Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Сила гравитации (события недели)

Продолжаю осваивать новый жанр. "Повестка дня" вновь опрашивала экспертов о культурных событиях недели. Коротко можно прочесть на сайте. А здесь мой расширенный комментарий.
.

Сила гравитации
Пять событий недели
Александр СЕДОВ (с) комментарий / март 2017 г.
 .
Вышел в кинопрокат фильм Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли. Давно не видел столь виртуозно сделанную психологическую драму. Как бы не шутили по адресу Безрукова, что он, дескать, переиграл уже всех русских поэтов, а теперь взялся за балетмейстера, должен заметить, что эта роль сыграна блестяще – всем рекомендую идти на этот фильм. Алексей Темников – выдуманный герой, но он так органично вписан в современную действительность, с её «медийной» одержимостью, с её беспощадностью к проигравшим и преклонением перед чемпионами, что при просмотре всё время будоражит мысль: а что если он настоящий? Что если танцор балета Темников, талантище и скандалист, любитель посылать всех и вся, и вправду когда-то выступал в Большом театре? Самое поразительное, пожалуй, что актёр Безруков в этом фильме почти достиг той художественной планки, той запредельной самоотдачи, которой наградил своего героя.
 .
.

.
На этой неделе пришла печальная новость – не стало Лембита Ульфсака, эстонского актёра, снимавшихся во многих советских фильмах: «Легенда о Тиле», «Гибель 31 отдела», «Мэри Поппинс, до свидания!» Нельзя не вспомнить одну из последних его ролей – небольшую, но запоминающуюся роль врача в недавнем фильме Говорухина «Конец прекрасной эпохи», снятом по рассказам Сергея Довлатова. Моё поколение запомнило Лембита Ульфсака, наверное, прежде всего как чудаковатого учёного Паганеля из жюль-верновской экранизации «В поисках капитана Гранта». Казалось, что тот, кто решится сыграть эту роль после Николая Черкасова (Паганель из предыдущей киноверсии), обречён на сравнение не в свою пользу. Однако неунывающий и находчивый очкарик Паганель в исполнении Лембита Ульфсака получился настолько ярким и убедительным, будто сошёл со страниц романа Жюля Верна.
 .

.
Эта неделя подарила нам событие космического масштаба. Имя писателя Владислава Крапивина присвоено одной из малых планет. Насколько я знаю, виновник торжества отнёсся к данному факту вполне благожелательно и с юмором. Отныне персональная планета Владислава Петровича кружит на орбите где-то между Марсом и Юпитером. Мальчишкой я зачитывался книгами Крапивина, а роман «Голубятня на жёлтой поляне» до сих пор перечитываю хотя бы раз в год. Приятно, что звёздный статус писателя теперь подтверждён не только на словах, но и в физическом мире.
 .
В издании “Literratura.org” опубликована рецензия Василия Геронимуса на книгу Инны Домрачевой «Лёгкие. Стихотворения». Далеко не всегда критический отзыв становится событием, но здесь, на мой взгляд, тот самый случай. Большая, очень подробная рецензия на стихи превратилась в диалог с поэтическим универсумом Инны, в попытку, и весьма убедительную, вписать уральского поэта в русский и даже мировой контекст. Приводятся сравнения и параллели с Сергеем Есениным, Иосифом Бродским, с Василием Розановым… Рецензент, что называется, предельно повышает ставки – и поэзия Домрачевой выдерживает эту нагрузку. С другой стороны, поэзию Инны критик связывает с Екатеринбургом, с Уралом сильной метафорической дугой, под гравитацией её стихов словно меняется масштаб, пропорции литературного мира: «Урал огромен, даже необозрим, а значит, поэтически универсален, две столицы локализованы там-то и там-то, а значит – по-своему провинциальны, не всеохватны», - сказано в статье. Я знаком с автором «по жизни», я регулярно читаю тексты Инны Домрачевой в фейсбуке, и могу засвидетельствовать: её стихи – явление мощное, бьющее сразу в сердце, не брезгующее ни иронией, ни сарказмом. «У Инны Домрачевой, - пишет рецензент, - две возможности: либо остаться нормальным человеком, который пишет неплохие, в общем-то, стихи, либо подняться туда, в высокое здание мировой поэзии». После таких слов трудно добавить новые.
 .
Трепетать надоело, подобно лесной осине,
От меня остались вкусные осиновые угли.
Ты поймал меня в клетку, как чёртова льва в пустыне,
Методом инверсивной геометрии. Теперь гугли.

.

.
Также нельзя не упомянуть о новом успехе свердловской анимации. На недавно состоявшемся фестивале в Суздале авторская короткометражка Анны Будановой «Среди чёрных волн» завоевала гран-при. Что характерно – за главный приз боролись две работы, к созданию которых причастны уральцы. Второй претендент, мультфильм «Рыбы, пловцы, корабли» Дмитрия Геллера и Андрея Кулева (сорежиссёр из Болгарии) в итоге получил вторую по значимости награду – как лучший короткометражный профессиональный фильм. Оба фильма можно причислить к поэтическому кинематографу: минимализм рисунка и недосказанность в них преобладают над сюжетом. Это определенно не массовое кино, бессмысленно убеждать всех смотреть эти фильмы. Здесь требуется зритель, который в мультипликации прежде всего ценит не гэги и трюки, а настроение – элегию, меланхолию, выраженную в художественной форме. Эти работы подтверждают ныне существующее разделение, даже эстетический антагонизм между «авторской» и «коммерческой» анимацией – да и на фестивале в Суздале это противостояние оформлено официально, в виде двух конкурсов. Жаль, что эти миры, порой так далеки друг от друга. Взаимные прививки не помешали бы.
.

.

---------------------------------------------
подробнее о призёрах суздальского фестиваля анимации в журнале "Сеанс" (автор Павел Шведов) -
http://seance.ru/blog/animation/
Tags: animation, ekaterinburg, link, literature, movie, opinion, video, Повестка дня, Уральская школа анимации, анимация, кино, мнение, ссылка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 14 comments