Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Детское кино и сила денег

Ниже мой текст и опрос.

Оригинал взят у alek_morse в Детское кино и сила денег

.

Детское кино и сила денег
Несколько слов о финансах и альянсах
Александр СЕДОВ (с) заметки по поводу / май 2017 г.
 .
В программе «Отражение» (канал ОТР) регулярно бывают интересные гости, и они высказывают неординарные мысли. Очередным таким спикером несколько дней назад стал Александр Карпиловский, режиссёр фильма «Частное пионерское», и говорил он, разумеется, об отечественном детском кино – о его нынешнем состоянии и, конечно, о необходимости его спасения.
 .
Тема эта, нисколько не утратив актуальности, давно потеряла всякую оригинальность. Превратилась в банальный набор идей, концептов и сюжетов, наподобие трёх сосен, вокруг которых бродит каждый уважающий себя эксперт. Обязательно произносятся слова о том, что детского кинематографа на данный момент в России нет, и этот момент продолжается уже четверть века. Несколько фильмов, которые на свой страх и риск ежегодно снимают отдельные режиссёры, - не в счёт. Редко какие из этих картин становятся событием. А уж в прокат попадают редчайшие экземпляры – и то, идут в кинотеатрах через пень колоду, практически не собирая кассу. Министерство культуры глухо к стонам режиссёров-энтузиастов, и выделяет деньги на любую ерунду – только не на хорошее детское кино. Большие федеральные телеканалы вообще забыли, что есть (точнее был) такой зверь «фильм для детей». Хотя в советские времена существовала постоянная рубрика с таким названием на 1-ой общесоюзной программе.
 .
Всё это – правда. И всё это в очередной раз, и очень эмоционально было сказано гостем. Телеведущие искренне и глубоко сочувствовали - детям, родителям и режиссёрам.
 .
Если бы могущественный и недобрый волшебник перенёс участников этого разговора в прошлое, куда-нибудь лет через пять после распада СССР, скажем, в 1997 год, суть и форма обсуждения, наверное, не изменилась. Но «опять двадцать пять» - ровно столько прошло лет, и чародей времени беззвучно смеётся за кадром над бесконечным повтором пьесы.
 .
Очередное выступление на тему спасения детского кино, возможно, не стоило бы подробного комментария. Если бы не новый поворот темы. Александр Карпиловский призвал создать отдельный телевизионный канал, где регулярно крутили бы новые фильмы для детей. Телесериалы спасут детский кинематограф, - заявил режиссёр. И, не дав опомниться, добавил, что главным препятствием для создания подобного телеканала (и сериалов для детей в частности) является закон, запрещающий размещать в телевизионной продукции, предназначенной детям, рекламу. Закон надо изменить, - подытожил Карпиловский, - уж лучше меньшее зло – реклама, чем почти полное отсутствие детского кино.
 .
Не думаю, что эта инициатива родилась экспромтом. Подозреваю, что над идеей создания телеканала, Карпиловский размышлял не раз. Вариантов решения проблемы под названием «детское кино» - ограниченное число, и все эти решения давно обмозгованы и передуманы. Только проблема с места почти не двигается.
 .
Во имя благородной миссии режиссёр Александр Карпиловский предлагает опереться на великую силу рекламы как на «меньшее зло». Рекламный капитал сдвинет камень с дороги, и потекут на экран вместе с фильмами для детей ролики про шоколад и игрушки. Вообразите, каждые десять минут киносказка про добро и зло будет уходить на перерыв, чтобы склонить юную душу в пользу томатного сока. Истории о дружбе и предательстве будут прерываться объявлениями о распродаже спортивных костюмов. А битва между бескорыстием и соблазнами, в конце концов, завершиться рекламой соблазнов. Непростая коллизия, достойная фильма-антиутопии. Фильм Карпиловского «Частное пионерское» будет регулярно замирать, пока юные пионеры, не выходя из образа, прославляют чупа-чупс и семейный отдых в аквапарке. Знакомая схема. Вспомним хрестоматийный пример с сериалом «Мастер и Маргарита», когда в рекламных паузах актриса Анна Ковальчук рекламировала крем.
