Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

Следствие по делу о Знатоках - 4

Итак, снова говорим о главном милицейском сериале. Обратимся к сравнительному анализу Пал Палыча Знаменского и Шерлока Холмса. И на то, как ни странно, есть свои основания.
Предыдущие части:
1 – «Князь старых вещей» - http://alek-morse.livejournal.com/126871.html
2 – «Житие и годы» - http://alek-morse.livejournal.com/127202.html
3 – «Улики выходят в свет» - http://alek-morse.livejournal.com/127352.html

.

Интеллигентный сыщик
Следствие по делу о Знатоках
Александр СЕДОВ (с) эссе / сентябрь 2016 г.
 .
На середине жизни сериала о Знатоках на советское телевидение ворвался конкурент по имени Шерлок Холмс. Этот факт критиками был замечен не сразу, но год спустя момент соревнования между двумя детективами игнорировать стало невозможно.
 .
«Шерлок Холмс в век «Знатоков» названа эта статья, - обращал внимание читателей газеты «Советская культура» в марте 1981 года Юрий Кагарлицкий, литературовед и критик. – Но её с таким же успехом можно было бы назвать «Шерлок Холмс против «Знатоков». Здесь словно бы на поле две команды, и правила игры у них общие – достоверность, психологическая убедительность и, конечно, загадка, которую, впрочем, можно разгадать лишь через ту же правду характеров и обстоятельств. В детективе (удачном, разумеется) подобная линия наметилась сейчас как генеральная. Произошло это не без влияния «Знатоков». Эта серия подчинила себе зрителей не только своими художественными достоинствами, но и самим фактом своей периодичности. К её героям привыкли, они стали ощущаться как реальные лица. Читатели Конан Дойла некогда потребовали оживить Шерлока Холмса. Весть о ранении Томина ужаснула телезрителей.
 .
Авторы «Знатоков» и фильмов о Шерлоке Холмсе работали для одной и той же аудитории, и они через неё всё время между собой общаются. Ленфильмовцы следуют тем же правилам, что и их московские коллеги, но у них свои краски – юмористическое «ретро» и несколько отстранённый и при этом любовный подход к героям. Не следует забывать и о том, что действие происходит в разных странах и эпохах. И относимся мы к героям всё-таки по-разному. В случае «Знатоков» мы верим, потому что узнаем, в случае «Шерлока Холмса» мы узнаем, потому что верим. Как ни сопоставимы эти сериалы, близнецами их никак не назовёшь» (газета «Советская культура», 31 марта 1981 г.).
 .

.
Знаменский и Холмс в этих фильмах не близнецы-братья, но обладают, по крайней мере, одним общим качеством – интеллигентностью. Сегодня это слово выпало из активного оборота, полузабыто и осмеяно – тем сардоническим смехом, когда вернуть идеал невозможно и легче его похоронить. «Интеллигентность» кажется чем-то старомодным и несуразным, анахронизмом не применимым к современной жизни, балластом на пути к успеху. А в те годы, в печати, на радио и телевидении интеллигентность декларировалась как абсолютная ценность. Считалось высочайшим достижением кинематографа, если образ сотрудника карающих органов обретал черты подлинной интеллигентности.
 .
В 1982 году на страницах газеты «Советская культура» первый заместитель министра МВД генерал-полковник Юрий Чурбанов (да-да, тот самый – зять Леонида Ильича Брежнева, в тридцать восемь лет успевший дослужиться до чина генерал-майора, и принесённый в жертву Перестройке) не без гордости отмечал:
 .
«Теперь ушли в прошлое произведения, в которых работника милиции показывали либо в комедийном плане, бессмысленно бегающим со свистком, либо в сатирическом – этаким бездушным и бездумным бюрократом.
 .
Сегодня сценаристы, режиссёры, актёры стремятся глубже проникнуть в суть милицейских профессий, раскрыть социальную значимость и нравственную красоту их труда, гуманизм и благородство их работников» (Ю. Чурбанов. Экран и закон, - в газете «Советская культура», 10 марта 1982 г.).
 .
Высокий начальник признавал, что усложнение образа сыщика на экране отвечает современному моменту, а сумма благородных качеств, пусть и не названная прямо интеллигентностью, должна служить ориентиром.
 .
Не знаю, собственноручно ли товарищ генерал писал статью. Для подобных поручений обычно существуют референты и близкие ко двору журналисты (хотя, надо полагать, генерал прошёлся по тексту красным карандашом), но его устами, несомненно, говорила правоохранительная система в целом – какой она хотела быть или, по меньшей мере, казаться.
 .

