?

Log in

No account? Create an account
Alexander Sedov
Конец фильмам, или Взлёт сериалов 
1st-Mar-2017 11:21 am
Алек Morse

Конец фильмам, или взлёт сериалов
О забывчивости продюсеров
Александр СЕДОВ (с) заметки по поводу / март 2017 г.
 .
Известный шоумен и продюсер Александр Цекало дал RT интересное интервью. (Ссылку прилагаю). Рекомендую ознакомиться с текстом или просмотреть выступление (на сайте интервью представлено в двух форматах) тем, кто хочет быть в курсе того, что происходит в нашей телеиндустрии, каких сериалов ждать, и вообще - как мыслит продюсер в современных условиях.
 .
Цекало возглавляет одну из отечественных компаний по производству сериалов. Судя по упомянутым названиям ("Метод", "Мажор" и др), я не вхожу в их целевую аудиторию. Почти ничего из того, что названо я не смотрел, а о многом даже и не слышал. Исключение составляет разве что сериал "Обратная сторона Луны" (адаптация английского формата) пару серий из которого я видел. И должен признать, что идея была остроумная: перебросить современного полицейского на 30 лет назад во времена СССР и советской милиции. Но сказать, что этот сериал стал для меня большим событием и настоящим откровением, что я когда-нибудь буду его пересматривать, не могу.
 .
Тем не менее, я бы хотел обратить внимание на слова Цекало о том, что сериальное строительство уже как 10 лет переживают подъём – и начался этот процесс (как утверждает Цекало) в США, когда в телевизионное производство впервые пришли кинорежиссёры первого уровня (например, Содеберг). Подобную легенду я слышал уже не раз и, похоже, в кинематографической среде она стала чем-то вроде прописной истиной, её пользуют как факт из учебника, цитируют и прилагают как аргумент к тому или иному утверждению.
 .
Легенды и мифы – вещь не всегда плохая, они украшают нашу жизнь, они делают коммуникацию между людьми проще и эффективнее. И, тем не менее, должен заметить, как опасны легенды на основе всеобщей забывчивости, а уж в профессиональной среде это просто недопустимо, так как чревато принятием неверных стратегических решений. Я не могу назвать себя великим энциклопедистом, но знаю, по крайне мере, о двух предыдущих периодах в истории, когда телевизионные сериалы по своему художественному и технологическому качеству оказывались наравне с кинематографом большого экрана, когда работать на телевидение приходили крупные кинорежиссёры.
 .
Думаю, об одном из этих периодов знаем мы все, хотя обычно не придаём этому значения. Данный феномен, так сказать, расположен за гранью нашего критического анализа, так как большинство из нас с ним выросло, он был (и, надеюсь, остаётся) нашей привычной культурной средой, мы с ним сроднились. Я говорю о сериалах 1970-1980-х гг., созданных для советского телевидения - тогда это именовалось многосерийными телефильмами. Как правило, эти телевизионные картины создавались на крупных киностудиях. среди создателей нередко были кинорежиссёры первой величины. Вообще, в 1970-е годы был такой магистральный путь, рекрут постановщиков для работы на ТВ – режиссёры приходили и из театра и из большого кино. Назову навскидку два классических случая – Татьяна Лиознова и Андрей Кончаловский. Оба после огромного успеха своих фильмов на большом экране ("Три тополя на Плющихе" и "Романс о влюблённых") создали очень успешные сериалы – "Семнадцать мгновений весны" и "Сибириада" соответственно.
.


 .

.
Рядовым зрителям такая забывчивость простительна, но почему "забывают" об этом явлении профессионалы – вопрос серьёзный. Считается хорошим тоном среди наших продюсеров отсчитывать начало времён от миллениума, а всё предыдущее записывать "в тёмные века". Не исключаю, что одна из причин этой забывчивости кроется в том, что советские сериалы с трудом вписываются в нынешние представления о тотальном коммерческом телевидении. Сериальное дело в СССР развивалось как бы вне рыночных стимулов (правда, бывали редкие случаи, когда в кинопрокат выпускали их киноверсии).
 .
Вторая телевизионная революция, которая вывела сериалы на уровень большого кино, случилась в 1980-1990-е гг. на Западе и была связана с общим экономическим подъёмом в США и Западной Европе, который был обязан курсу так называемой "рейганомики" - дешёвым кредитам и росту объёмов рекламного рынка. Тогда, в середине 1980-х Великобритания завоевала мир детективными сериалами – новыми экранизациями Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро, появился успешный "Инспектор Морс" и другие.
 .

.

