?

Log in

No account? Create an account
Alexander Sedov
О фильме "Время первых" 
24th-Apr-2017 09:48 pm
Алек Morse

Дверь в космос
О фильме «Время первых»
Александр СЕДОВ (с) рецензия / апрель 2017 г.
 .
О съёмках этого фильма было известно давно. Говорилось, что за кинопроект взялись такие «тяжеловесы» как Тимур Бекмамбетов и Евгений Миронов. Правда, жизнь не раз доказывала, что грандиозность замысла и прожженные профи – ещё не гарантия хорошего кино. А выбранная тема, как легко догадаться, таила множество подводных камней: начиная с задачи технической – создание эффекта невесомости, до задачи художественной – перевод документального материала на язык кино. Дополнительную сложность придавало то обстоятельство, что главный герой фильма – космонавт Алексей Леонов – не просто жив и здоров, а ещё и выступает консультантом проекта. Постановщикам предстояло быль превратить в легенду.
 .
Первая сцена подарила сильный аргумент в пользу авторов фильма, в частности, что режиссёр Дмитрий Киселёв (режиссёр фильма «Ёлки-1914» и сорежиссёр «Чёрной молнии») умеет мыслить крупной метафорой. Начинается фильм с красиво снятой сцены – с поэтического образа, из мира детства. Пятилетний Алёша Леонов бежит по ночному полю среди трав и светлячков, но вот земля опрокидывается, пацанёнок отрывается от тверди, зависает в пространстве между земной колыбелью и звёздным космосом. Эта тема с разными вариациями не раз повторится в фильме...
 .
Главный сюрприз фильма – актёр Владимир Ильин в роли генерального конструктора. Зритель давно привык к Сергею Королёву как к «монументальному» историческому лицу из кинохроники: крупный, с большой головой и широкой грудью человек. В облике Королёва виделось что-то исконно богатырское – и это соответствовало грандиозности задач, которые решал его организаторский гений. В сыгранном Ильине генеральном конструкторе остались покатые плечи, но фигура стала приземлённой, будто земная гравитация давит на него сильнее, чем на окружающих. Красные от недосыпа глаза на усталом, почти сером лице, говорят всё время об одном – «надо успеть, надо успеть». Собственно, уже первое появление Королёва в фильме пронизано этой мыслью: конструктор приезжает в цех сборки ракеты, шагает к стенду с графиками, там он зачёркивает намеченные даты «1966» и «1967» и жирно обводит новую – «1965». Нельзя позволить американцам нас опередить, первый выход человека в открытый космос должен быть наш!
 .

.
У Владимира Ильина бывали очень разноплановые, пёстрые роли: жулики, простаки, милиционеры, частные сыщики, врачи, пациенты, военноначальники, включая полководца Кутузова. Но все они сливались с естественной органикой актёра – с округлостью фигуры и живостью характера. Конструктор Королёв в его исполнении потребовал эту самую органику усмирить, примерить пиджак со своего богатырского плеча. Присущая актёру суетность движений испарилась, взамен появилась замедленность, даже застылость, которая говорит о возложенном на героя пудовом грузе ответственности. Артист сыграл блестяще, но меня не покидало чувство, что вижу я не Королёва, а переодетого актёра Ильина. Эффекта полного перевоплощения не произошло – слишком очевидна разница между «человеком из кинохроники» и актёром.
 .

.
Евгений Миронов лет двадцать как вышел из возраста своего героя. Это обстоятельство недовольные зрители успели поставить в минус, дескать, а почему снова Миронов? дорогу молодым! Тем не менее, в роли тридцатилетнего Алексея Леонова он вполне органичен. У актёра и его прототипа действительно есть нечто общее не только в лице, но и в характере – какая-то озорная хитринка, не дающая спокойно жить ни себе, ни окружающим. Оба – подвижные натуры, умеют расположить к себе, быстро сойтись с людьми. И то, что прототип и актёр нашли друг друга, по-моему, удача фильма. Другой вопрос, что чисто актёрского открытия на этот раз у Евгения Миронова не случилось – где-то мы уже видели его таким. Что-то он взял от наивного романтика-простака из фильма «Космос как предчувствие», что-то от находчивого контрразведчика из фильма «В августе 1944-го…» и так далее.
 .
На контрасте напарник главного героя – космонавт Павел Беляев, вечно смурной и всем недовольный, каким его играет Константин Хабенский. Тут тоже без открытий, иногда кажется, что он перебарщивает с «плохим настроением» своего персонажа – ну невозможно всё время скрипеть зубами: «Сделаю, как прикажут».
 .

