Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Перезагрузка детского кино

Предлгаю поговорить о судьбе детского кинематографа в России. Такой разговор тем более уместен, что в декабре 2016 года в Москве намечено проведение круглого стола на эту тему. Ниже я предлагаю заполнить анкету-опросник, выбрав пять любимых советских детских фильмов.
.

Перезагрузка детского кино
Пространные рассуждения перед круглым столом
Александр СЕДОВ (с) заметки / ноябрь 2016 г.
 .
Популярность фильма «Гостья из будущего» феноменальна, хотя и не абсолютна. Есть зрители, мимо которых этот фильм проскочил незамеченным. Как правило, это поколение, которые в 1985-м уже не были детьми, но и взрослыми еще не стали.
 .
Кому-то «Гостья» показалась пресной, надуманной и даже китчем. Некоторые преданные почитатели Кира Булычёва обиделись на авторов фильма за то, что сказка воплотилась на экране неубедительно, тускло, в особенности, по их мнению, из-за малобюджетности пострадал мир Будущего.
 .
«Недовольных» и «равнодушных», которых, всё же, меньшинство, я перечислил только за тем, чтобы тут же удалить их за скобки разговора (как и выдвигаемые ими аргументы). На мой пристрастный взгляд, их реакция на фильм, больше случайна и продиктована каким-то фатальным несовпадением обстоятельств собственной жизни с просмотром «Гостьи», и, надеюсь, этот фатум когда-нибудь от них отступит.
 .

.
Есть еще одна категория критиков и антагонистов – те, кто лучшим фильмом детства называет «Приключения Буратино» (1975). В пику тем, кто таковым считает «Гостью из будущего». Ярче всего их противостояние выявляется в полемике в социальных сетях. Не решусь принять сторону ни одной из этих «футбольных команд», ибо душа моя принимает оба кинопроизведения, причем, именно в качестве вершин. Или, дабы не впасть в ересь рейтинговщины, - как два архетипических кинофеномена, два киномифа.

 .
Третьей вершиной я бы назвал кинодилогию «Москва – Кассиопея / Отроки во Вселенной» (1974), которая, мне кажется, стоит вровень с вышеназванными фильмами. Все три картины со временем обрели статус культовых, начали восприниматься знаменем своего поколения, свидетельством того, что у зрителей этих лент тоже было детство. И чем больше взрослеют преданные фанаты, тем больше им кажется, что любимый фильм – своеобразная квинтэссенция их мира детства.
 .

.

 .
Время парадоксально, а время фильма «Гостья из будущего» парадоксально вдвойне. Как сказал бы Эйнштейн, всё дело в наблюдателе, то есть во мне (в данном случае), так как во время просмотра «Гостьи из будущего» моё «я» раскидано по нескольким мирам, эпохам и временам:
 .
Я – зритель из «сегодня», из текущего настоящего. Но течет это настоящее из прошлого 1985 года, в котором я жил, носил такой же пионерский галстук и такую же школьную форму, и, в общем, был почти ровесником героев. И потому отчасти смотрю на моё «текущее настоящее» оттуда, из реальности 1985 года. А течет моё настоящее – в будущее, которое в фильме обозначено 2084-м годом. И, в общем, это будущее мне тоже не чужое: я подглядел его через слегка приоткрытую дверь машины времени…
 .
Приблизительно так можно описать формулу моего одновременного пребывания вовне и внутри фильма, и, полагаю, этот мой опыт не уникален и, как минимум, к чему-то подобному причастны многие зрители моего поколения.
 .
 .
Итак, мы распрощались со сказкой о настоящем и будущем, каким оно виделось из 1985 года. Минуло двадцать лет – наступило Будущее (как было сказано в одном советском мультфильме), но другое, образца примерно 2005 года. И, вот, новая киносказка о дне сегодняшнем и о том, чему быть и как этого миновать. И, какое совпадение! – главные герои будто повзрослевшие ученики 6 «в». Им около тридцати лет, у них интересная и необычная работа с вызывающими головокружение перспективами. Вечно невыспавшиеся трудоголики, они повелевают судьбами мира, однако жизнь – странная штука! – поделила их на «Ночной» и «Дневной дозор».
 .

.
«Дозоры» режиссёра Тимура Бекмамбетова оказались, пожалуй, самым ярким киновпечатлением тех лет. Не только применительно к сказочно-фантастическому жанру. Они удивительно выпукло отразили время. Сказка о корпоративных войнах «добра» и «зла» оказалась по-настоящему взрослой, пугающей и захватывающей, но как во всякой сказке, апеллирующей к мифологическому уровню сознанию зрителя, было в ней что-то наивно-детское. Может быть, шанс изменить ход истории – личной и отчасти общественной, чем главный герой в итоге воспользовался. Однако что с героем стало дальше, и как сложилась судьба улучшенного им мира – ясно не совсем. Живём ли мы с той поры в чуть более новом и чуть более прекрасном мире? Или то была сказка, которая всего лишь привиделась нам?
 .
Пролетели ещё десять лет. Настала пора решать, каким быть сказке для детей, а именно детскому кино. Решать по-взрослому. В моём поколении (и в других, близких по годам поколениях) выросли режиссёры и кинокритики, писатели и сценаристы, родители и педагоги, блогеры и просто сочувствующие. Заматерели настолько – что по силам вершить историю, править судьбой планеты уже не только в сказке.
 .
 .
В декабре 2016 года в Москве намечено проведение круглого стола по вопросам детского кинематографа. Сесть за этот круглый стол должны те самые «режиссёры и кинокритики, писатели и сценаристы, родители и педагоги». Придут, конечно, не все, кто желал бы придти (например, я скорее всего останусь в Екатеринбурге). Вот почему к разговору о судьбе детского кино я хотел бы подключить как можно больше людей – чтобы прозвучал «глас народа».
 .
Главная проблема, на мой взгляд, это ситуация неопределённости, в которой детский кинематограф пребывает сегодня. Эта неопределённость уже чуть менее абсолютная и чуть менее трагичная, чем несколько лет назад. Время от времени появляются новые фильмы для детей, некоторые из них довольно неплохие, а некоторые мы даже видим в кинотеатрах, как, скажем, фильмы «Частное пионерское» и «Частное пионерское-2», на фестивальных площадках или в интернете. И всё же, по большей части, прилагаемые усилия по возрождению отечественного детского кинематографа напоминают партизанщину с неясным и переменным успехом.
 .

.
Детский кинематограф в России вроде кота Шрёдингера – вроде он есть, а вроде его нет. Кажется, снимается в год уже какое-то более-менее приличное количество фильмов, но этого количества в информационной сфере не заметно. Регулярно создаются новые серии киножурналов «Ералаш» и «Хочу всё знать!» - но это мало кому известно. Прокат как бы есть, но с другой стороны – его нет. Кажется, что наличествуют специализированные телеканалы для детей, но их существование на фоне основных телеканалов теряется. Не подлежит сомнению, что у всех есть интернет, но выложенное в нём детское кино не становится фактом всеобщего внимания и обсуждения (к счастью, немного поколебал эту ситуацию фильм «Частное пионерское»). Кажется, существует киностудия имени Горького, но как флагман детского и юношеского кино, пожалуй, нет (в отличие от советских времён). Кажется, что отдельные энтузиасты начинают собираться вместе, выдвигают инициативы и предлагают проекты, но всё это пока напоминает подготовку к старту.
 .
Каким должно быть детское кино? Должно ли оно отличаться от семейного? О чём должны быть фильмы? В каком жанре и с каким бюджетом? Нужно ли пытаться конкурировать с Голливудом или нам следует уступить, подвинуться в сторону и уйти в свою нишу? Какой жанр должен быть в приоритете – «школьное и проблемное кино» или «приключения и фантастика»? Эти вопросы пока повисают клочьями тумана в неясной и неопределённой системе координат.
 .
Не думаю, что мы сможем найти на все вопросы ответы. Они, пожалуй, слишком специализированные для такого приблизительного разговора, как наш. И, тем не менее, я бы хотел, чтобы высказалось как можно больше народу. Для зачина разговора я предлагаю всем желающим ответить на анкету-опросник, определиться нашими вкусами. Ниже я составил список из 36 советских фильмов, адресованных, как говорили раньше, детско-юношеской аудитории. Это, порой, очень разные картины. Их могло быть и больше, и стоят они в случайном порядке – по мере того, как они вспоминались мне.
 .
Могут ли они подсказать дальнейший путь российского детского кино? И, кстати, какие из российских картин, снятые после 1991 года (или хотя бы в последние несколько лет) и адресованные «детству и юношеству», вы могли бы поставить вровень с выше перечисленными?
 .
Итак, предлагаю выбрать пятёрку лучших -
Poll #2057653 Пять лучших советских фильмов, адресованных детско-юношеской аудитории