.
В эти дни на канале "Ретро" повторяют итальянский сериал "Спрут", первые серии которого были выпущены в те же годы – когда-то и он с триумфом прокатился по миру. «Спрут» – до сих пор самый популярный сериал в Италии – безупречный по кастингу, с отличной драматургией и гениальной музыкой Энио Морриконе, своей динамикой и острой интригой нисколько не уступающий большому кино. Как об этих вещах может забыть профессионал?
.

 .
Результат этой всеобщей забывчивости мы можем воочию наблюдать на примере сериала "Екатерина. Взлёт". На канале "Россия-1" в эти дни идут новые серии историко-костюмной саги о жизни русской императрицы. У продюсеров этого телевизионного проекта был настоящий карт-бланш – хороший бюджет, исторические интерьеры, шикарные костюмы и зрительское ожидание. Для новых серий даже рекрутировали режиссёра Дмитрия Иосифова, неплохого зарекомендовавшего себя предыдущим фильмом: его сериал "Уходящая натура", хотя и прошёл "вторым экраном" и почти не замечен критиками, оказался очень достойной работой, замечательным, умным и стилистически выдержанным фильмом.
 .

.
Но, несмотря на золотую пыль, брошенную в глаза зрителя, на красивую картинку, не уступающую лучшим образцам рекламного глянца, новый сериал о Екатерине Великой производит впечатление выросшего на бедной почве. В нём почти не чувствуется "культурный слой" - традиций отечественного кино как бы нет, актёрская школа словно истощилась от недокорма, сценаристы утеряли опыт. И только блеск интерьеров и шуршание атласных камзолов потрясает воображение (уж лучше бы наоборот).
 .
В чём тут дело? Неужели современные создатели сериалов не знают и не смотрят советское многосерийное кино? Не в курсе, к примеру, существования сериала "Михайло Ломоносов", снятого в 1980-е годы Александром Прошкиным? Не видели фильмы Виталия Мельникова "Царская охота" и "Бедный, бедный Павел"? Хотя фильм об императоре Павле I снят уже после миллениума...
 .
Я далёк от мысли, чтобы все неудачи сериала "Екатерина. Взлёт" списывать на режиссёра, хотя и его вина в этом есть, и немалая. Но, судя по общему качеству сериальной продукции, поставляемой на телеэкран российскими студиями, проблема здесь не столько в персоналиях отдельных режиссёров, сколько в неправильно работающей системе. А это уже вопрос к продюсерам. И когда продюсер Александр Цекало говорит о грядущем взлёте российских сериалов, мне становится немного неуютно от такого прогноза.
Comments 
1st-Mar-2017 06:45 am (UTC)
Сибириада -всё-таки не сериал, а большой кинофильм. В кинотеатрах его показывали целиком, 4,5 часа, в виде двух двухсерийных фильмов.
Аналогично показывали и польский Потоп.
1st-Mar-2017 06:48 am (UTC)
Спасибо за поправку. Но так или иначе, на телевидении "Сибириада" превратилась в многосерийный фильм.
1st-Mar-2017 06:53 am (UTC)
Возможно, он просто имеет в виду, что таких качественных сериалов, как "Спрут" и "Рабыня Изаура", было очень мало?
1st-Mar-2017 06:56 am (UTC)
Он вообще не расшифровывает этот своей тезис. И с подобным утверждением я встречаюсь уже не раз. Пафос именно такой - никогда такого не было, но в США произвели революцию.
1st-Mar-2017 07:07 am (UTC)
"Мажор" и "Метод" вполне себе сериальчики. Жвачка, но вроде бы качественная. Первый даже чуть ли не Нетфликс закупил (то ли для показа, то ли для римейка, не понял). С историческими сериалами у нас ожидаемо хуже, это не показатель.

А у американцев и вовсе началось в 60е (если не раньше), чуть ли не бум сериальный: "Стартрек", "Человек из АНКЛ", "Миссия невыполнима".... У британцев: "Мстители", "Святой", "Доктор Кто". ВОзможно, ничего не прерывалось, и эта волна с тех пор всё нарастает и нарастает.
1st-Mar-2017 07:12 am (UTC)
Объём, безусловно, растёт постоянно. Но, например, качественный рывок в Великобритании произошёл именно в 1980-х после реформ правительства Маргрет Тэтчер, когда резко увеличилось число телеканалов и были отделены производящие компании от вещательных каналов (если говорить грубо), были убраны некоторые профсоюзные ограничения и т.п. Плюс стал расти рекламный рынок.

А прерывалось - так это точно у нас. Не по объёму, а по качеству.
1st-Mar-2017 07:08 am (UTC)

Ой, не верб я в то, что когда-нибудь отечественный кинематограф доберется до уровня эталонных сериалов наподобие первого сезона "Настоящего детектива", "Больницы Никербокер", "Черного зеркала" и "Шерлока". Для столь продуманных и гармонично выстроенных картинки, музыки, кастинга и сценария у нас банально нет воспитанного потребителя.

