Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Category:

Ледокол против штампов - кто кого?

Фильм, который произвёл впечатление...


Ледокол против штампов – кто кого?
Новый фильм-катастрофа
Александр СЕДОВ (с) рецензия / октябрь 2016 г.
 .
Замечу сразу, что новый фильм Николая Хомерики мне действительно понравился. Зрелищный, держит в напряжении, за героев серьёзно переживаешь, характеры, хоть и показаны мимоходом, а цепляют, запоминаются. Чего ещё требовать от картины, сделанной в жанре фильма-катастрофы? Из кинозала, в котором случился аншлаг (больше двадцати зрителей!), я вышел в приподнятом настроении. Но вопросы к фильму накопились.
 .
Не скажу, что "фильм распадается на куски", как утверждает в "Российской газете" Валерий Кичин, но с некоторыми из высказанных им претензий нельзя не согласиться. Претензии эти я бы расставил по другому ранжиру. Не беда, что некоторые мотивировки героев "недорассказаны", а кое-какие сюжетные объяснения опушены за ненадобностью. Недосказанность – приём законный, если его применяют в меру, и когда на главное он не влияет. Меня как зрителя чаще коробит излишняя разжёванность происходящего на экране…
.
.

.
Не беда, что "Ледокол" как бы собран из знакомых паззлов. Вот – молодой и интеллигентный капитан (актёр Пётр Фёдоров). Подчинённым - он товарищ и брат, а не железный начальник. Ради спасения матроса подставляет под айсберг корабль. А вот ему на замену прислан бывалый "морской волк" (в исполнении Сергея Пускепалиса). С командой не то, что не братается, а готов любимые цацки матросов разбить и выбросить за борт, главное для него - дисциплина. Между ними двумя, понятное дело, конфликт, который смотрится узнаваемым штампом, хотя в жизни подобная ситуация скорее норма.
 .
Не беда, что команда держит на судне любимого пса, который регулярно устраивает всем нескучную жизнь. Приём несложный, иными словами, штамп, а цепляет. Не ради ли этого и существуют любимые псы?
 .

.
...Набор штампов! - говорит критик. По мне же, не так страшны штампы, если воспринимаются они как достоверные жизненные реалии. Здесь их сверх обычной концентрации, но и жизнь у моряков, плывущих вблизи Антарктиды, необычна по определению. Я согласен поверить в роковое стечение обстоятельств, например, в то, что на пути ледокола из пучины морской поднялся гигантский айсберг, тот самый, который в своих болезненных видениях созерцал Эдгар По ("Повесть о приключениях Артура Гордона Пима"). Готов поверить, что история с ледоколом "Михаил Громов" случилась в момент исторической пересменки эпох – в марте 1985 года, и что это неспроста и что в этом должен быть какой-то символизм.
 .

.

.
Однако ровно на этом месте и спотыкается фильм-катастрофа. Параллелизм выявлен не до конца. Неужели это совпадение и только? Исторически, наверное, да, совпадение, но в кино подобных совпадений не бывает, иначе неправда. В конце фильма матросы смотрят на газетный портрет нового генсека Горбачёва, но смысл этой детали выхолостился, стёрся до комической ремарки...
 .
В конце концов, не из-за этой ли пересменки в верхах министерство так долго тормозило с ответом, а ледокол затирали льды? Вопрос такой напрашивается, но режиссёр его не задаёт. Зато - посылает на помощь терпящим бедствие сотрудника компетентных органов. В кожаном пальто, набриолиненного, приглаженного, улыбающегося фальшивой улыбкой, который всё делает невпопад - да ещё и с элементами садизма. Невпопад улыбается, невпопад является, невпопад угрожает. Он даже не штамп, а ходульное пугало - кочует по отечественному кино уже двадцать лет, из фильма в фильм. Злодей Злодеевич Злыднев – то особист на войне, то гэбэшник на гражданке, по своей натуре только и умеет, что портить людям жизнь. Сюжету он не нужен, да и зрителю мешает нелепостью своего существования. Возникает подозрение, что этого вампуки-оборотня спустили внутрь фильма по разнарядке сверху, хотя быть того не может...
 .
Скорее всего, причина в тривиальности исторического мышления у сценаристов. Пока авторы фильма рассказывают драму, которую они воспринимают живой и современной, в события веришь, но как только касаются общественно-исторических реалий – на поверхность выходит схематизм и ходульность. Не случайно, в картине нет ни одного министерского чиновника. Если бы фильм снимали во времена СССР, нам бы этих чиновников предъявили как факт жизни, хотя бы мельком. Показали бы как работает государственный аппарат. Но в этом фильме ничего такого нет, так как постановщикам об этом предмете нечего сказать – ни своих, ни заимствованных мыслей.
 .

