You are viewing alek_morse

Alexander Sedov
Д'Артаньян, Мегрэ, хитрый лис Филозов и старая телепрограмма 
23rd-Dec-2013 01:20 am
Алек Morse
Хорхе Луис Борхес страстно увлекался архивами и любил классифицировать тексты по принципу вымышленной китайской энциклопедии, т. е. всё подряд и без разбору. Я в общем тоже (хотя не до такой степени поэт и маньяк). Две папки цвета морской волны, которые я полгода назад отвёл под газетные вырезки и журнальные ксерокопии, набухают не по дням, а по часам моих визитов в библиотеку. Дабы не повторить судьбу кощея или средиземского дракона, которые "над златом чахли", я решил снова поделиться находками. Их очень много, поэтому выбор в известной мере случайный. Впрочем, не откажусь от ваших подсказок и рекомендаций на будущее...

1. найден ещё один материал, где упоминается советский черно-белый телеспектакль по роману Дюма "Двадцать лет спустя" - это интервью Армена Джигарханяна почти сорокалетней давности (1976 г.);
2. рецензия на серию телеспектаклей о комиссаре Мегрэ в исполнении Бориса Тенина (1978 г.);
3. рецензия на фильм Леонида Нечаева "Рыжий, честный, влюблённый" (1985 г.)
4. телепрограмма на первые январские дни 1990 г.;
5. расписание передач 1 программы Всесоюзного радио примерно на те же дни (кому интересно).

Подборка из журнала «Телевидение и радиовещание» – тексты (фрагменты) и сканы (целиком)

.
Телевидение и радиовещание, 1976 г.

Плюс индивидуальность актёра

Беседа с народным артистом РСФСР Арменом Джигарханяном (беседу вёл Е. Сергеев)

Журнал «Телевидение и радиовещание», 1976 г. № 6

.

«К о р р. По-моему, эти нехарактерные черты вам очень пригодились в телевизионном д’Артаньяне. Уж слишком он у вас необычен, нетипичен.

.

Д ж и г а р х а н я н. Да, действительно. Ни одна из моих ролей на телевидении не вызывала столько упрёков. Пришлось оправдываться и, конечно, думать – где же причина зрительского неприятия. По-моему, тут обоюдная ошибка. Зритель ждал «Трёх мушкетёров», а мы ведь ставили «Двадцать лет спустя». Мы хотели показать, что сталось с этим человеком – олицетворением чести и отваги. Во что он превратился через двадцать лет.


Знаете, как в притче о художнике, решившем написать Иуду? Долго искал, наконец, нашёл человека – вылитый Иуда. Пригласил позировать, а тот и говорит: «Вы меня не помните? А ведь с меня вы Христа писали десять лет назад».

Когда получил приглашение на роль, я так и понял: внешнего-то сходства с д’Артаньяном у меня никакого, но зато с меня «Христа писали», то есть я создал все те «однотипные положительные» роли, о которых вы упоминали. И мне показалось интересным представить д’Артаньяна другого. Его все считают прежним, а он давно уже служит кардиналу и обманывает бывших друзей. Но, видимо, что-то не удалось, раз приходится всё это объяснять словесно, видимо, мы не смогли отделить эти двадцать лет. По-моему, основная наша ошибка в том, что мы не учли зрительского ожидания».

- сканы:

Телевидение и радиовещание, 1976 г.



\
----

.
Мегрэ и человек на скамейке, 1973 г.

По роману Жоржа Сименона…

Автор: Н. Борисова

Журнал «Телевидение и радиовещание», 1978 г., № 3

.

«Центральное телевидение не в первый раз обращается к историям комиссара Мегрэ: «Смерть Сесили», «Мегрэ и человек на скамейке» и ещё – «Мегрэ и старая дама». Последний спектакль был недавно повторен по многочисленным заявкам телезрителей. Все эти постановки осуществлены В. Бровкиным.

Как и в предыдущих двух, в спектакле «Мегрэ и старая дама» роль комиссара Мегрэ исполняет народный артист РСФСР Борис Тенин. Сообщалось, что Сименон, видевший фотографии Б. Тенина – Мегрэ, отметил близость его облика своему литературному герою. Точное попадание – так принято говорить в подобном случае, когда наблюдается и внешнее, типажное соответствие, и соответствие более существенное – каких-то чисто человеческих свойств. А именно в этом убеждает нас актёр. Он не «отстраняется» от своего героя, он словно бы «вжился» в него, «влез в его шкуру». Чувствуется, что жизненное кредо Мегрэ, определяющее отношение к людям и событиям, находит его полное понимание.