.
А вот как в 1983 году критик Всеволод Ревич живописал портрет Пал Палыча Знаменского:
 .
«Он интеллигентен в лучшем смысле слова, он наследник гуманных традиций замечательных русских юристов, рождённых действительностью и прославленных литературой. …Казалось бы, Знаменский настолько положителен, что не должен выглядеть живым человеком, сплошные прописи, а вот поди ж ты – выглядит. …Не растерявшись, актёр принялся за решение труднейшей творческой задачи, которая не удавалась многим его коллегам: превращать букет добродетелей в живого, очень конкретного, как это ни странно, весьма своеобразного и опять-таки ни на кого не похожего человека. (…)
 .
Профессионально он безупречен. Всегда внимательный, даже дотошный, ничего не делающий с налёта, никогда не повышающий голоса и не теряющий выдержки, даже когда ему лгут в глаза, однако вовсе не слабохарактерный, способный поставить на место наглеца».
 .
Критик не жалел превосходных красок для портрета, и даже в обычных человеческих слабостях Знаменского видел его сильные качества, чем как бы заранее опровергал нефункциональность этого со всех сторон положительного милиционера в реальной жизни:
 .
«Временами кажется, что он немного застенчив, и этот оттенок характера в следователе, который вынужден постоянно принуждать людей к неприятным признаниям, - неожидан. Во всех сценах допросов он ни разу не допустил традиционной жестокости. Вспомним, как часто прославленный Мегрэ вёл допрос ночами, сутками…
 .
Знаменский прям и прямодушен – и со своими «клиентами» тоже. Они никогда не пытается хитрить, что действует на них подавляюще. (…)
 .
Он очень добр, даже мягок, мы отмечаем эту черту, заметную во многих героях советского детектива, но здесь она подкреплена убедительными доказательствами. (…)
 .
Наконец, Знаменский, как и его соавторы, законник до мозга костей; в пожилом возрасте он, похоже, станет малость занудой, он словно живое воплощение закона. Наверное, он и улицу переходит только на зелёный и никогда не сядет в электричку без билета. Цельный, умный, порядочный, нравственно здоровый человек – что и делает его близким и нужным для зрителей. (…) …чем дальше, тем больше начинает казаться, что деликатный и чуткий Знаменский – наш близкий знакомый, почти друг дома. Недаром многие письма, приходящие на телевидение, так и адресованы – П. П. Знаменскому» (В. Ревич. Кинодетектив: уголовный розыск и художественный поиск. – М., 1983).
 .

.
Похожим образом смотрели критики и на английского сыщика Шерлока Холмса в ленфильмовской экранизации.
 .
«Василий Ливанов сыграл именно такого Холмса, которого волнуют не столько загадки, сколько судьбы людей, и убедил не столько умом, хотя им тоже, сколько человечностью», - отмечала в 1985 году Алла Гербер (А. Гербер. Василий Ливанов, - М., 1985).
 .
Ещё определённее высказывалась на излёте советской эпохи Любовь Аркус:
 .
«…Холмс у Масленникова и сентиментален, и пристрастен – не только к скрипке, трубке, приключениям и химическим опытам, но и к людям. …Ни «холодности», ни «отчуждённости» - наш Холмс всё принимает близко к сердцу, и именно это свойство побуждает сей незаурядный ум пускаться в приключения. (…)
 .
Может быть, он и гений, но гений понятный и доступный, такой, каким должен быть каждый, каким каждый может стать. Этим Холмсом легко восхищаться, но ещё легче поверить в реальность его существования, ибо в основе его гениальности – самое реальное и насущное для нас – человечность.
 .
…Помните, как разбушевавшийся Ройлотт, отчим и жестокий обидчик сестёр Стоунер в «Пёстрой ленте», нечеловеческим уислием сгибает перед Холмсом кочергу – ну-ка, ты, гнилой мыслитель, знай с кем имеешь дело! Холмс, спокойно проводив его взглядом, легко разгибает кочергу… Он не стал делать этого при Ройлотте – добро не нуждается в доказательствах… Холмс Ливанова – не одинокий гений, не сноб и не отшельник, скорее всего он просто… интеллигент, живущий по всем нормам интеллигентского существования с одним только отличительным свойством – он интеллигент в действии. Он воплощает в себе эту вековечную интеллигентскую мечту – быть способным изменить мир. И изменить его не кулаком, не насилием – а мыслью и добротой» (Л. Аркус. Работа на каждый день: о кинофильмах Игоря Масленникова, - М., 1990).
.

.
Характерно, что в 1993 году, после того как советское государство распалось, а вместе с ним и представление об общественном идеале им поддерживаемое, Аркус исправила свои слова. Должное перестало быть должным, а превратилось в иллюзорное и несбыточное:

 .
«Наш Холмс – несбыточный Холмс. Мы любили его, как всё несбыточное, обречённое на невоплощение. Мечты изменить мир не кулаком и не насилием, а мыслью, добротой и интеллигентностью» (журнал «Сеанс», №8, 1993).
 .
Кинокритик словно прощался не только с канувшей в лету эпохой, но и с возможностью существования такого неординарного явления как интеллигентный сыщик.
.
.
-----------------
продолжение следует
Tags: essay, fictional england, holmes, livanov, movie, russian holmes, russian sherlock holmes, sherlock holmes, television, tv, Выдуманная англия, архивы, выдуманная англия, газета_Советская_культура, кино, фильм_Следствие_ведут_Знатоки, эссе
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • "Лицо на мишени" - советская экранизация рассказов Честертона

    В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта…

  • В парижском округе одном

    В ПАРИЖСКОМ ОКРУГЕ ОДНОМ . А.С. / июль 2021 г. . В парижском округе одном Жил-был Мсье Чудак, Куда бы он ни приходил, Он оставлял…

  • 12 июня

    12 ИЮНЯ . А.С. . С каждым годом всё более убеждаюсь в странности сегодняшнего праздника. Не спорю, праздник - явление полезное и приятное.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments

Recent Posts from This Journal

  • "Лицо на мишени" - советская экранизация рассказов Честертона

    В 1978-1979 годах на Литовской киностудии была предпринята дерзкая попытка экранизировать детективные рассказы английского писателя Гиберта Кийта…

  • В парижском округе одном

    В ПАРИЖСКОМ ОКРУГЕ ОДНОМ . А.С. / июль 2021 г. . В парижском округе одном Жил-был Мсье Чудак, Куда бы он ни приходил, Он оставлял…

  • 12 июня

    12 ИЮНЯ . А.С. . С каждым годом всё более убеждаюсь в странности сегодняшнего праздника. Не спорю, праздник - явление полезное и приятное.…