 .
Хорошо, допустим, найдут вариант с многократно «уменьшенным злом» - до гомеопатической дозы. Реклама на таком канале будет не каждые десять минут, а только между программами, с жёсткими ограничениями, включая, тематические и возрастные. Но будет ли интересен такой вариант спонсорам? Сумеет ли дирекция выполнить задачу – принести прибыль?
 .
Разумеется, что к такому сценарию режиссёр Карпиловский склонился не от хорошей жизни. Да и выгоды подобного телеканала очевидны – хотя бы системностью подхода. Невозможно, регулярно снимать хорошие фильмы для детей, находясь между небом и землёй, в подвешенном состоянии с организационной точки зрения. К тому же Карпиловский прав, когда утверждает, что вывести детский кинематограф из глубокой ямы может только телевизионное кино. Напомню, что многие советские хиты, такие как «Гостья из будущего», «Приключения электроника», «Приключения Буратино» и др. были сняты для телевидения. Правда, с жанром сериала я бы заигрывал крайне осторожно, учитывая, как сериальный конвейер умеет девальвировать сюжеты, понижать актёрскую игру, упрощать режиссёрское и сценарное мастерство.
 .
Мне кажется, что главная проблема пробуксовки детского кинематографа не в отсутствии специального телеканала – каналов как раз в избытке, в том числе детских. Зачем лишний раз умножать сущности? Проблема в отсутствии системного подхода, который касается всей цепочки от производства фильма до показа. Специальный телеканал, разумеется, кажется панацеей, но совсем не обязательно, что он таковым станет. Это скорее паллиатив. Или только один из инструментов.
 .
Во имя спасения детского кино Александр Карпиловский согласен на «меньшее зло». Однако, на мой взгляд, это признание собственного бессилия перед непреодолимой силой обстоятельств, а сегодня такая сила – деньги. Один режиссёр в поле не воин: заставить федеральные каналы регулярно показывать детское кино он не может, наладить финансирование фильмов – тоже. Остаётся опереться на силу частного капитала, который сам пробьёт для детского кино дорогу, создаст индустрию. Но можно ли надеется, что реклама на детском канале будет «цивилизованной», не будет настырно лезть в глаза всплывающими заставками и агрессивным маркетингом? Капитал, как известно, не терпит преград, необычайно хитёр и креативен. Вечная проблема, которой уже двадцать пять лет. Возможен ли тут практический и достойный компромисс? У меня нет ответа, но есть большие сомнения. Мне представляется странной такая педагогика – ради воспитания детей вменять им просмотр рекламы.
 .
Где-то в середине беседы Карпиловский упомянул, что закончив в 1999 году высшие режиссёрские курсы, он пришёл на студию имени Горького:
 .
- Что вам? – спросили на центральной студии детских и юношеских фильмов.
- Хочу снимать фильмы для детей, - сказал он.
- Да вы с ума сошли! – ответили на студии.
 .
С тех пор их дорожки не пересекались – сотрудничество режиссёра и специализированной студии так и не наладилось. И свои фильмы «Частное пионерское», «Частное пионерское-2» и «Частное пионерское-3» он снял без помощи этой старейшей киностудии. И я, откровенно говоря, не слышал с тех пор о грандиозных достижениях студии Горького на ниве просвещения и развлечения детей и юношества. Зато уже четверть века эта организация успешно сдаёт в аренду помещения под студии телевизионные. Так, может, для начала на киностудии что-нибудь подправить?
.
.
------------------------------
Предлагаю принять участие в опросе. Вопрос очень простой.

Poll #2067421 Нужен ли специальный телеканал детских сериалов, но с рекламой?

Нужен ли специальный телеканал детских сериалов, но с рекламой?

Да, нужен
5(21.7%)
Нет, не нужен
18(78.3%)
Tags: link, movie, opinion, television, tv, Новый_Контекст, кино, мнение
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments