?

Log in

Alexander Sedov
Какого кина нам надо - Обращение к Д. Быкову 
14th-Jun-2013 08:49 am
Алек Morse
Это воззвание я постарался сочинить в духе текстов Дмитрия Быкова. Просьба ко всем неравнодушным к судьбе отечественного кинематографа не проходить мимо, а ответить репликой. А, может, даже согласиться и поддержать. Заранее спасибо.

кинохлопушка

Какого кина нам надо?

Открытое письмо к Дмитрию Быкову

.

Уважаемый Дмитрий Быков!

.

Обращаюсь к вам потому, что в нашей стране есть только два властителя, к которым имеет смысл обращаться. Властитель Путин вмешивается во всё, если о том его просит народ. Властитель дум Дмитрий Быков комментирует любой информационный чих, когда о том просят СМИ. Не было, пожалуй, в истории дня (с тех пор, как Вы взялись за это дело), который обошёлся бы без Вашего отзыва на какое-либо событие. И при такой самоотдаче у вас высокий КПД – Вас читают, смотрят, комментируют, негодуют или соглашаются с Вами. Вы – крупное явление нашей жизни, которое трудно обойти.

.

В недавнем комментарии ( Как России спасти свое кино ) по поводу заседания президентского совета по кино Вы критически заметили:

.

«Государство не может не вмешиваться в кинодела - хотя бы потому, что кино есть производство; если страна хочет, чтобы в мире ее уважали, она должна участвовать в мировых чемпионатах по кино и вообще формировать свой имидж с помощью новейшего из искусств. Однако это вовсе не значит, что руководство кинематографом должно быть идеологизировано, что отечество должно заказывать мастеру шедевры и что при изготовлении этих шедевров за ним нужен верховный пригляд. Даже советская власть разрешала существовать артхаусу, не лезла с идеологическими претензиями к Шукшину и не вырезала из фильма все, что намекало на разные неблагополучия.


Помимо откровенной халтуры под патриотическим или производственным прикрытием, советская власть производила кино, которое и сегодня считается образцовым в том же Голливуде. Она понимала - это вообще был один из ее лозунгов, спорных, но действенных, - что масштаб важнее вектора. Тарковский или Ромм, снимающие великие спорные картины, больше значат для престижа страны, чем они же, снимающие в безвыходных условиях нечто верноподданное; для международного престижа СССР роммовские «Обыкновенный фашизм» или «Девять дней одного года» сделали больше, чем «Ленин в Октябре», при всех достоинствах последнего.
.
Этого-то и не понимает сегодняшнее руководство страны, и сказывается это отнюдь не только в кинематографе. Для нормального развития и для престижа стране нужны не исторические батальные полотна, не толпы восторженно орущих лоялистов, не поголовное единомыслие - а большое количество значительных и разнообразно мыслящих художников, граждан, детей и вообще кого хотите. Авторитет страны - это количество талантов, расцветающих в ней, а в удушливой атмосфере репрессий, страха и подхалимажа таланты не цветут».

.

http://ru-bykov.livejournal.com/1730732.html

.

Я, в общем, тоже за всё хорошее и решительно против плохого. Но от Вас, как от Мастера сложных объяснений, ждал чего-то большего, чем лозунг в финале. Как Ваши слова приладить к кинематографу? Как их, так сказать, внедрить? Непонятно.

.

В удушливый и унылый брежневский 1979 год, который иногда именуют «пиком застоя» и который был куда удушливее сегодняшнего времени, были сняты: «Гараж», «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Москва слезам не верит», «Несколько дней из жизни Обломова», «Осенний марафон», «Отель «У погибшего альпиниста», «Пираты ХХ века», «Дикая охота короля Стаха», «Приключения Электроника», «Приключения принца Флоризеля», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ах водевиль, водевиль!», «Стакан воды», «С любимыми не расставайтесь», «Тот самый Мюнхгаузен», «Отпуск в сентябре», «Тема» (правда, оба последних вышли на экран уже в Перестройку), «Трое в лодке, не считая собаки», «Фантазии Фарятьева», «Место встречи изменить нельзя» и «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». «Холмс», к слову сказать, самый обсуждаемый русский фильм в англоязычном интернете - после «Сталкера», конечно. Снятого тоже в 1979 году. На Тарковского, как известно, давили нещадно, но в то же время позволили переснять фильм заново в том виде, как он хотел – дали денег и плёнку. Режиссёр Масленников, по его же признанию, ушёл с головой в «англичанство», потому, что снимать фильмы на остросоциальные темы становилось всё труднее. Так поступил не он один, и в результате (но также и по другим причинам) появились десятки талантливых экранизаций зарубежной классики. Экранизируют ли зарубежную литературу сейчас, в нынешнее «удушливое время репрессий, страха и подхалимажа»? Или поток талантливых картин ушёл в какое-нибудь другое русло?