1st-Mar-2017 07:14 am (UTC)
Вот уж я бы не сказал, что этот винегрет в сериале "Шерлок" - гармонично выстроен.
1st-Mar-2017 07:28 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal уральского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
(Deleted comment)
1st-Mar-2017 07:35 am (UTC)
Это верно.
(Deleted comment)
1st-Mar-2017 08:56 am (UTC)
И Вы правы, и Цекало прав. ;)

Просто в период 1970/80-х гг. в СССР снимали примерно на одном уровне и телекино, и кино для театрального проката. На хорошем уровне.

Цекало же говорит (точнее, повторяет за Тодоровским, который говорил об этом гораздо раньше) о том, что в наше время телесериалы ПРЕВОСХОДЯТ кино. Правда, относится это к западной индустрии. Отечественное телекино и кино для театрального проката, снимается пока примерно на одном уровне. На плохом уровне. (За редким исключением).
1st-Mar-2017 09:02 am (UTC)
Ну вот это интересная версия. Просто без этой расшифровки, так сказать, в вульгарном изложении и тиражировании тезис оказывается неверным.
1st-Mar-2017 09:17 am (UTC)
советские сериалы снимали параллельно с созданием хороших советских фильмов.
сегодня же повсеместное производство сериалов идет на фоне полного упадка мирового кинематографа. последний Оскар тому ярчайшее подтверждение
1st-Mar-2017 09:25 am (UTC)
Иосифов - это Буратино?
1st-Mar-2017 09:52 am (UTC)
он самый)) Сам удивился
1st-Mar-2017 09:53 am (UTC)
Не верю! (с)

Были еще "Тайны дворцовых переворотов", "Екатерина" - откровенное говно, актрисы годятся только на роли шлюх или проституток.
1st-Mar-2017 10:40 am (UTC)
В сериале "Екатерина" история приподносится настолько упрощенно, что это вызывает внутреннее неприятие.

Чего стоит, например, преподнесение нам картины смены фаворитов как исключительно неспособности Григория Орлова удовлетворить императрицу.

Напомню о другом сериале, не упомянутом автором блога - о "Фаворите", сделанном по роману В.Пикуля. Я бы не сказала, что это блестящий сериал, но актеры в нем ИГРАЮТ. Какая разница с этим сериалом! В Фаворите есть свои недостатки, однако они покрываются игрой Игоря Ботвина и Натальи Сурковой. Там Потемкин - действительно неординарный человек, преданный императрице. Там показывают его постепенно раскрывающееся чувство, и одновременно - его способность к большим делам. Хотя, в Фаворите Григорий Орлов сыгран слабовато. А ведь тоже был человек больших дел!

При просмотре сериала все время невольно сравнивается, и думается - вот если бы губы Никатора Ивановича, да к носу Ивана Кузьмича...
1st-Mar-2017 11:13 am (UTC)
// При просмотре сериала все время невольно сравнивается, и думается - вот если бы губы Никатора Ивановича, да к носу Ивана Кузьмича... //

Вот! именно так.
Принимая во внимание, что после предыдущих серий "Екатерины" сменили режиссёра, взяв Дмитрия Иосифова (как я уже упоминал его сериал "Уходящая натура" - кино достойное), и некоторые другие косвенные признаки, я прихожу к выводу нового режиссёра просто бросили на амбрузу спасать проект. А он уж как смог, как успел, как сумел втиснуться в уже сделанное.
1st-Mar-2017 10:54 am (UTC)
>>> и начался этот процесс (как утверждает Цекало) в США, когда в телевизионное производство впервые пришли кинорежиссёры первого уровня (например, Содеберг)

Не столько режиссеры, сколько сценаристы ушли в сериальный мир, где креативный контроль остается за ними, а не за десятком продюсеров.

Там вообще много чего наложилось друг друга: на рубеже 90-х и 00-х поднялся HBO и начал ковать свой золотой пантеон сериалов. Смотря на них, подтянулись Showtime, AMC очень удачно запустил сериальную линейку.

Эфирные каналы в середине нулевых поменяли отношение к сериалам и стали вкладывать куда больше денег в сериалы.

Еще с середины нулевых начал меняться характер потребления контента: если раньше тебе нужно было включать ТВ, чтобы посмотреть серию; то в нулевых ты её уже мог записать на DVR, либо дождаться двд. А сейчас, так вообще, стриминговые сервисы.

Ну и также продолжался уход сценаристов из кино в мир ТВ.

