Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Categories:

О пятом постулате Эвклида

Из какого сора и черновиков, бывает, растут новые тексты. Я был уверен, что в серии эссе о Шерлоке Холмсе я уже распрощался с темой "Та Женщина"... А оказалось, что тема ещё не закрыта и вопрос не исчерпан. Пускай сегодняшний текст будет приятным бонусом в неофициальный День рождения великого сыщика.
.
SAM_7180_04
О пятом постулате Эвклида
Шерлок Холмс, доктор Ватсон и Она
Александр СЕДОВ (с) эссе / январь 2016 г.
 .
В первой главе «Знака четырёх» между сыщиком и его другом разгорелся небольшой теоретический спор. Шерлок Холмс попенял своему летописцу доктору Ватсону за то, что в повести «Этюд в багровых тонах» тот допустил ненужную сентиментальность – дополнил отчёт длинным рассказом о трагической любви фигуранта дела Дж. Хоупа и его возлюбленной Люси Ферье.
 .
- Это всё равно, что в рассуждение о пятом постулате Эвклида включить пикантную любовную историю, - проворчал сыщик.
 .
- Но там действительно была романтическая история! – возмутился начинающий писатель Ватсон.
 .
- Кое о чём можно было и умолчать, - парировал Холмс и добавил: – Единственное, что заслуживает внимания в этом деле – цепь рассуждений от следствия к причине.
 .
Понятно, что над своими героями-холостяками подтрунивал счастливо женатый Конан Дойл. В холмсовских рассказах он обычно следовал правилу (или писательской интуиции) – не забыть включить в сюжет «пикантную историю», но не показывать её слишком откровенно. Дать её в беглом пересказе, а лучше намёком.
 .
К главным героям он относился ещё строже. За исключением двух историй – повести «Знак четырёх» и рассказа «Скандал в Богемии», автор удерживал сыщика и его компаньона от романтических похождений. Что, при желании, можно списать на «викторианские приличия», которых держался в холмсовских рассказах Дойл.
 .
Но однажды сэр Артур всё же сорвался. Американский актёр Уильям Джиллет запросил у него разрешения женить Холмса в одной из своих театральных постановок. В ответной телеграмме Конан Дойл прорычал: «Можете его женить, можете убить! Делайте с ним всё что угодно!»
 .
Драматурги и сценаристы всего мира с радостью ухватились за брошенные сгоряча слова.
 .
.
1970_Частная_жизнь_ШХ_sherlock4
.
В фильмографии сыщика с Бейкер-стрит найдётся не так уж много фильмов и сериалов, в которых нет этого «всего чего угодно». На фоне более чем столетней истории экранизаций Конан Дойла, ленты, которые пытались быть верными духу и букве рассказов, выглядят примерами редкой аномалии.