Пять лучших

Гостья из будущего (Павел Арсёнов, 1984)
188(11.5%)
Приключения Буратино (Леонид Нечаев, 1975)
126(7.7%)
Про красную шапочку (Леонид Нечаев, 1977)
66(4.0%)
Рыжий, честный, влюблённый (Леонид Нечаев, 1985)
19(1.2%)
Не покидай! (Леонид Нечаев, 1989)
27(1.6%)
Москва – Кассиопея / Отроки во Вселенной (Ричард Викторов, 1974)
78(4.8%)
Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (Станислав Говорухин, 1981)
41(2.5%)
Остров сокровищ (Владимир Воробьёв, 1982)
46(2.8%)
Приключения Петрова и Васечкина (Владимир Олейников, 1983)
106(6.5%)
Приключения Электроника (Константин Бромберг, 1979)
186(11.4%)
Там на неведомых дорожках (Михаил Юзовский, 1982)
20(1.2%)
На златом крыльце сидели (Борис Рыцарев, 1986)
4(0.2%)
Бронзовая птица (Николай Калинин, Владимир Корш-Саблин, 1974)
63(3.8%)
Капитан Немо (1976)
36(2.2%)
Мэри Поппинс, до свиданья! (Леонид Квинихидзе, 1983)
69(4.2%)
Судьба барабанщика (Александр Игишев, 1976)
4(0.2%)
Тимур и его команда (Александр Бланк, Сергей Линков, 1976)
5(0.3%)
Республика ШКИД (Геннадий Полока, 1966)
50(3.1%)
Айболит-66 (Ролан Быков, 1966)
26(1.6%)
Чучело (Ролан Быков, 1983)
36(2.2%)
Розыгрыш (Владимир Меньшов, 1976)
14(0.9%)
Морозко (Александр Роу, 1964)
45(2.7%)
Золушка (Надежда Кошеверова, 1947)
37(2.3%)
Сын полка (Георгий Кузнецов, 1981)
2(0.1%)
Пеппи – Длинный Чулок (Маргарита Микаэлян, 1984)
16(1.0%)
Расмус-бродяга (Мария Муат, 1978)
9(0.5%)
Приключения Калле-сыщика (Арунас Жебрюнас, 1976)
13(0.8%)
Неуловимые мстители (Эдмонд Кеосаян, 1966)
96(5.9%)
Каникулы Кроша (Григорий Аронов, 1980)
22(1.3%)
Чёрная стрела (Сергей Тарасов, 1985)
8(0.5%)
Белеет парус одинокий. Волны Чёрного моря (Артур Войтецкий, 1975)
6(0.4%)
Гардемарины, вперёд! (Светлана Дружинина, 1987)
62(3.8%)
Необыкновенные приключения Карика и Вали (Валерий Родченко, 1987)
14(0.9%)
Выше радуги (Георгий Юнгвальд-Хилькевич, 1986)
35(2.1%)
Старик Хоттабыч (Геннадий Казанский, 1956)
35(2.1%)
Чёрная курица, или Подземные жители (Виктор Гресь, 1980)
6(0.4%)
Макар-следопыт (Николай Ковальский, 1984)
22(1.3%)


.
Tags: guest_from_the_future, movie, problem, sci-fi, television, the night/day watch, tv, Гостья_из_Будущего, гостья_из_Будущего, кино, опрос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 156 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →