность мерить? С одной стороны можно довериться общественному мнению, авторитетным заключениям кинокритиков, искусствоведов и киноисториков. А с другой стороны, ориентироваться на свое собственное восприятие и иметь свое локальное мнение без претензий на абсолютную истину. Впервые я увидел этот фильм, наверное, когда мне было лет 8-9 и потом я его смотрел неоднократно и даже в кинотеатре несколько серий. И для меня он был таким же "культовым" как и любимый фильм про войну всех советских детей 70-х - "Четыре танкиста и собака". Надеюсь, это сравнение ни чьи чувства не задело.

И еще хотелось бы сказать, что не стоит сравнивать и ранжировать фильмы по популярности, это не очень объективный и чисто механический подход к искусству.
31st-Oct-2017 06:15 pm (UTC)
Специально ранжировать не предполагал, просто мы, так сказать, оказались перед вот таким социологическим фактом.

Кстати, кинокритик в "Красной звезде", я думаю, вольно или невольно сопоставила оба эти фильма - "17 мгновений" и "Освобождение", упомянув про эпизод из фильма про Курскую битву:

"где в грохоте и сполохах пламени, во всеоружии мощной техники двадцатого века сталкивались армии. Где, соскочив с танка, в отчаянном рукопашном бою сходятся один на один солдаты".
31st-Oct-2017 06:48 pm (UTC)
Только не гестапо, не Рейхсканцелярии, не археологии и «Девушка моей мечты» - не глупая комедия.
31st-Oct-2017 06:53 pm (UTC)
Музей природоведения почти тоже самое. Во всяком случае, археологический отдел там есть. И достаточно посмотреть на лицо Штирлица, чтобы убедиться, что комедия глупая.
31st-Oct-2017 11:33 pm (UTC)
Фрау Заурих - шпионское прикрытие? С чего бы вдруг? Никогда не думал о ней в таком ключе.
3rd-Nov-2017 07:36 pm (UTC)
А в каком ключе Вы о ней думали? Как о шахматном партнёре? :)

Я не думала ни в каком - просто постоянно ощущала, что Штирлиц всё время одинок, в том числе и с фрау Заурих.
Поэтому Алек, скорее всего, прав: она для Ш. своего рода прикрытие - имитация человеческих связей. Должны же быть у живого человека контакты помимо работы.
Он, конечно, к ней хорошо относится, но... и только.
1st-Nov-2017 12:20 am (UTC)
Как похожи их профили! Никогда не замечала)
2nd-Nov-2017 12:36 am (UTC)
На фоне каминов особенно ;)
1st-Nov-2017 07:04 am (UTC)
Штирлиц ежесекундно пребывал во враждебном окружении. Его натренированная душа залегала на самое дно и там замирала, стараясь ни в чём не выдать себя.
Зрители это заметили,не зря потом появился анекдот про Штирлица и 23е февраля)
1st-Nov-2017 07:28 pm (UTC)
:)
Ну, допустим, обстебали его еще до съемки - см. оригинальный Стартрек, 2-21 ("Patterns of Force").

Edited at 2017-11-01 07:29 pm (UTC)
1st-Nov-2017 06:08 pm (UTC)
Простите, опечатка "Болконского".
Спасибо, интересно.
2nd-Nov-2017 12:34 am (UTC)
Благодарю.
Каждый раз думаю, как не перепутать букву - реального Волконского с Болконским...
2nd-Nov-2017 02:20 pm (UTC)
Замечательна параллель Штирлица с Холмсом. Никогда не приходила в голову, а удивительно точна!
2nd-Nov-2017 04:48 pm (UTC)
Спасибо.
3rd-Nov-2017 06:50 am (UTC)
Какой красивый текст! "У порывов души тоже должно быть алиби на случай провала" - запомню на всю жизнь:)
3rd-Nov-2017 07:39 am (UTC)
Благодарю :)
3rd-Nov-2017 07:38 pm (UTC)
Какие два интеллектуальных красавца...
Ушла плакать.
3rd-Nov-2017 07:55 pm (UTC)
"Зачем же плакать? Давайте веселиться" (с)
6th-Nov-2017 10:35 am (UTC) - Самое интересное за неделю во френдленте (30.10-05.11)
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «Самое интересное за неделю во френдленте (30.10-05.11)» в контексте: [...] 2. Анализируя психологический портрет Штирлица, находит [...]
6th-Nov-2017 04:10 pm (UTC) - Самое интересное за неделю во френдленте (30.10-05.11)
Пользователь a_garvey сослался на вашу запись в своей записи «Самое интересное за неделю во френдленте (30.10-05.11)» в контексте: [...] 2. Анализируя психологический портрет Штирлица, находит [...]
24th-Dec-2017 12:33 pm (UTC)
газета Телевидение и радиовещание, март 1987 с повтором 17 мгновений

https://img-fotki.yandex.ru/get/9153/166203695.9b/0_19d698_dcdaac46_orig.jpg
24th-Dec-2017 12:44 pm (UTC)
This page was loaded Aug 18th 2019, 2:50 am GMT.