.

Случай с брежневским застоем я привёл как пример относительно близкий нам по времени, который мы с вами застали, правда, в юном возрасте, и в какой-то мере можем судить о нём изнутри.

.

Но были времена и поудушливее.

.

1936-ый и 1937-ый принято вспоминать как годы сталинских чисток, массовых репрессий. И подхалимажа в них было более чем достаточно. При этом неосторожное замечание в адрес властей могло стоить свободы, а то и жизни. Но в те же годы закладывается фундамент детского кино и мультипликации как целой индустрии – с фабрикой-флагманом по имени Союздетфильм, годом позже преобразованного в Союзмультфильм (недавно мы отмечали 75-летний юбилей этой как бы существующей студии-призрака). Сталин, по-видимому, был не самым либеральным правителем, и свободному самовыражению художников предпочёл партийность и народность искусства, поставив их на промышленные рельсы Диснеевской технологии. Через некоторое время последовали шедевры, но в строго регламентированной эстетике. Зато лет через двадцать Союзмультфильм расцвёл множеством стилей и технологий. Отсюда, на мой взгляд, следует сделать вывод, что у каждого времени свои задачи, и свои открываются возможности. Главное – ими правильно воспользоваться.

.

Совсем обратное получилось по итогам Перестройки, когда большинство киностудий загнулось, а вместе с ними и детское кино как жанр. Исчезла студия имени Горького – студия фильмов для детей и юношества, «спалённая» в свящённом огне свободы и рыночных реформ…

.

Вопрос о детском кинематографе я считаю принципиальным. В других видах, жанрах и направлениях кино у нас время от времени случаются удачи (или полу-удачи). Бывают приличные сериалы (иногда – правда, редко – даже талантливые), периодически на радость фестивальных критиков «выстреливают» так называемые арт-хаусные картины, случаются неплохие блокбастеры. Даже одинокие мелодрамы неожиданно для всех становятся Событием. (А вот комедии пока не удаются.) В анимации тоже случаются достижения – правда, чаще спорные. Мультипликационная отрасль начала осознавать себя как силу – но больше на словах – для лоббирования тех или иных правительственных решений. Но детского кино нет – нет как направления, как явления, как события.

.

Мы с Вами, Дмитрий, умрём счастливыми детьми, видевшими современный отечественный детский кинематограф. Мы – поколение динозавров и питекантропов, свидетели допотопного времени, успевшие увидеть на экране своих сверстников-современников, которые, так же как и мы, учились в школе, и с которыми в школьные каникулы случались захватывающие приключения – испытание настоящей дружбой, первой влюблённостью, борьба с космическими пиратами и Кощеем Бессмертным.

.

Я постарался припомнить, какие детские фильмы за последние годы были у нас сняты:

.

2003 г. - «Радости и печали маленького лорда». (По роману «Маленький лорд Фаунтлерой»). Очень достойный фильм, которому уже десять лет.

2007 г. - «Дюймовочка». Последний фильм Леонида Нечаева прошёл почти незамеченным.

То же самое можно сказать о фильме «Потапов, к доске» (2007) режиссёра Александра Орлова (того самого, что снял фильмы «Тайна Эдвина Друда» и «Женщина, которая поёт»).

Елизавета Соломина, дочь Виталия Соломина, несколько лет назад участвовала со своим фильмом в альманахе «Сказка. Есть» (2011). Кто-нибудь видел?

Помню редкие репортажи о том, что Юрий Грымов снимает «Праздник белого слона». Чем всё закончилось?

Несколько лет назад в прокате шла «Книга Мастеров» (2009) - попытка вернуть на широкий экран фильм-сказку. (Фильм создавался при участии российского отделения студии «Дисней».)

Продолжают делать «Ералаш», но событием, к сожалению, он быть перестал.

В позапрошлом году Сергей Безруков предпринял героическое и снял «Реальную сказку» (2011), но то получился не вполне детский фильм.

Кажется, снимают римейк «Острова сокровищ» с девочкой в главной роли. Кто об этом слышал?

.

Итак, режиссёр Леонид Нечаев умер. А режиссёр Юрий Грымов – после неудачной попытки бодаться с кинопрокатом – переквалифицировался в театральные режиссёры. На прощание Грымов успел опубликовать воззвание к общественности о необходимости реформ в киноотрасли. Но интеллектуалы мира сего проигнорировали глас вопиющего.

.

Самое поразительное в этой ситуации поведение кинокритиков, публицистов, обозревателей и прочих. Помните, как в одном из рассказов Конан Дойла:

.

« - Самое удивительное – это поведение собаки.

- А что в нём удивительного?

- В том-то и дело, что ничего. Она не лаяла».

.

О детском кинематографе не говорят. Вообще. Наши критики и публицисты пишут о чём угодно: об очередных достижениях Голливуда, об изысках арт-хауса, о сериалах – если есть повод поскандалить (о сериале «Жизнь и судьба» вышла тьма публикаций, при этом не было ни одной профессиональной кинорецензии, а только идеологические схватки с переходом на личности), о ненавистной михалковщине, о патриотических блокбастерах и даже о свободолюбивом документальном кино. О детском кинематографе – ничего. Его нет, значит – и проблемы нет.

.

Дмитрий Львович, выручайте. Больше некому. Корифеи детского кино покинули этот мир, а критики зачем-то ещё существуют, но пишут о своём, о взрослом: о Бэтманах, зомби и шпионских фильмах. (Только блогеры ещё помнят о детском кино, да единственный кинокритик Евгений Васильев.)

.

Вы не убоялись Путина и обхохмили его миллион раз – в стихах и прозе. Вы миллион раз покусились на святыню – бюрократию и партию «Единая Россия» (а теперь и на «Общероссийский народный фронт»). Вы интересно пишете о русской литературе. Но Ваших публикаций о детском кино я что-то не припомню. Отложите на пару недель раздачу комментариев по текущим событиям дня, копните глубже. Разве детский кинематограф не достоин Вашего внимания?

.

Понимаю, что для одного человека эта тема почти неподъёмная. В идеале на этот вопрос должны обратить свои взоры, по крайне мере, несколько видных интеллектуалов. Вот только наберётся ли столько, сомневаюсь.

.

Для начала разговора я предлагаю такую повестку дня:

.

- Опубликовать манифест о том, что детский кинематограф нам всё-таки нужен.

- Сформулировать задачи, которые должны помочь возрождению детского кино:

.

Например, создание профильной киностудии и особых условий кинопроката.

.

Разговор должен вестись конкретный, деловой, без лишней лозунговости и эмоциональности. Может быть, даже без той доли иронии, которую я позволил себе в этом обращении.

.

С уважением,

Ваш читатель Александр СЕДОВ

Лето 2013 г.

Comments 
14th-Jun-2013 02:59 am (UTC)
А почему именно к Быкову письмо?
Мне кажется, что он больше занят разоблачением "кровавого режима", а до таких проблем ему дела нет. :)
14th-Jun-2013 03:04 am (UTC)
Я решил оттолкнуться от его же комментария, брошенного как бы вскользь (увы, симптом нашего времени - бросить комментарий походя и уйти). Так сказать, Дмитрий Быков меня вдохновил на подвиг.
И, потом, а вдруг он пожелает написать что-нибудь конкретное по этому поводу. Всё таки такой энергичный мыслитель.
14th-Jun-2013 03:27 am (UTC)
Спасибо за публикацию, Александр! Увы — профильные киностудии вроде как бы формально существуют, и государственные и частные, да толку-то что?
Кстати, мне кажется, вы допустили некоторую ошибку: «Союздетфильм» — это не «Союзмультфильм», а нынешняя киностудия имени Горького. Которая на словах и сегодня называется Центральной киностудией детских и юношеских фильмов.
И то, что вы не вспомнили ни словом о выпущенном в 2010 году фильме по произведению крупного детского писателя, который приказал вычеркнуть своё имя из титров — за это вам отдельное спасибо. Такое кино не заслуживает, чтобы остаться в памяти зрителей.

Edited at 2013-06-14 03:38 am (UTC)
14th-Jun-2013 11:42 am (UTC)
Совершенно верно: "Союздетфильм" в 1948 г. был переименован в Киностудию им. Горького, а в 1963 г. - в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М.Горького. "Союзмультфильм" в первый год своего существования назывался "Союзмультдетфильмом".
14th-Jun-2013 05:02 am (UTC)
Некоторое количество людей считает, что "Тот ещё Карлосон!" - это детский фильм. А некоторые из этих людей считают фильм отличным.
Теоретически, фильм можно было бы считать детским, если бы он не был пересыпан упоминаниями стрип-клубов, презервативов, геев и т.п.

Мне кажется, что мастера детского кинематографа потерялись, они не понимают, что им снимать - базовые ценности размыты, вкусы детской аудитории непонятны. Тот же современный "Ералаш", насколько я помню, делает что-то стерильное, несмешное, про "секс" и "деньги".

Хотя уже упомянутый Карлосон (который, если не ошибаюсь, иногда ещё и рекламировался как детский фильм) собрал в прокате два с лишним своих бюджета, т.е., спрос на (условно)детское кино есть. Если бы в нём не было пошлых шуток, он вполне мог бы считаться посредственным, но детским, фильмом.

Я сумбурно пишу, но, по-моему, проблема ещё и в том, что нет современных детских историй. Хотя, может я ошибаюсь, есть же у нас, например, писатель Дмитрий Емец, который написал несколько десятков книг. Вдруг, среди них есть что-то великое.

Edited at 2013-06-14 05:10 am (UTC)
14th-Jun-2013 06:37 am (UTC)
"Того ещё Карлосона!" не смотрел, но видел репортажи: весьма колоритные Галустян и Табаков. Хотя Табаков радовал, но чувствовал, что сюрприз, скорее, будет неприятным. Поэтому смотреть не стал.

Напротив, всё ясно излагаете и, на мой взгляд, в точку.
Но главной проблемой я вижу - отсутствие инфраструктуры детского кинематографа. Вот обратите внимание - пример из аналогичной сферы - ещё живы и в здравом уме, и в творческой силе с десяток, как минимум, советских кинокомпозиторов. И где их киномузыка? Современная киноиндустрия их не востребует. Ни мелодистов типа Рыбникова, ни экспериментаторов типа Эдуарда Артемьева.

Словом, истории пишутся для детей. Нет детской киноиндустрии, которая бы работала.
14th-Jun-2013 05:26 am (UTC)
По зачину рассчитывал на стихотворное послание в духе Быкова.
Детские фильмы регулярно заявляются и иногда снимаются - один из лучших способов для отмыва денег и отката.
Но фильмы для детей ещё меньше нужны кинотеатрам, чем иные российские картины.
А мою рецензию на сериал Урсуляка не считаете, видимо, профессиональной.
14th-Jun-2013 06:19 am (UTC)
Ну до такого совершества я ещё не дорос :)
Мда... Проблема, прямо скажем, непроста.