Трубка, шляпа, чуть надвинутая на глаза, неизменно поднятый воротник плаща – традиционные атрибуты фигуры «сыщика», несколько старомодной вроде бы для окружающей его шумной и торопливой жизни, несколько простоватой… Мегрэ – Б. Тенин и в самом деле непрочь иной раз сыграть в «простачка». Он любит поразмыслить не спеша, пораскинуть мозгами так и этак… Но в момент опасности обнаруживается и неутерянная быстрота реакции, и острота взгляда. Образ этот тем и интересен, что всякий раз легко узнаваем, как ваш добрый старый знакомый.

Наоборот, короткие «знакомства» с остальными персонажами – людьми, попадающими в поле зрения комиссара Мегрэ по роду его службы, - всякий раз привлекают новизной, каким-нибудь поворотом, неожиданно раскрывающим характер. Человеческие типы, лаконично и в то же время исчерпывающе (для данного жанра) очерченные Сименоном, привлекают и актёров. Убедительные психологические мотивировки поступков и конфликтов предоставляют возможность разнообразного проявления актёрской индивидуальности… Причудлив рисунок роли, созданной Роланом Быковым в спектакле «Мегрэ и человек на скамейке», - странный, почти буффонный. Впрочем, странного-то, может быть, и нет, ведь герой – бывший клоун. Он привычно балаганит в кабинете у Мегрэ (не в первый раз здесь и, наверное, не в последний); привычно, в мгновение ока, делает из лица маску – она то смеётся, то плачет. За ней жизнь – неустроенная, нелепая, как его шарф на голом теле. И всё-таки жизнелюбие и остроумие, не покидающее даже в самую чёрную минуту, и не потерянное достоинство.

Не раз «маленький человек» - человек, загнанный обстоятельствами в угол, - обнаруживал в произведениях Сименона это своё человеческое достоинство. (…)»

сканы:






-----------------------------.


Весёлая серьёзная сказка

О фильме Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюблённый…»

Автор: Ю. Смелков

Журнал «Телевидение и радиовещание», 1985 г. № 9

.

«…Вообще главной чертой фильма мне представляется основательность намерений режиссёра, отсутствие упований на то, что музыкальный фильм для детей – это просто, и можно обойтись, так сказать, подручными средствами. О серьёзной работе режиссёра с детьми говорить долго не нужно – разумеется, дети играю так, как их научили; научили в данном случае хорошо. И. выбирая актёров для исполнения взрослых ролей, Л. Нечаев руководствовался принципом В. Немировича-Данченко, согласно которому распределение ролей – это половина режиссуры. В фильм были приглашены хорошие актёры (это может показаться само собой разумеющимся, но сколько мы видели в последнее время непродуманных назначений на серьёзные и ответственные роли!), причём такие, у которых есть вкус к иронии, к весёлой и лукавой игре со зрителем – А. Филозов, Е. Васильева, Т. Пельтцер.

Лучшая роль в фильме безусловно сыграна А. Филозовым (отец Людвига). В сказке, где известная прямолинейность, однозначность персонажа, можно сказать, предполагается правилами игры, он сыграл многопланово. Нежный отец, любящий всех своих детей, и непутёвого, по его мнению, Людвига, тоже; хитрый лис, хитрящий даже со своим сыном (это когда он узнал, что Людвиг подружился с Туттой и даже был в курятнике); и что-то жёсткое в нём нет-нет, да и мелькнёт; и уморительно смешное лисье почёсывание за ухом, напоминающее нам, что это не бытовое повествование, а всё-таки сказка. Всё это актёр сыграл легко и изящно, в стиле фильма, музыкальной сказки. (…)»

сканы:





.
----------------
 Из газеты "Говорит и показывает Москва", 1990 г., № 1
телепрограмма:


Говорит и показывает Москва, 1990 г., № 1


программа радиопередач (премьера радиоспектакля по роману А. и Б. Стругацких "Малыш" - если желаете, могу отсканить заметку об этом спектакле)
газета Говорит и показывает Москва, 1990 г., № 1





Ваши предложения и рекомендации?

Comments 
24th-Dec-2013 02:43 pm (UTC)
Да, никто западных детективов не играет достовернее и приближённо к оригиналу лучше, чем советские актёры.
А радиоспектакль "Малыш" у меня есть на диске. Каждый год прослушиваю. Отличные актёры и шумы сопутствующие великолепны.
24th-Dec-2013 06:11 pm (UTC)
Согласен.
А ведь в "Малыше" звуковое оформление играет принципиальную роль. Да, сделано блестяще.
This page was loaded Aug 1st 2014, 3:53 pm GMT.