Отсюда - в США с каждом годом увеличивающееся число сериалов.
1st-Mar-2017 11:14 am (UTC)
Тут еще такой момент: потребитель сериалов редко пойдет в кино.
1,5-2,5 часа на фильм + до кинотеатра добраться надо. У Большинства взрослых тупо нет на это времени. Вот и разделилось в кино книнокомисы и тупые комедии больше рассчитанные на возраст 16 - 25.
А детективы, драмы ушли в сериалы. 45-90 минут на серию дома вечером вполне выкроить можно. Это как раз для тех кому 25+, и скорее даже 30+.
1st-Mar-2017 12:22 pm (UTC)
Уже про это сказали, но я не поленюсь повторить:))
СИБИРИАДА и Кончаловский - из другой оперы. Дело даже не в том, что фильм не имеет абсолютно (!) никакого отношения к телевидению. Просто Ваш пример неудачен, ибо не поддерживает Ваш же собственный аргумент о приходе на ТВ режиссеров из большого кино. Если бы Вы назвали того же Евгения Ташкова, который работал и в кино, и на телике, вопросов бы не было... Или Сергея Герасимова, снявшего для ТВ КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ... Или Марка Захарова, пришедшего на ТВ из театра после громкого успеха спектаклей...
И высказывание о том, во что превратилась СИБИРИАДА на телевидении, тоже спорно: разные каналы показывали разные версии. Кто-то - полную, 4-серийную, а кто-то - сокращенную, т.н. "каннскую", двух-с-половиной-часовую. Мало ли что разбивали у нас при тв-показе на составные части... Немецкую ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ, например, показывали и в версии тв-минисериала (6 серий, кажется), и просто киноверсию, разделив показ на 4 дня.
Нет, никогда не соглашусь с законностью присутствия СИБИРИАДЫ в Вашей интересной заметке!))
1st-Mar-2017 01:42 pm (UTC)
Готов объясниться :)
На мой взгляд, огромный плюс и достижение нашего кино в 1970-е годы были в том, что стиралась граница между телекино и большим кинематографом. "Сибириада" - как раз такой случай. Мне сделали замечание, что этот фильм - киноэпос. Я бы согласился с этим утверждением, если бы не два "но": если бы в нём были батальные эпизоды с тысячной массовкой и если бы этот фильм был широкоформатный как "Война и мир" Сергея Бондарчука. Но ничего этого "специфичного" для большого кино нет. И, как мне кажется, он сразу задумывался поливалентным, выражаясь языком химии - и для показа в кино и для показа на ТВ. Для показа на телевидении он даже больше годится, ибо есть многосерийная версия.

Кстати, да, бывает такое, когда на ТВ крутят одновременно и киноверсии и телеверсии фильмов. Но это вряд ли делают для того, чтобы доказать зрителю истинную жанровую природу фильма.

А пример с Сергеем Герасимовым очень хороший :)

Edited at 2017-03-01 01:45 pm (UTC)
1st-Mar-2017 06:43 pm (UTC)
В общем, очередное обещание что скоро "ничего не будет — ни кино, ни театра, ни книг, ни газет. Одно сплошное телевидение." )))
2nd-Mar-2017 08:07 am (UTC)
Если оставить в стороне СССР и РФ с довольно специфическим опытом, в случае США, мне кажется, данное замечание справедливо. Во-первых, сериалы там начинают требовать всё больших бюджетов. Т.е. деньги частично перетекают из Голливуда (сиречь кинопроизводства) в создание сериалов. Во-вторых, в сериалы идут состоявшиеся киноактёры первого ранга. Какой-нибудь Кевин Спейси не считает зазорным сниматься в 5 сезонах "Карточного домика", и это только один подобный пример. Современные сериалы, безусловно, сильно изменили представление о ТВ-продукте.

Что касается многосерийных фильмов, рискну утверждать, что это немного отдельная история. Ему больше соответствуют некоторые мини-сериалы. Например прошлогодняя "Война и мир" BBC (кстати, очень неплохая) - как раз соответствует многосерийным телефильмам, тогда как "Игра престолов", допустим, - со всей очевидностью нет.
7th-Mar-2017 09:01 am (UTC)
Мне кажется, сам подход ограничиться одними США сильно сужает наш взгляд на это явление. Сам по себе специфический опыт СССР многое меняет в этом раскладе. Но даже если взять западноевропейскую продукцию, тот же упомянутый выше "Спрут", то и там мы видим, что в отдельных ролях снимались крупные звёзды европейского кино. Например, Франсуа Перье и Бруно Кремер. А это 1980-е и 1990-е годы.

Сериалы как явление, поднявшееся на новый уровень, было признано уже в 1980-е годы. В 1983 году в Италии был организован первый международный фестиваль.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
This page was loaded Jan 19th 2018, 11:42 am GMT.