Alexander Sedov (alek_morse) wrote,
Alexander Sedov
alek_morse

Империя киномузыки / An empire of film music

Soviet cinema was an empire of film music. Gennady Gladkov (a famous composer & Vasily Livanov’s classmate and old friend), whose 80th anniversary is celebrated these days in Russia, is one of the giants of film music. Here you can watch and listen to the concert, based on the soundtracks to popular Russian films.
.

Не могу не поделиться видеоссылкой на недавно состоявшийся в московском зале имени Чайковского концерт, посвящённый 80-летию композитора Геннадия Гладкова. 80 лет – вот так! Спасибо всем музыкантам, артистам и организаторам и, в частности, постановщику Сергею Капкову, которые это действо сотворили. А, главная благодарность, конечно, юбиляру. Смотрите и слушайте, не пожалеете.
.
Можно, в он-лайн трансляции, а, можно, и без помех, в записи.
.
Оглядывая все эти музыкальные сокровища, не только Геннадия Гладкова, ещё раз приходишь к мысли, что советское кино было империей киномузыки. Правда, уже тогда в 1970-е годы среди теоретиков и кинокритиков шли дискуссии, а нужна ли музыка в кино? Весьма показательной, в этом плане, кажется публикация 1974 года в газете «Советская культура». Читатель газеты, инженер Н. Морозов, просит редакцию обсудить этот актуальный вопрос. Тут же собираются маститые кинокомпозиторы: Леонид Афанасьев, Василий Соловьёв-Седой, Владимир Шаинский, Александр Флярковский, Андрей Эшпай и Евгений Птичкин, - и начинают размышлять о значении песни в фильме, о необходимости кинообразования во ВГИКе и т.д. и т.п.
.
И хотя в составе этой могучей кучки Геннадия Гладкова ещё не было (мэтром он тогда ещё не числился), мне показалось интересным прочесть эту газетную публикацию сорокалетней давности заново. С высоты современных достижений в этой области.
.
В текстовом виде – представлены фрагменты статьи. Полностью – читайте скан: http://f6.s.qip.ru/sXLz7CQq.jpg
.

Музыка в кино
Газета «Советская культура», 3 декабря 1974 г.
http://f6.s.qip.ru/sXLz7CQq.jpg
Фрагменты:
.
В редакционной почте есть немало писем, посвящённых проблеме музыки в кино… Редакция газеты «Советская культура» провела встречу в Центральном доме журналиста, в которой приняли участие известные композиторы, много и плодотворно работающие в кино…
.
Евгений Птичкин:
.
Проблемами киномузыки мне приходится заниматься как композитору, и как редактору «Мосфильма».
.
Сейчас фильмы настолько перенасыщены диалогами и монологами, что для музыки часто не остаётся места. И вот приходится искать паузы, куда бы можно было вставить звучание оркестра и пение. Дело здесь не только в создателях сценариев, но и режиссёров, недооценивающих выразительную роль музыки. Вкус к музыке, любовь к ней надо по-видимому, прививать ещё во ВГИКе, где, насколько можно судить, недостаточно хорошо поставлена музыкальная подготовка. Может быть, потому мне часто приходится спорить с постановщиками, отстаивая место для песни. Но и тогда, когда это удаётся, песня часто сокращается, дробится, даётся не в полном виде. И нет гарантии, что даже при первоначальной договорённости музыкальные кадры вдруг по той или иной причине не будут в последний момент вычеркнуты из картины. Конечно, режиссёр режиссёру рознь. И чем талантливее постановщик, тем уважительнее относятся он к музыке, используя её как сильнейшее выразительное средство.
.
Александр Флярковский:
.
…Иногда режиссёр всё же оказывает доверие музыке. Так было с фильмом «Русское поле». Я включился в работу, когда более половины картины уже было готово. Но режиссёр Москаленко доверился мне: 160 метров плёнки (то есть 5 минут звучания) было отдано чистой музыке, без текста, без единого слова. На экране шли кадры, показывающие, каким трудом достаётся хлеб, и музыка помогла создать соответствующий эмоциональный настрой.
.
Леонид Афанасьев:
.
Кино нуждается в музыке для того, чтобы стать более полнокровным, более впечатляющим, чтобы овладеть такими сферами эмоционального воздействия, которые без музыки ему неподвластны. В этом смысле мы, композиторы, убеждены в своей силе. Но и музыка нуждается в кино, ибо здесь она вступает в самый непосредственный контакт с другими видами современного искусства – со словом, с литературой, живописью, фотографией, и этот контакт делает музыку выразительнее, конкретнее.
.
Владимир Шаинский:
.
Некоторое время назад мне не раз приходилось слышать, что песня в фильме не нужна, что её появление на экране старомодно, что вполне можно делать картины без песен, а иногда и вообще без киномузыки. Жизнь посрамила таких теоретиков – популярность у слушателей музыки ко многим лентам последних лет показала, как велика её роль в драматургии того или иного кинопроизведения.
.
В фильме песня должна звучать ярче и сильнее, чем в концерте, быть рядом со зрителем, оставаться в его памяти… Наверное, тут необходимы какие-то специальные курсы, семинары – знакомство режиссёров с основами музыкального искусства решило бы немало острых вопросов в наших взаимоотношениях.
Tags: discussion, link, movie, music, soundtrack, video, Геннадий Гладков, архивы, газета_Советская_культура, кино, ссылка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments