Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Куда бежать


Бежать от всего коллективного - к бесконечным формам индивидуального восприятия
Большой знак вопроса
.
Нашёл и удивился интересной перекличке двух текстов. Авторы, скорее всего, не читали текстов друг друга. Хотя кто знает... Один из авторов - я. Другой автор - театральный критик Павел Руднев. С него и начну, фрагмент из свежего интервью. Он формулирует своего рода кредо современного театра:
.
« — ХХ век поставил перед искусством задачу изучения безгранично разнообразных способов восприятия. (...)
.
Когда сегодня к театру предъявляют претензии вроде «вы мне не дали никакой стратегии в финале, вы распахнули передо мною житейский ад, но не показали тропинку наверх», то это претензия, безусловно, из ХIХ века. Потому что перед современным художником не стоит вопрос предъявления какой-то стратегии. Современный художник (и это вторая причина, почему игра важна сегодня) знает политическое наследие ХХ века, главный итог двух мировых войн — даже не столько антифашизм и антимилитаризм, сколько отказ от любых коллективных форм спасения.Это Бродский гениально формулирует в нобелевской лекции: «Скорее всего, мир нам уже не спасти, но спасти одного человека можно». Этим и занимается сегодня искусство, не предлагая коллективных стратегий («В рай стадом не войти»), потому что за каждой коллективной формой стоит потенция тоталитаризма. (...)
»

.
ссылка на полное интервью - http://special.theoryandpractice.ru/rudnev
.
И эта формула искусства меня зацепила, так как я вспомнил, что несколько лет назад писал в рецензии о фильме Александра Миндадзе "В субботу". Напомню, что сюжет фильма разворачивается на фоне только-только взорвавшегося 4 энергоблока АЭС. Мы догадываемся, что это рванул Чернобыль, значит - апрель 1986 г. Но сам фильм - 2011 года. Это, безусловно, ответ, рефлексия современного искусства 21 века на исторический опыт. Главный герой - молодой человек, инструктор Горкома, весь фильм пытается убежать, уехать из города (который при АЭС - Чернобыль? Припять?). Вот что я пишу в 2012 году (удивительно, как перекликаются некоторые слова) –
.
« - Наш кинематограф уже обращался к теме вышедшего из-под контроля мирного атома. Широкоэкранное полотно «Комиссия по расследованию» (режиссёра Владимира Бортко, 1978) было создано за восемь лет до чернобыльской аварии, и теперь смотрится полной противоположностью фильму Александра Миндадзе. Название отражало суть производственной темы: никто никуда не бежал, зато блуждавшие по коридорам и заседавшие по кабинетам чиновники и инженеры вели нескончаемые разговоры. (...)
.
Если «Комиссия по расследованию» – это гимн союзу советских инженеров и бюрократии, совместно предотвращающих катастрофу, то фильм Миндадзе о спасении индивидуальном, показанном субъективно через узкий круг знакомых и случайных лиц уже после того, как катастрофа произошла. И по логике показанных в них событий и по времени создания оба фильма разделены Чернобылем, который как бы разрубил нашу историю на период, когда ещё были возможны фильмы-утопии о спасении через коллектив, и когда пришло время киногероев, рассчитывающих лишь на себя и ни в чём не доверяющих обществу. Подобный личный дневник «дезертира» (всё-таки главный герой – инструктор Горкома, «солдат идеологического фронта») был немыслим в советском кино. С другой стороны, кинополотно в жанре отчёта-расследования о неслучившейся на АЭС катастрофе (как вариант, на ГрЭС) вряд ли возможен в российском кинематографе сегодня, так как в дефиците вера в научно-технический прогресс и в то, что российское общество устроено рационально. Все мы теперь прожжённые циники и «знаем», что надежды на инженеров и технику мало, что все честные чиновники остались в советских фильмах, и единственный рациональный выход из надвигающейся катастрофы – бежать».
.
на сайте - http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/85226/annot/
полная версия текста - http://alek-morse.livejournal.com/56097.html
.
Не правда ли, любопытная перекличка? Павел Руднев и я сказали фактически об одном - о неком ответе современного искусства на исторический опыт. Только Руднев видит в этом магическую формулу для искусства, я же – наблюдаю социальную проблему. А, может, и антроплогическую. Не решённую.
Tags: movie, problem, theatre, кино, фильм В субботу
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 11 comments