После премьеры "Жизни и судьбы" я, наверное, перечитал, с десяток статей в разных сетевых изданиях...
Может, я пропустил ваш текст. Не кините ссылку? Хотя, припоминаю, в Вашем журнале читал небольшой отзыв.
Вообще, в современной кинокритике мне не хватает таких текстов, как, скажем, знаменитая рецензия Виктора Дёмина на "Семнадцать мгновений весны" в "Советском экране" - большой и последовательный разбор (этот пример первым пришёл мне на ум).
14th-Jun-2013 05:39 am (UTC)
надо быть реалистами - дети будут смотреть американские фильмы и мультики..остальные - даже близко не конкуренты..еще лет 50 минимум..
14th-Jun-2013 06:20 am (UTC)
В таком плане и эти "через 50 лет" никогда не наступят...
(Deleted comment)
14th-Jun-2013 06:21 am (UTC)
В "Реальной сказке", мне показалось, идея неплохая. Но вот реализация... И этот в конце закос под Мордор и битву в болоте под дождём...
14th-Jun-2013 06:03 am (UTC)
«Повелитель луж» (2002) - тоже вполне неплохой детский фильм, кстати.

Что до этого письма.. вот чьё внимание оно должно привлечь? Ну, то есть Быков как на него отреагировавший?
Государства в лице озабоченных всяко-идеологической-борьбой и бабло-попилом чиновников?

Ну и ещё. Если некому снимать — то и поддерживать некого.
Или чтоб кому не лень снимали всякий трэш вроде «Книги Мастеров» и прочего (ввиду наличия финансирования)? Гм. Вот уж нафиг.
14th-Jun-2013 06:17 pm (UTC)
"Повелителя луж" не видел. И даже не слышал о нём. Любопытно.

Пока Быков ещё никак не отреагировавший. Но, подозреваю, что информация до него дошла. Так как Дмитрий Львович неравнодушен к тому, что о нём пишут в СМИ и блогосфере.

Хотелось бы такого развития события:
Дмитрий Быков как честный человек неожданно пишет большой и яркий материал о том, как нам нужно детское кино. Вскоре прозревают ещё несколько видных общественных деятелей и отзываются на призыв Быкова.
На этой волне подключается кинематографическая общественность.
Быков предлагает (совсем уж лучезарный вариант) создать коммитет в поддержку детского кино. Или, по крайней мере, пишет манифест и предлагает его подписать общественности.
На всё на это отзываются Михалков, Мединский и Путин.
Ну и так далее...

Я согласен, что сейчас снимать детское кино особенно некому. Потому что слишком силён в режиссёрской профессии сегодня у нас "гламурный" и "сериальный" отбор, который требует от режиссёра не совсем тех качеств, которыми должен обладать режиссёр детского кино. Значит, по идее, нужно начинать с создания технологической цепочки:

образование - профильный студия - прокат (особые условия)
14th-Jun-2013 06:05 am (UTC)
А какой смысл в обращениях к обоим упомянутым властителям по этому вопросу? Только если пошутить захотелось...
Кино будет, если сценарии начнёт сочинять великий писатель Астахов, а продюссировать не менее великий историк Мединский((( тут уж и Бондарчук начнёт детское кино снимать, не только Михалков-Кончаловский...
Грустная тема!
14th-Jun-2013 07:45 am (UTC)
=от его же комментария, брошенного как бы вскользь (увы, симптом нашего времени - бросить комментарий походя и уйти).=

Быков действует по принципу "Прокукарекал, а там хоть и не рассветай"

Для него он сам на фоне события важнее самого события.
14th-Jun-2013 06:18 pm (UTC)
Крупная личность!
14th-Jun-2013 12:01 pm (UTC)
Совершенно согласен с мыслью, что у каждого времени - свои задачи и свои возможности, и дело художника - уметь ими пользоваться. Советские режиссёры это умели. Даже в самые "удушливые" годы (1946-53) из-под их рук нет-нет да и выходили выдающиеся произведения.
Я бы ещё добавил, что "уход в англичанство" - не единственный выход для художников во времена государственных запретов и ограничений. Многие художники советского "андерграунда" в те времена стали работать в области детской книжной и журнальной графики, а талантливые писатели находили прибежище в сфере детской литературы (что, кстати, сильно обогатило эти области творчества). То же наблюдалось и в кинематографе: не имея возможности высказаться на современную тему, режиссёры уходили в сферу детского кино, мюзикла и экранизации классики (как отечественной, так и зарубежной). Кстати, и в этих жанрах им удавалось порой высказаться на актуальные и злободневные темы и донести свои высказывания до зрителя. Поэтому закономерен вопрос: если в те тяжёлые годы госконтроля талантливый человек всё равно находил возможность для самореализации в установленных рамках и границах, то куда эта способность девалась у нынешних авторов? Продюсерское давление вполне сродни цензурному, но почему с советской цензурой в большинстве случаев худо-бедно удавалось поладить (обмануть, перехитрить, смягчить требования, переубедить), то в современной системе это оказывается невозможным? Либо эта система менее эффективна, чем советская, либо нынешние художники - не чета прежним... У меня ощущение, что и первый фактор тоже работает: зависимость современного режиссёра от продюсера и его вкусов, как ни странно, сильнее, чем зависимость советского кинематографиста от цензуры. И потребность в самовыражении в рамках "заказа" у современных режиссёров, похоже, отсутствует. Большинство из них воспринимают "заказ" (в том числе социальный) как деятельность, которую надо исполнить добросовестно, но не "выкладываясь". Поэтому, боюсь, если даже дать сегодня сигнал: "делать детское кино", - то ничего подобного советским шедеврам этого направления, увы, не появится.
14th-Jun-2013 09:37 pm (UTC)
// Совершенно согласен с мыслью, что у каждого времени - свои задачи и свои возможности, и дело художника - уметь ими пользоваться. //

И что важно - это верно не только для режиссёров, которые, по идее, должны стремится через сопротивление формы и обстоятельств реализовывать своё мировидение. Но и для тех, кто думают о киноотрасли в целом.
14th-Jun-2013 05:06 pm (UTC) - Об исчезновении жанра «наши играют ихнюю жизнь»
Немного о зарубежной классике. Вспомнил, что лет 10-15 назад был снят крупный фильм по книге Э. Портер «Поллианна». В нём участвовали крупные актёры: Л. Куравлёв, О. Янковский, Е. Васильева и другие. Музыку написал Е. Дога. Фильм долго возили по христианским кинофестивалям, где он собрал не один приз… но увидеть его абсолютно невозможно. Даже оценившие его церковные толстосумы пальцем не пошевелили, чтобы выпустить приглянувшийся им фильм на дисках или выложить в Интернет.

Edited at 2013-06-14 05:07 pm (UTC)
14th-Jun-2013 06:19 pm (UTC)
О таком фильме я и не слышал!
"Будем искать" (с)
15th-Jun-2013 04:27 pm (UTC)
Власть будет отмахиваться в том плане, что наши фильмы не перестают получать награды мировых кинофестивалей.
А вот детского задорного кино не хватает жутко.
Из юношеского кино тем более. Совсем недавно по каналу "Ретро" вновь показывали "Следствие ведут знатоки" с моей любимой серией про найденный одним юношей пистолет рецидивиста и как к ним "подмазывался" молодой фраер, чтобы вернуть пистолет. Отношения родителей и "трудных подростков" настолько ярко сыгран ещё в далёкие времена СССР, что, к сожалению, ничего подобного не увидишь в кино сейчас. Даже некогда сериал "Простые истины" чересчур наигран и малоправдив.
15th-Jun-2013 10:47 pm (UTC)
А, это где Проханов играет? Помню, помню...
19th-Jun-2013 10:13 pm (UTC)
Алекс, поздравляю Вас с днем рождения! Желаю реализации всех творческих планов, большого успеха, крепкого здоровья и много интересного и хорошего в дальнейшей жизни! Я сейчас уезжаю на несколько дней, где могу быть без связи, но когда вернусь, мы с Вами, наконец-то обсудим некоторые идеи.
19th-Jun-2013 10:24 pm (UTC)
Спасибо огромное за поздравление! Записываю пожеланию :)

// Я сейчас уезжаю на несколько дней, где могу быть без связи //

Всё понял. (Будете на конспиративной квартире. Без радиста.)

// наконец-то обсудим некоторые идеи //

4846 96356 35544 750

Что означает - очень хорошо ;)
20th-Jun-2013 12:45 am (UTC)
С Днём Рождения. Счастья и мудрости...
20th-Jun-2013 04:53 am (UTC)
Спасибо большое
This page was loaded May 23rd 2017, 4:56 pm GMT.