.

.
Другое дело - полярники, моряки, члены команды ледокола. Тут постановщики в ударе, работают от души, наградили индивидуальными чертами всех. Героев – десятки, все поголовно – в свитерах, половина – с бородами, и, несмотря на многолюдность, отличаешь в толпе каждого, за развитием каждого характера следишь. Кто собирает кубик Рубика, кто подворовывает сахар на кухне, кто играет на гитаре. В свободное от вахты время все смотрят в кают-компании "Брильянтовую руку". Надо отдать должное постановщикам, - в деталях быта авторы чувствуют себя как рыбы в воде: бледные листки телефонограмм, календарь с Пугачёвой на капитанском мостике, очки в роговой оправе... Ловишь себя на мимолётной иллюзии, что в лицах полярников проступают черты советских актёров.
 .
Веришь даже в разборки и бунт, без этого уж точно не могла обойтись затянувшаяся на месяцы экспедиция. Здесь вспомнается советский фильм на близкую тему – "72 градуса ниже нуля" (1976), о конвое вездеходов, покоряющих Антарктиду. Широкоэкранная картина с участием Николая Крючка, Олега Янковского, Александра Абдулова, Михаила Кононова. Что за страсти там кипели на фоне сверхминусовых температур! В сравнении с той картиной героям "Ледокола" как будто не хватает играющих на скулах желваков, взвинченных нервов и разговоров по душам.
 .

.
Наверное, принципиального разговора по душам и не хватило фильму, хотя все элементы для этого были под рукой: суровая природа, люди в одной лодке, испытания и одиночество. Мне, во всяком случае, этой глубины не хватило. Трудно сказать, каких именно ингредиентов не донесли в фильм. Может, исторических, которые сегодня кажутся смешными и даже излишними – нет, например, на ледоколе "Михаил Громов" своего парткома. А какой принципиальный разговор без парткома? А, может, не хватило запоминающейся музыки, которая есть воплощённая душа времени, хотя постановщики и пытались спасти её безликость привнесёнными в фильм песнями Цоя.
 .
И, тем не менее, фильм «Ледокол» в целом удался. Смотришь его на одном дыхании, и с интересом вспоминаешь и обдумываешь потом.
.
.
-------------------------
трейлер фильма "Ледокол"

Tags: movie, review, кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Лицо на мишени" - советская экранизация рассказов Честертона

    В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта…

  • В парижском округе одном

    В ПАРИЖСКОМ ОКРУГЕ ОДНОМ . А.С. / июль 2021 г. . В парижском округе одном Жил-был Мсье Чудак, Куда бы он ни приходил, Он оставлял…

  • 12 июня

    12 ИЮНЯ . А.С. . С каждым годом всё более убеждаюсь в странности сегодняшнего праздника. Не спорю, праздник - явление полезное и приятное.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 34 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Лицо на мишени" - советская экранизация рассказов Честертона

    В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта…

  • В парижском округе одном

    В ПАРИЖСКОМ ОКРУГЕ ОДНОМ . А.С. / июль 2021 г. . В парижском округе одном Жил-был Мсье Чудак, Куда бы он ни приходил, Он оставлял…

  • 12 июня

    12 ИЮНЯ . А.С. . С каждым годом всё более убеждаюсь в странности сегодняшнего праздника. Не спорю, праздник - явление полезное и приятное.…