.
По законам драматургии эти разные потенциалы сталкиваясь, рождают постоянные конфликты и курьёзы. Неплохой актёрский тандем, в котором всё же мне чего-то не хватило, чтобы безоговорочно поверить в дружбу не разлей вода.
 .
Разумеется, фильм про космос обязан радовать глаз красивыми ракетными стартами и поражающим воображение падением спускаемого аппарата. Всё это в наличии. Ракета, как ей и положено, поднимается в небо вся в дыму, а железный шарик падает, объятый пламенем. Главное блюдо – выход в открытый космос – приготовлено со всем тщанием, демонстрируется как «космическая одиссея» 1965 года. Перед постановщиками стояла интересная инженерная задача – снять центральный эпизод фильма как можно эффектней и в то же время ни на миллиметр не уклониться от реальной партитуры, того как было на самом деле, ведь «кувыркания» Леонова от и до фиксировала кинокамера.
 .

.
После «Звёздных войн» и «Гравитации» удивить чем-то сложно, тут авторам фильма пришлось идти между Сциллой и Харибдой, и документальность соблюсти и увлекательность не растерять. Поэтому заношу в рапорт: с заданием справились на «хорошо».
 .
Фильм «Время первых» я смотрел с удовольствием – ставлю «общий зачёт», но слишком заметны в фильме родимые пятна современного российского кино, которые до боли напоминают недостатки. Немного пройдусь по ним.
 .
Начнём с того, что произносимые актёрами реплики не всегда легко расслышать. Проблема эта не новая и является следствием комплекса причин (о чём я говорил не раз).
 .
Во-первых, это актёрская дикция. Увы, старой школы уже почти нет, а современные артисты полагают, что «и так сойдёт» - они же звёзды и зритель может потрудиться за них, напрячь слух. К сожалению, усилий зрителя бывает недостаточно, так как звук в ряде сцен писали вживую. Нелегко понять, о чём бубнят в скафандрах космонавты, приходится угадывать слова. Игра в натуральный звук простительна какому-нибудь «арт-хаусу», но в жанровом кино подобное техническое упрощение оставляет впечатление как от неряшливой, грязной работы.
 .
Другой заметный недостаток это общее мельтешение образов, деталей, сюжетных поворотов, мизансцен и т.п. Иначе говоря, проблема киноязыка. Картина не сумела выделиться из среднего кинопотока оригинальным «авторским взглядом». Фильму недостаёт художественной значительности. Вряд ли «Время первых» станет классикой, сомневаюсь, что фильм растащат на цитаты, в том числе визуальные (может, за исключением первой сцены). Наоборот, детали иногда заимствованы из конструкторов разных стилей: смешной Брежнев взят из скетч-шоу, бытовые сцены с космонавтами – из мыльных сериалов, пафос – из советского кино большого стиля. Увы, но даже такая яркая метафора с зависанием маленького Алёши Леонова над ночным полем не рассеивает впечатления некоторой суетности картины.
 .
Общим камертоном могла стать музыка, яркая запоминающаяся мелодия, а лучше всего песня. Её мотив логично было провести рефреном сквозь фильм – вполне в духе 1960-х годов. Музыка – прекрасный выразитель времени, она же придаёт времени форму. Это же касается и времени самого фильма – тут музыка исполняет служебную роль, структурирует действие, расставляя собственные акценты в сюжете. Увы, саундтрек фильма «Время первых» грешит обычным для современного российского кино недостатком – он не запоминается. А это значит, что потеряна часть души фильма.
 .
Не стану подробно разбирать мизансцены, которые могли быть выстроены иначе, драматургически острее и ярче по высказыванию. Например, в эпизоде, когда герой Евгения Миронова бежит наперерез чёрной «Волге». В этот момент решается судьба экипажа, но эпизод показан второпях. И, наоборот, репетиция проводов космонавтов, разыгранная для кинохроники, из-за своей невнятности и скомканности производит впечатление аппендикса, который можно удалить.
 .
Все эти недостатки, мне кажется, результат того, что режиссёр Киселёв не нашёл своего авторского ключа к фильму. Многое в фильме «Время первых» смотрится вторичным, где-то уже виденным, повтором без переосмысления. Возможно, указанные в титрах шесть сценаристов просто утонули в биографическом и документальном материале, боясь расстаться с фактами. А в итоге – скороговорка.
 .
Тем не менее, «Время первых» - фильм неплохой. И смотреть его нужно не только тем, кто ищет исторические несоответствия, технические ляпы и проколы драматургии. И не только убеждённым романтикам космоса. Он адресован всем, кто интересуется, как реальные герои истории превращаются в легенду. Жаль, конечно, что этот фильм не стал вровень с легендарной советской лентой «Укрощение огня». И не дотянулся до псевдо-документального фильма-мистификации «Первые на луне» (хоть и затянутого, но остроумного и необычайно выразительного). Ждём вторую попытку – следующий фильм о советских покорителях космоса – «Салют-7», премьера намечена на этот год.

Comments 
24th-Apr-2017 05:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
24th-Apr-2017 05:52 pm (UTC)
Думаю, Сюткин мог бы хорошую песню создать для этого фильма и она органично вписалась бы.
Спасибо за отзыв.
24th-Apr-2017 05:54 pm (UTC)
Пожалуй. Но, как говорится, хорошая мысля приходит апосля, и не создателям картины...
24th-Apr-2017 05:59 pm (UTC)
Мне не понравилось. Режиссера четвертовать.
24th-Apr-2017 08:29 pm (UTC)
Обзор фильма от эксперта по космосу - http://lozga.livejournal.com/144362.html
25th-Apr-2017 12:19 pm (UTC)
Большую часть фильма снял Юрий Быков.

25th-Apr-2017 12:34 pm (UTC)
Может быть. Но всё равно авторской индивидуальности недостаёт.
25th-Apr-2017 02:10 pm (UTC)
Ещё Званцова снимает для Первого канала сериал про космонавтов "Частица Вселенной".
25th-Apr-2017 03:07 pm (UTC)
Не знал. Надо пошурудить информацию.
25th-Apr-2017 03:16 pm (UTC)
Сам только вчера прочитал. :)
На главной Кинотеатра: http://kino-teatr.ru/kino/news/y2017/4-23/11637/
25th-Apr-2017 03:28 pm (UTC)
На современном материале, как вижу. Правильная идея. Посмотрим какое будет исполнение.
25th-Apr-2017 03:10 pm (UTC)
Превосходно, спасибо!
25th-Apr-2017 03:15 pm (UTC)
Благодарю :)
А вы уже посмотрели, что скажите как эксперт?

Читали обзор? - http://lozga.livejournal.com/144362.html
25th-Apr-2017 03:51 pm (UTC)
Не смотрел еще, к сожалению.

Edited at 2017-04-25 03:52 pm (UTC)
25th-Apr-2017 04:04 pm (UTC)
Могучий Вы человек, Александр. Я вот не могу смотреть фильмы с подкладом документализма из времени, которому сам был свидетель. Не могу справиться с чувством "все не так!".
25th-Apr-2017 06:25 pm (UTC)
Ну тут мне "повезло". В 1965 году я ещё не родился.

С другой стороны, художественная условность - великая вещь, если авторы талантливые. Несовпадения простить можно... до какой-то степени, до красной черты.
1st-May-2017 02:32 pm (UTC) - Самое интересное за неделю во френдленте (24.04-30.04)
Пользователь a_garvey сослался на вашу запись в своей записи «Самое интересное за неделю во френдленте (24.04-30.04)» в контексте: [...] смотрится на фоне голливудских космических блокбастеров типа "Гравитации" и, по мнению [...]
2nd-May-2017 07:21 am (UTC) - В центре внимания: "Время первых"
Пользователь altereos сослался на вашу запись в своей записи «В центре внимания: "Время первых"» в контексте: [...] 24 апреля Режиссёр не нашёл своего авторского ключа [...]
16th-May-2017 11:12 am (UTC)
Миронов старше Леонова лет на двадцать, Ильин Королева - лет на десять. В таких случаях всегда хочется крикнуть: не верю! Как бы хорошо ни играли актеры, возраст - такая штука, которую сложно обмануть.
This page was loaded Jun 18th 2019, 1:16 am GMT.