 .
Об одном из «вопиющих» случаев переработки исходного материала негодовала пресса по обе стороны «железного занавеса»:
 .
«- Холмс, в вашей кровати голая женщина! – подобное восклицание, с которым обращается к знаменитому сыщику его друг доктор Уотсон, напрасно было бы искать у Конан-Дойля. Оно, это восклицание, должно прозвучать в новом, 151-м по счёту фильме, посвящённом Шерлоку Холмсу. Вышеупомянутая реплика стала поводом дебатов в прессе: многие поклонники великого сыщика возмущены подобным «переосмыслением» популярного во всём мире образа. С официальным протестом выступило «Британское общество друзей Шерлока Холмса», обвиняя постановщика фильма известного голливудского режиссёра Билли Уйалдера в том, что он, в угоду новомодным веяниям, сознательно извращает Конан-Дойля, который, как известно, обходил молчанием сексуальную жизнь своего героя» (Журнал «Искусство кино», 1968 г., №11) .
 .
1970_Частная_жизнь_ШХ_sherlock3
.
«На парижских экранах идёт фильм голливудского кинорежиссёра Билли Уайлдера, озаглавленный «Частная жизнь Шерлока Холмса», - сообщала «Литературная газета» в январе 1971 года. – Постановщик ловко использует оба «притягательных» начала, содержащихся в этом названии. Однако «частную жизнь» знаменитого сыщика он изображает такой, что Конан Дойль вряд ли узнал бы в главном лице фильма своего героя. Билли Уайлдер сам написал сценарий картины, рассказывающий о «самом грандиозном провале самого великого сыщика». В фильме, пишет парижский журнал «Реалите», Шерлок Холмс предстаёт «…слабым, легкоранимым существом, одиночкой, который боится женщин, и разгадывание полицейских загадок для него является способом бегства от жизни. Когда ему слишком скучно, он играет на скрипке или делает себе уколы кокаина… Действительно, странный Шерлок Холмс!» - восклицает автор рецензии Жорж Эллози. Не трудно, однако, расследовав это «покушение» на Шерлока Холмса, установить, что знаменитый сыщик пал жертвой модернистской моды» (Дополнительный штрих. Покушение на Шерлока Холмса, – в «Литературной газете», 13 января 1971 г.).
 .
1970_Частная_жизнь_ШХ_sherlock5
.
Неудивительно, что в самый разгар сексуальной революции на Западе Голливуд пытался взять неприступную крепость – холостяка и «недотрогу» Шерлока Холмса. Разумеется, великий сыщик не был главной мишенью проповедников свободных нравов, его задело рикошетом, в шутку. Тем не менее, самых выдержанных и строгих поклонников рассказов Конан Дойла такой поворот не мог не раздражать. В своих мечтах они видели идеальную экранизацию, как можно более точно следующую первоисточнику, без ненужных эротических намёков и разного рода перверсий.
 .
В конце концов, в числе редких кинопроизведений, присягнувших на верность первоисточнику, оказались сериалы студии «Ленфильм» (1979-1986) и студии «Гранада» (1984-1994). Сняты они были почти одновременно и постановщики обоих публично клялись в верности книге, но в вопросе женитьбы Ватсона кардинально разошлись. Так бывает, когда экранизируешь одно произведение, но в разных условиях – производственных и социальных. Кажется, что авторы обоих сериалов следовали одним благородным намерениям при сходных зрительских ожиданиях, но опирались-то они – на разные кинематографические традиции.
 .
В западном кинематографе тема Шерлока Холмса к началу 1980-х была исхожена вдоль и поперёк. По большей части это были вольные фантазии постановщиков, иногда весьма далёкие не только от изначальных литературных сюжетов, но и от времени действия и от родной для сыщика Викторианской эпохи. Пародии, бурлески, шпионские боевики, приключения с элементами фильмов ужасов, фантастика, – всё это нависало снежной лавиной над редкими попытками экранизировать прозу Конан Дойла без лишней мишуры. Западный продюсер, замахнувшийся на «аутентичного Холмса», испытывал огромное давление среды.
 .
У советских постановщиков за плечами были только несколько скромных телеспектаклей про гениального сыщика, о которых быстро забыли. Поэтому шанс начать с чистого листа, точнее с книжной страницы у них было больше.
 .
«После просмотра нескольких фильмов разных лет и разных стран было решено всё забыть, - отмечал в 1981 году режиссёр Игорь Масленников, - выбросить из головы и положить в основу работы только два источника – текст Артура Конан Дойля и рисунки Сиднея Паже. Решено было полностью довериться писателю, несмотря на раздававшиеся голоса о том, что рассказы Конан Дойля устарели…» (Игорь Масленников. Шерлок Холмс, Василий Ливанов и другие, - в журнале «Аврора», №7 1981 г.)
 .
Сокровища_Агры_1437592933_8754.dvadcatij_vek_nachinaetsya
.
Режиссёр Масленников, экранизируя повесть «Знак четырёх», последовал конан-дойловскому замыслу, позволив Ватсону влюбиться, жениться и съехать с квартиры на Бейкер-стрит. Сцена прощания с Шерлоком Холмсом вышла неподдельно грустной, советские зрители были опечалены…
 .
Сокровища_Агры_h054B0iJETQ
.
Сокровища_Агры_Шерлок_Холмс_и_доктор_Ватсон_7_Сокровища_Агры-19
.
.
Бретт_Знак_четырёх_The.Sign.of.Four.1987.720p.BluRay.x264.YIFY.mp4_snapshot_00.19.00_[2015.08.14_05.18.38]
.
Британские телевизионщики избежали «ошибки» ленфильмовцев, и в 1987 году поправили автора – сэра Артура Конан Дойла. В гранадовской экранизации «Знака четырёх» они решили не разлучать сыщицкий дуэт, не отпустили доктора Ватсона в плаванье по волнам семейной жизни. В полном согласии с пожеланиями английских зрителей. Одно было дозволено бравому, но далеко не молодому седоусому доктору – грустно смотреть вслед удаляющейся статной красавице Мэри Морстен – из окна квартиры на Бейкер-стрит, в которой оба героя-холостяка остались куковать до конца длинного сериала. Ватсон был пожизненно приговорён к «мужскому миру» - и приговор был подписан женщиной, продюсером сериала Джун Уиндхэм Дейвис. Интересно, чтобы на это сказал Кирилл Кобрин?
.

tumblr_ngp7yjnUlo1tsxhieo2_1280
.
.
-------------------------------
Огромное спасибо моему шерлокианскому товарищу Александру Орлову за информационную поддержку.

Tags: adaptation, brett, essay, fictional england, granada series, holmes, livanov, maslennikov, movie, russian holmes, russian sherlock holmes, sherlock holmes, television, treasures of agra, tv, Выдуманная англия, выдуманная англия, кино, эссе
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 24 comments