Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Уральская индустриальная биеннале - 2017


Весь авангард за вечер
Заметки с выставки
А. С., октябрь 2017 г.
 .
Побывал 30 сентября на Уральской индустриальной биеннале, а именно на вечере, посвящённом судьбе авангарда в России и СССР в ХХ веке. Бывшее здание Приборостроительного завода - основная площадка.
 .
Здесь когда-то работал мой дядя, собирал разные элементы авионики.
Говорят, само производство вместе с заводом переносят из центра Екатеринбурга куда-то за город. Обычная история - девелоперы ликуют. Что с этим здании на берегу Городского пруда станется - никто точно не знает. Но, похоже, в покое его не оставят. Городские власти рассматривают несколько проектов реконструкции и перестройки, вплоть до строительства на его месте очередного небоскрёба (1 вариант). Или переделка здания под элитное жильё с полным переоформлением внешности: из поджарого пролетарского - хотят вылепить псевдо-барокко (2 вариант). Лично мне вид Приборостроительного завода нравится без украшательств - строгий и гармоничный, хорошо смотрится с другого берега пруда. Было бы жаль потерять этот вид, обменять на не-пойми-нечто.
 .
Изначально здание предназначалось областной библиотеке (хорошая идея - открыть библиотеку на берегу Городского пруда). Но вмешалась Великая Отечественная война, и недостроенные корпуса отвели под эвакуированный завод. Соответственно, многое переделали и перестроили. Областную библиотеку после войны поселили в другом здании.
 .
Сегодня завод из здания выселен. В нём спешно провели косметический ремонт: поломали перегородки узких кабинетов, все стены грубо заштукатурили белой краской. Дёшево и сердито - как раз для выставочного пространства современного искусства.
 .
.
.

.
Развешены экспозиции, посвящённые архитектуре конструктивизма, есть выставка и о самом заводе и его сотрудниках. Экспозициями заведует Уральский филиал ГЦСИ.
 .

.
Субботний вечер состоял из трёх актов:
1) 25-минутный док. фильм об истории авангарда в нашем отечестве (подготовлен проектом "Арзамас");
2) лекция видного московского искусствоведа Андрея Сарабьянова "Абстракция и беспредметность в русском авангарде" (особо были упомянуты имена Кандинского, Малевича, Гончаровой, Клюна);
3) концерт авангардной музыки 1900-1920 гг. в исполнении приглашённого квинтета.
 .

.

.
В целом, вечер удался, хотя не всем достались стулья (а облокачиваться на свежевыбеленные стены было неразумно).
 .
Представленный фильм (который, как было сказано, можно найти в и-нете) был сделан лихо и информативно. Начался он (фильм, а не авангард!) с картин художников-передвижников в стиле критического реализма. Помните «Бурлаков на Волге» и «Русскую тройку», где дети тянут сани с бочкой? И по контрасту вопрос: как от этого можно перейти к совершенно другому – к «Чёрному квадрату»? А закончился фильм акцией голого концептуалиста Олега Кулика, который покусал арт-критика.
 .
Во многих своих оценках фильм спрямлял углы. Два момента меня смутили. Для того, чтобы контрастнее подать искусство авангарда, о соцреализме было сказано:
1 - "Соцреализм - первое в истории искусство, которое исключает критику действительности"
2 - "Что-то лирическое смогло прижиться в искусстве соцреализма только после войны".
И, кажется, в фильме ни разу не показали картин Александра Дейнеки.
 .
К сказанному надо добавить, что весь проект по продвижению авангарда в массы и в регионы спонсирует фонд Потанина.
Tags: ekaterinburg, photos, высокое искусство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments